ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС по русскому языку на тему Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки (11 класс)

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»     Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.     Разработала: учитель русского языка и литературы высшей категории Глушкова Т.В.         МБОУ СОШ №25 г. Шахты Ростовской области   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели элективного курса: -гуманитарное развитие учащихся; -развитие творческих способностей личности; -овладение учащимися свободной письменной речью; -подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык. Задачи элективного курса: -помочь учащ... № Темы уроков Вид урока план факт 1. Введение. Задачи курса. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Новые требования к части  3 (блок С). Лекция.     2. Что такое текст. Основные средства связи между предложениями в тексте. Лекция с элементами практической деятельности.     3. Стили текста: публицистический стиль. Лекция.     4. Стили текста: художественный стиль. Лекция.     5. Стили текста: научно-популярный стиль. Лекция.     6. Общие и специальные средства выразительности. Лекция с элементами практической деятельности.     7. Зачетная работа №1. Зачет.     8. Тема и основная мысль текста. Лекция с элементами практической деятельности.     9. Тема и микротемы (деление текста на абзацы). Лекция с элементами практической деятельности.     10. Зачетная работа №2. Зачет.     11. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. План написания сочинения. Лекция с элементами практической деятельности.     12. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Лекция.     13. Виды и формы вступления. Лекция.     14. Практическая работа. Урок-практикум.     15. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Лекция.    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»





Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.





Разработала: учитель русского языка и литературы

высшей категории Глушкова Т.В.









МБОУ СОШ №25 г. Шахты Ростовской области



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели элективного курса:

-гуманитарное развитие учащихся;

-развитие творческих способностей личности;

-овладение учащимися свободной письменной речью;

-подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык.

Задачи элективного курса:

-помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ;

-совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

-формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью

-совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

-совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

-формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С на ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

-работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

-самостоятельная работа;

-работа в группах, парах;

-индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности

Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

-понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

-формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

-определять позицию автора;

-высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

-уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

-анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки:

-текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

-промежуточный (проводится в форме творческих работ);

-итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»)

Список рекомендуемой литературы

Литература для учащихся:

Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004

Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.

Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. - М.: Просвещение, 2007

Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! - М.: Эксмо, 200

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. - М.: Интеллект-Центр, 200

Дополнительная литература

Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002

Как написать сочинение? Справочник школьника. - М.:Слово, 1997

Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977

Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. - М.: Просвещение, 1987

Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991

Приложение:

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ:

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы

I Содержание сочинения

К 1 Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0

К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текст

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0

К 3 Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0

К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблем

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1

Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе . 0

II Речевое оформление сочинения

К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

- в работе нет нарушений абзацного членения текста 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текст. 0

К 6 Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм. 2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. 1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0

III Грамотность

К 7 Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2

допущена 1 ошибка 1

допущено более 1 ошибки 0

К 8 Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2

допущены 1 - 2 ошибки 1

допущено более 2 ошибок 0

К 9 Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет 2

допущены 1 - 2 ошибки 1

допущено более 2 ошибок 0

К 10 Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки 2

допущены 2 - 3 ошибки 1

допущено более 3 ошибок 0

К 11 Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют 1

допущены этические ошибки (1 и более) 0

К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 - К12)













Тематическое планирование элективного курса



Темы уроков

Вид урока

план

факт

1.

Введение. Задачи курса. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Новые требования к части 3 (блок С).

Лекция.

2.

Что такое текст. Основные средства связи между предложениями в тексте.

Лекция с элементами практической деятельности.

3.

Стили текста: публицистический стиль.

Лекция.

4.

Стили текста: художественный стиль.

Лекция.

5.

Стили текста: научно-популярный стиль.

Лекция.

6.

Общие и специальные средства выразительности.

Лекция с элементами практической деятельности.

7.

Зачетная работа №1.

Зачет.

8.

Тема и основная мысль текста.

Лекция с элементами практической деятельности.

9.

Тема и микротемы (деление текста на абзацы).

Лекция с элементами практической деятельности.

10.

Зачетная работа №2.

Зачет.

11.

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. План написания сочинения.

Лекция с элементами практической деятельности.

12.

Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении.

Лекция.

13.

Виды и формы вступления.

Лекция.

14.

Практическая работа.

Урок-практикум.

15.

Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста.

Лекция.

16.

Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.

Лекция.

17.

Практическая работа.

Урок-практикум.


18.

Комментарий к основной проблеме текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

Лекция.

19.

Введение цитат в текст сочинения.

Лекция с элементами практической деятельности.

20.

Практическая работа.

Урок-практикум.

21.

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

Лекция.

22.

Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.

Лекция.

23.

Практическая работа.

Урок-практикум.

24.

Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

Лекция.

25.

Аргументы, оцениваемые 2 баллами. Аргументы, оцениваемые 1 баллом. Структура аргумента.

Лекция.

26.

Практическая работа.

Урок-практикум.

27.

Заключительная часть сочинения. Виды заключения.

Лекция.

28.

Типовые конструкции, используемые в заключении.

Лекция.

29.

Практическая работа.

Урок-практикум.

30.

Речевое оформление сочинения (фактические, логические, грамматические, речевые ошибки).

Лекция.

31.

Творческая работа. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

Творческая работа.

32.

Творческая работа. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Творческая работа.

33.

Творческая работа. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.

Творческая работа.

34.

Рекомендации к написанию сочинения на ЕГЭ.

Лекция.











© 2010-2022