- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Предложение. Грамматическая основа предложения
Предложение. Грамматическая основа предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гафарова С.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
День:
Урок Класс: 5
Название занятия:
Предложение. Грамматическая основа предложения
Общая цель:
Повторить сведения о предложении и грамматической основе, изученные в начальной школе, познакомить с предложениями с одним главным членом, дать понятие о многозначности слова, заложить основы комплексного анализа текста
Ожидаемый результат:
-знают предложение
-знают грамматическую основу
-умеют применять на практике полученные знания
-развивают память, мышление, воображение, внимание, речь
Тип урока:
комбинированный
Задания:
Метод «Список покупок»
Прием «Корзина идей»
Прием «Согласен, не согласен»
Работа по тексту
Творческое задание
Синквейн
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
Учебник «Русский я зык», 5 класс, карточки, маркеры, таблицы,карточки
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Вводная часть
Психологический настрой
Метод «Список покупок»
Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока.
На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося
Делают записи
Демонстрируют готовность к уроку
Актуализация знаний
-
Проверка домашнего задания - выборочно
Прием «Корзина знаний»
Каждая группа совместно вспоминает и обсуждает все, что знает о словосочетании и записывает на стикерах, прочитывает и кладет в «Корзину знаний»
Прием «Согласен, не согласен» (показывают жетонами красный - согласен, зеленый - не согласен)
1) Наша речь состоит из предложений.
2) Предложения бывают только распространенными.
3) Ребята, больше читайте книг! Это предложение побудительное.
4) Тема текста - это то, о чем говорится в предложении.
5) В тексте бывают разные по цели высказывания предложения.
6) Словосочетание - это 2слова, не связанных между собой по смыслу.
Заполняют корзину знаний
Отвечают на вопросы
Погружение в тему. Целеполагание
Вхождение или погружение в тему
Прочитайте высказывание И. С. Тургенева: «Учение - только свет, по народной пословице, - оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание».
Как вы понимаете эти слова ?
Можно ли эти слова отнести к нам? Что же нужно, чтобы стать по-настоящему свободным человеком?
- Да, мы пришли обмениваться знаниями, добывать знания. Давайте общаться с хорошим настроением, улыбнемся друг другу и отправимся в путь добывать знания, чтобы быть по-настоящему свободным человеком.
Сравните два столбика и подумайте, о чем мы будем говорить на этом уроке.
Защищать Родину
Мы будем защищать Родину.
Забота о животных
Юннаты заботятся о животных.
Любил природу
Иван Сергеевич Тургенев любил природу.
В 1 столбике словосочетания, а во 2 - предложения.
Определение темы и цели урока
Комментируют слова
Отвечают на вопросы
Физминутка
А теперь прошу вас встать.
Пришло время отдыхать.
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука направлена вверх, другая вниз. Плавным движением одна рука опускается, а другая поднимается)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Шаги на месте)
Вот теперь прошу садиться
И немного потрудиться.
Основная часть
Работа в парах
Формирование умений и навыков
Как вы думаете, слово предложение имеет одно значение или несколько?
Чем же предложение отличается от остальных единиц языка? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужны знания. О чем? (О слове, словосочетании)
Слово - это…
Словосочетание - это…
Итак, чем же предложение отличается от словосочетания? (В нем выражается законченная мысль). Значит, это высказывание.
Итак, перед нами на экране текст - отрывок из одного из рассказов И. С. Тургенева:
. люди рождаются с одинаковыми правами. Когда он стал взрослым, он всех своих крестьян, считавшихся прикрепленными к нему, т.
Зеленое солнце медленно опускалось за учеником. Школьные лучи еще покупали верхушки деревьев. Дворец лесника на крыше уже весь был в дороге. Вскоре солнце совсем разбежалось и прыгнуло. Вечерняя заря на востоке стала смеяться и плавать. Реже и реже слышались голоса тетрадей. Наконец в комнате появился вокзал. Под поляной стало подниматься море.
(Учитель наблюдает за реакцией детей)
Перед нами текст? (Нет. Нет смысла.).
- Верно, ребята! Только в шутках, в нелепицах можно встретить подобные «предложения»:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота...
Значит, в предложении слова должны быть связаны по смыслу! Сейчас мы их свяжем, и уж теперь-то перед нами на экране будет текст Тургенева:
Багровое солнце медленно опускаться за лес. Прощальные лучи ещё золотил верхушка деревья. Дом леснику на поляна уже весь был в тень. Вскоре солнце и совсем скрылся. Вечерний заря на запад стал бледнеть и гаснуть. Реже и реже слышался голоса птица. Наконец в лес наступил тишина. Над поляна стала подниматься туман.
- Как? Опять не получились предложения? Ведь слова связаны по смыслу: багровое солнце, опускаться медленно... (Нет грамматической связи).
- Ну, конечно, слова должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Эта связь устанавливается с помощью окончаний и предлогов. Продолжите наше определение?
Предложение - это высказывание, в котором слова связаны по смыслу и грамматически).
Запишем его.
Вечерело. Б...гровое солнце медленно опускалось за лесом. Прощальные лучи еще з...лотили верхушки д...ревьев. Дом л...сника на п...ляне уже весь был в тени. Вскоре солнце и совсем скрылось. В...черняя заря на западе стала бл...днеть и гаснуть. Реже и реже слышались г...лоса птиц. Наконец в лесу наступила тишина. Над поляной стал подниматься туман.
(По И. С. Тургеневу)
- Ребята, докажите, что это текст.
- Определите тему, основную мысль текста
Задание: Вставить пропущенные буквы.
- Из чего состоит грамматическая основа ?
(Из подлежащего и сказуемого).
К ним присоединяются второстепенные члены предложения. Какие? (Дополнение, определение, обстоятельство).
Задание: Подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении. (Обращается внимание на то, что основа предложения может состоять из одного главного члена).
Задание
-
Творческое задание: придумать и записать свое продолжение отрывка из рассказа Тургенева (1-2 предложения) и обозначить грамматическую основу. (На задание отводится 2-3 минуты).
Отвечают на вопросы
Выполняют задания и отвечают на вопросы
Выполняют задание, объясняя пропущенные буквы
Подведение итогов
Составляют синквейн
Беседа:
- Итак, ребята, какую темы мы повторили?
- Что такое предложение?
-Что такое грамматическая основа предложения?
- Из скольких членов может состоять грамматическая основа?
Выполнили ли вы задачи, поставленные в начале урока?
Всё ли понятно по теме урока?
Составляют синквейн
Отвечают на вопросы
Рефлексия
Я в сегодняшнем дне « Светофор»
Оцените свою работу -
Оцените работу класса в целом -
Определяют, наскольно понятна и усвоена тема данного урока
оценивают свою работу и работу всего класса
Информация о дом.задании
Эссе «Моя школьная жизнь»,выполнить синтаксический разбор 1 предложения из текста