- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема нравственной глухоты и безразличия в повести Дины Сабитовой «Три твоих имени»
Тема нравственной глухоты и безразличия в повести Дины Сабитовой «Три твоих имени»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бартош О.В. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема нравственной глухоты и безразличия в повести Дины Сабитовой «Три твоих имени»
Цели:1. Воспитание нравственной чуткости и ответственности за свои поступки;
2. Совершенствование умений анализа произведений;
3. Развитие интереса к чтению
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим изучение произведения Д.Сабитовой «Три твоих имени». На предыдущих уроках познакомились с биографией писательницы. Обдумывая список книг на летнее чтение, я решила порекомендовать это произведение не только потому, что оно интересно само по себе, но и потому, что, как мне кажется, оно интересно с психологической точки зрения. Познать душу другого человека, самого себя - вот вопросы, которые вас особо интересуют, которыми вы занимаетесь на спецкурсе по психологии. Ну что ж попробуем почувствовать себя психологами, проникнуть в психологию героев повести.
Анализ произведения всегда начинаем с названия произведения. «Три твоих имени» - 1. что настораживает внимательного читателя в самом названии? (Имя человеку дается однажды, он, конечно, может его изменить, но это бывает очень редко. Имя - это предопределение судьбы, это качества характера, манера поведения. Раньше на Руси имя давалось строго по Святцам в честь определенного святого, который должен был охранять ребенка).
Вспомните героя произведения, которому не могли придумать имя и назвали, как отца
2. Почему «Три твоих имени»? (Автор обращается к кому - то, рассказывает историю его жизни Есть посвЯщение )
Итак, перед нами книга, в названии которой уже есть тайна.
3. Попробуем определить тему произведения.
4. Об идее мы поговорим позже. Что показалось интересным в композиции? (повесть состоит из трех частей, каждая из которых имеет названий, имя девочки. В 1 и 3 частях повествование ведется от лица героини (вводится понятие несобственно - прямая речь), во второй части о героине говорят другие действующие лица (интервью). Есть посвящение. Конец частей как бы повторяется, но развязка действия разная )
5. Что достигает писатель таким построением произведения (занимательность, тайна, выбор)
6. Работа в группах:
Нужно составить внутренний монолог героини, начать нужно словами:Я - Ритка, Я-Марго, Я - Гошка. Постарайтесь не только отразить события жизни, но и охарактеризовать внутреннее состояние героини
Попытаемся заглянуть в творческую лабораторию писательницы, посмотреть, с помощью каких выразительных средств изображается характер героини.
-
Перед первым выступлением: Вспомните, как вас называли в детстве? А героиню как зовут, почему? Что означает имя «Маргарита»(жемчуг)
Выступление первой группы
Подведение итогов:
-
Несобственно - прямая речь
-
Характеристики окружающих
-
Портрет (рыжие волосы, разные глаза)
-
Песня про дрозда (испанская народная песня о птице, которая прилетает в начале весны)
-
Портфель
-
Любит чистоту и пытается создать красоту вокруг себя
-
Вторая часть называется «Марго». С каким произведением ассоциируется это имя?
-
Подходит ли оно героине? Выступление второй группы
-
Давайте проследим, с помощью каких средств создается характер
-
Название 3 части совершенно не сочетается с женским именем, Что - то изменилось в человеке. Выступление 3 группы
1. Значение выразительных средств - проследить, подводя итог
7. Как композиция помогает понять замысел автора (судьба девочки могла сложиться по - разному: родители ее могли взяться за ум, приемные родители могли опомниться и забрать девочку, но этого не происходит) В последней части тоже нет определенного конца, но хочется верить, что девочка обрела наконец любящих родителей.
8. Каковы ваши первые впечатления после прочтения?
9. Героев принято делить на положительных и отрицательных? Возможно ли это сделать в повести?
10 О чем же хотела рассказать писательница вам, ровесникам девочки?
Абсолютно плохих людей нет, но каждый живет для себя, не видя, что происходит рядом. Может, наш разговор поможет кому - то посмотреть на тех, кто нас окружает, по - другому
11.Давайте еще раз вспомним о Ритке (презентация)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №44
План проведения урока литературы
по повести Дины Сабитовой «Три твоих имени»
Автор разработки Бартош О.В.
город Иркутск