Тема нравственной глухоты и безразличия в повести Дины Сабитовой «Три твоих имени»

Тема  нравственной глухоты и безразличия в повести Дины Сабитовой «Три твоих имени» Цели:1. Воспитание нравственной чуткости и ответственности за свои поступки; 2. Совершенствование умений анализа произведений; 3. Развитие интереса к чтению   Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжим изучение произведения Д.Сабитовой «Три твоих имени». На предыдущих уроках познакомились с биографией писательницы. Обдумывая список книг на летнее чтение, я  решила порекомендовать это произведение не только...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема нравственной глухоты и безразличия в повести Дины Сабитовой «Три твоих имени»

Цели:1. Воспитание нравственной чуткости и ответственности за свои поступки;

2. Совершенствование умений анализа произведений;

3. Развитие интереса к чтению

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим изучение произведения Д.Сабитовой «Три твоих имени». На предыдущих уроках познакомились с биографией писательницы. Обдумывая список книг на летнее чтение, я решила порекомендовать это произведение не только потому, что оно интересно само по себе, но и потому, что, как мне кажется, оно интересно с психологической точки зрения. Познать душу другого человека, самого себя - вот вопросы, которые вас особо интересуют, которыми вы занимаетесь на спецкурсе по психологии. Ну что ж попробуем почувствовать себя психологами, проникнуть в психологию героев повести.

Анализ произведения всегда начинаем с названия произведения. «Три твоих имени» - 1. что настораживает внимательного читателя в самом названии? (Имя человеку дается однажды, он, конечно, может его изменить, но это бывает очень редко. Имя - это предопределение судьбы, это качества характера, манера поведения. Раньше на Руси имя давалось строго по Святцам в честь определенного святого, который должен был охранять ребенка).

Вспомните героя произведения, которому не могли придумать имя и назвали, как отца

2. Почему «Три твоих имени»? (Автор обращается к кому - то, рассказывает историю его жизни Есть посвЯщение )

Итак, перед нами книга, в названии которой уже есть тайна.

3. Попробуем определить тему произведения.

4. Об идее мы поговорим позже. Что показалось интересным в композиции? (повесть состоит из трех частей, каждая из которых имеет названий, имя девочки. В 1 и 3 частях повествование ведется от лица героини (вводится понятие несобственно - прямая речь), во второй части о героине говорят другие действующие лица (интервью). Есть посвящение. Конец частей как бы повторяется, но развязка действия разная )

5. Что достигает писатель таким построением произведения (занимательность, тайна, выбор)

6. Работа в группах:

Нужно составить внутренний монолог героини, начать нужно словами:Я - Ритка, Я-Марго, Я - Гошка. Постарайтесь не только отразить события жизни, но и охарактеризовать внутреннее состояние героини

Попытаемся заглянуть в творческую лабораторию писательницы, посмотреть, с помощью каких выразительных средств изображается характер героини.

  • Перед первым выступлением: Вспомните, как вас называли в детстве? А героиню как зовут, почему? Что означает имя «Маргарита»(жемчуг)

Выступление первой группы

Подведение итогов:

  1. Несобственно - прямая речь

  2. Характеристики окружающих

  3. Портрет (рыжие волосы, разные глаза)

  4. Песня про дрозда (испанская народная песня о птице, которая прилетает в начале весны)

  5. Портфель

  6. Любит чистоту и пытается создать красоту вокруг себя

  • Вторая часть называется «Марго». С каким произведением ассоциируется это имя?

  • Подходит ли оно героине? Выступление второй группы

  1. Давайте проследим, с помощью каких средств создается характер

  • Название 3 части совершенно не сочетается с женским именем, Что - то изменилось в человеке. Выступление 3 группы

1. Значение выразительных средств - проследить, подводя итог

7. Как композиция помогает понять замысел автора (судьба девочки могла сложиться по - разному: родители ее могли взяться за ум, приемные родители могли опомниться и забрать девочку, но этого не происходит) В последней части тоже нет определенного конца, но хочется верить, что девочка обрела наконец любящих родителей.

8. Каковы ваши первые впечатления после прочтения?

9. Героев принято делить на положительных и отрицательных? Возможно ли это сделать в повести?

10 О чем же хотела рассказать писательница вам, ровесникам девочки?

Абсолютно плохих людей нет, но каждый живет для себя, не видя, что происходит рядом. Может, наш разговор поможет кому - то посмотреть на тех, кто нас окружает, по - другому

11.Давайте еще раз вспомним о Ритке (презентация)

























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №44





План проведения урока литературы

по повести Дины Сабитовой «Три твоих имени»

Автор разработки Бартош О.В.























город Иркутск

© 2010-2022