Предложение. Грамматическая основа предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

День:

Урок Класс: 5

Название занятия:

Предложение. Грамматическая основа предложения

Общая цель:

Повторить сведения о предложении и грамматической основе, изученные в начальной школе, познакомить с предложениями с одним главным членом, дать понятие о многозначности слова, заложить основы комплексного анализа текста

Ожидаемый результат:

-знают предложение

-знают грамматическую основу

-умеют применять на практике полученные знания

-развивают память, мышление, воображение, внимание, речь

Тип урока:

комбинированный

Задания:

Метод «Список покупок»

Прием «Корзина идей»

Прием «Согласен, не согласен»

Работа по тексту

Творческое задание

Синквейн

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Учебник «Русский я зык», 5 класс, карточки, маркеры, таблицы,карточки

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Вводная часть


Психологический настрой

Метод «Список покупок»

Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока.

На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося

Делают записи

Демонстрируют готовность к уроку

Актуализация знаний


  1. Проверка домашнего задания - выборочно

Прием «Корзина знаний»

Каждая группа совместно вспоминает и обсуждает все, что знает о словосочетании и записывает на стикерах, прочитывает и кладет в «Корзину знаний»

Прием «Согласен, не согласен» (показывают жетонами красный - согласен, зеленый - не согласен)

1) Наша речь состоит из предложений.

2) Предложения бывают только распространенными.

3) Ребята, больше читайте книг! Это предложение побудительное.

4) Тема текста - это то, о чем говорится в предложении.

5) В тексте бывают разные по цели высказывания предложения.

6) Словосочетание - это 2слова, не связанных между собой по смыслу.

Заполняют корзину знаний



Отвечают на вопросы

Погружение в тему. Целеполагание


Вхождение или погружение в тему

Прочитайте высказывание И. С. Тургенева: «Учение - только свет, по народной пословице, - оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание».

Как вы понимаете эти слова ?

Можно ли эти слова отнести к нам? Что же нужно, чтобы стать по-настоящему свободным человеком?

- Да, мы пришли обмениваться знаниями, добывать знания. Давайте общаться с хорошим настроением, улыбнемся друг другу и отправимся в путь добывать знания, чтобы быть по-настоящему свободным человеком.

Сравните два столбика и подумайте, о чем мы будем говорить на этом уроке.

Защищать Родину

Мы будем защищать Родину.

Забота о животных

Юннаты заботятся о животных.

Любил природу

Иван Сергеевич Тургенев любил природу.

В 1 столбике словосочетания, а во 2 - предложения.

Определение темы и цели урока

Комментируют слова

Отвечают на вопросы

Физминутка

А теперь прошу вас встать.

Пришло время отдыхать.

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны)

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука направлена вверх, другая вниз. Плавным движением одна рука опускается, а другая поднимается)

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Шаги на месте)

Вот теперь прошу садиться

И немного потрудиться.

Основная часть










Работа в парах











Формирование умений и навыков

Как вы думаете, слово предложение имеет одно значение или несколько?

Чем же предложение отличается от остальных единиц языка? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужны знания. О чем? (О слове, словосочетании)

Слово - это…

Словосочетание - это…

Итак, чем же предложение отличается от словосочетания? (В нем выражается законченная мысль). Значит, это высказывание.

Итак, перед нами на экране текст - отрывок из одного из рассказов И. С. Тургенева:

. люди рождаются с одинаковыми правами. Когда он стал взрослым, он всех своих крестьян, считавшихся прикрепленными к нему, т.

Зеленое солнце медленно опускалось за учеником. Школьные лучи еще покупали верхушки деревьев. Дворец лесника на крыше уже весь был в дороге. Вскоре солнце совсем разбежалось и прыгнуло. Вечерняя заря на востоке стала смеяться и плавать. Реже и реже слышались голоса тетрадей. Наконец в комнате появился вокзал. Под поляной стало подниматься море.

(Учитель наблюдает за реакцией детей)


Перед нами текст? (Нет. Нет смысла.).

- Верно, ребята! Только в шутках, в нелепицах можно встретить подобные «предложения»:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота...

Значит, в предложении слова должны быть связаны по смыслу! Сейчас мы их свяжем, и уж теперь-то перед нами на экране будет текст Тургенева:

Багровое солнце медленно опускаться за лес. Прощальные лучи ещё золотил верхушка деревья. Дом леснику на поляна уже весь был в тень. Вскоре солнце и совсем скрылся. Вечерний заря на запад стал бледнеть и гаснуть. Реже и реже слышался голоса птица. Наконец в лес наступил тишина. Над поляна стала подниматься туман.

- Как? Опять не получились предложения? Ведь слова связаны по смыслу: багровое солнце, опускаться медленно... (Нет грамматической связи).

- Ну, конечно, слова должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Эта связь устанавливается с помощью окончаний и предлогов. Продолжите наше определение?

Предложение - это высказывание, в котором слова связаны по смыслу и грамматически).

Запишем его.

Вечерело. Б...гровое солнце медленно опускалось за лесом. Прощальные лучи еще з...лотили верхушки д...ревьев. Дом л...сника на п...ляне уже весь был в тени. Вскоре солнце и совсем скрылось. В...черняя заря на западе стала бл...днеть и гаснуть. Реже и реже слышались г...лоса птиц. Наконец в лесу наступила тишина. Над поляной стал подниматься туман.

(По И. С. Тургеневу)

- Ребята, докажите, что это текст.

- Определите тему, основную мысль текста

Задание: Вставить пропущенные буквы.

- Из чего состоит грамматическая основа ?

(Из подлежащего и сказуемого).

К ним присоединяются второстепенные члены предложения. Какие? (Дополнение, определение, обстоятельство).

Задание: Подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении. (Обращается внимание на то, что основа предложения может состоять из одного главного члена).

Задание

  1. Творческое задание: придумать и записать свое продолжение отрывка из рассказа Тургенева (1-2 предложения) и обозначить грамматическую основу. (На задание отводится 2-3 минуты).



Отвечают на вопросы





Выполняют задания и отвечают на вопросы







Выполняют задание, объясняя пропущенные буквы




Подведение итогов

Составляют синквейн

Беседа:

- Итак, ребята, какую темы мы повторили?

- Что такое предложение?

-Что такое грамматическая основа предложения?

- Из скольких членов может состоять грамматическая основа?

Выполнили ли вы задачи, поставленные в начале урока?

Всё ли понятно по теме урока?

Составляют синквейн

Отвечают на вопросы

Рефлексия

Я в сегодняшнем дне « Светофор»

Оцените свою работу -

Оцените работу класса в целом -

Определяют, наскольно понятна и усвоена тема данного урока

оценивают свою работу и работу всего класса

Информация о дом.задании

Эссе «Моя школьная жизнь»,выполнить синтаксический разбор 1 предложения из текста



© 2010-2022