Психологические аспекты в древесных образах С. А. Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ахбаш А.

Студентка(магистр) филологического факультета, русско- украинского отделения, Донбасского государственного педагогического университета

Психологические аспекты в древесных образах С. А. Есенина

Ключевые слова: «лирический герой», образ, автобиография, психология, природа, символика растений, клен, береза.

Целью данной статьи является исследование поэтической системы С. А. Есенина через анализ древесной образности психологического и художественного мира поэта.

Целью обусловлены следующие задачи:

1. Рассмотреть символическое и содержательно-ассоциативное наполнение древесных образов Есенина.

2. Выявить в есенинском поэтическом тексте способы функционирования древесных образов.

3. Исследовать особенности индивидуально-авторского осмысления флорообраза.

Ахбаш Г.

Студентка(магістр) філологічного факультету, російсько - українського відділення, Донбаського державного педагогічного університету

Психологічні аспекти в деревних образах С. А. Єсеніна

Ключові слова: «ліричний герой», образ, автобіографія, психологія, природа, символіка рослин, клен, береза.

Метою даної статті є дослідження поетичної системи С. А. Єсеніна через аналіз деревної образності психологічного і художнього світу поета.

Метою обумовлені наступні завдання:

1. Розглянути символічне і змістовно-асоціативне наповнення деревних образів Єсеніна.

2. Виявити в єсенінському поетичному тексті способи функціонування деревних образів.

3. Дослідити особливості індивідуально-авторського осмислення флорообраза.

Ahbash A.

Student(MBA), the faculty of Philology, Russian - Ukrainian Department, Donbass state pedagogical University

Psychological aspects of images in wood S. A. Esenin

Keywords: lyrical hero" image, autobiography, psychology, nature, symbolism of plants, maple, birch.

The purpose of this article is the study of the poetic system S. A. Esenin through the analysis of tree imagery psychological and artistic world of the poet.

The purpose is due to the following tasks:

1. To consider symbolic and meaningful-associative content of wood images Yessenin.

2. Identify Esenin poetic text the functioning of tree images.

3. To study the peculiarities of the author's individual understanding of florodora.

Объект анализа представляют лирические и лиро-эпические произведения Есенина.

Предмет работы - особенности флористического вектора лирики и лиро-эпики Есенина, символика древесных образов.

Теоретико-методологическая база работы. Для методологического обоснования исследования конструктивное значение имеют: теория символа П. А. Флоренского; опыт изучения поэтических воззрений славян на природу А. Н. Афанасьева. В исследовании нашли отражение мифопоэтические концепции, сформулированные в работах А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского, В. Н. Топорова.

Термин "лирический герой" введен Ю.Н. Тыняновым в 1921 году, и под ним понимается психологически, биографически очерченный носитель переживания, выраженного в лирике: "Лирический герой - художественный "двойник" автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира".

Лирическая система Сергея Александровича Есенина скрепляется образом лирического героя. Этот образ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста и хулигана его, как известно, не обошла. При этом мы твердо уверены, что лирический герой и автор - это одно и то же лицо, или, по крайней мере, лирический герой Есенина близок самому автору. И не без оснований. В творчестве Есенина, как и многих других поэтов, лирический герой не просто связан тесными узами с автором, его мироотношением, духовно-биографическим опытом, манерой речевого поведения, но оказывается очень часто от него неотличимым. Это качество является родовой особенностью лирики: лирика в основном автопсихологична.

К лирическому герою Есенина это относится в полной мере. "Судьба" лирического героя Есенина стала отражением судеб, мыслей, чувств, настроений, ожиданий многих и многих его современников. И не только современников. Есенин, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и доступность, наверное, один из самых сложных русских поэтов ХХ века. Может быть, потому, что он один из самых "русских" поэтов, глубоко укорененных в национальной русской психологии. И именно ныне, когда творчество Есенина рассматривается в широком философском, психологическом контексте, приходит понимание особенностей его поэзии, специфики его лирического героя: "Несомненно, что Есенин - не просто крестьянский поэт, но и поэт национально-космического уровня, ибо подтекст и дух его поэзии ведет в изначальный космос русской души", - Ю. Мамлеев.

Любовь к своей Родине занимает очень важное место в человеческой психологии. И вполне логично желание в этом разобраться. Именно поэтому мы обращаемся к творчеству Есенина А. С .

Поэзия Есенина - одна из самых автобиографичных и автопсихологичных в русской литературе, практически все стихотворения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Есенин говорил: "Что касается "автобиографических сведений", - они в моих стихах". Этот герой родился и вырос в деревне, в мире природы, и потому ему дорого все природное. Затем он отрывается от своей "малой родины", уходит в город, который оказывается для него "чужим миром". Все есенинское творчество представляет собой как бы лирической автобиографический роман, героем которого является образ Поэта - поэта мира древнего, "деревянного", деревенского. Трагедия Есенина - это трагедия русского человека, вобравшего в себя и поэтически выразившего народные представления об идеальной стране мужицкого счастья - "Инонии". Автобиографизм и автопсихологизм лирического героя поэзии Есенина, в частности, позволяет расценивать в качестве "аргументов" в решении спора об убийстве или самоубийстве поэта поэтические произведения самого Есенина. А в стихах его мотив смерти звучит постоянно, и он усиливается по мере приближения поэта к трагическому финалу его жизни. Само слово "смерть" встречается в его поэзии около 400 раз. Можно утверждать, что Есенин предвидел свою "черную гибель" (как и М.Ю. Лермонтов). И можно также утверждать, что источник драмы лирического героя лежит не в сфере социальной и идеологической, а в сфере психологической, "мифотворческой", том идеальном для Есенина образе России, который не выдержал испытания действительностью.

Стоит разобраться, донести подросткам почему человек привязан к Родине, к тому, что с ней связано? Что такое Родина? Что такое патриотизм? На эти и еще некоторые вопросы отвечает творчество, размышление и наследие талантливого лирика Есенина.

Автобиографизм лирики Есенина - особого рода. Поэзия Есенина исповедальная, обнаженная (совершенно русский феномен); Есенин "всю душу выплескивал в слова", стремясь излечить страдающую душу мучительным самоанализом и глубокой искренностью: "От сонма чувств // Вскружилась голова. // И я сказал: // Коль этот зуд проснулся, // Всю душу выплещу в слова" Однако все его стихи - это своеобразное "послание от Есенина", настолько они доверительны, интимны, личностны и в то же время общечеловечны. Есенину требовалось быть услышанным, понятым, прочувствованным. Без этого общение, творчество для него лишались смысла. Это проявилось и на уровне биографии, общения с другими людьми, даже с близкими. Г. Иванов приводит слова Есенина о его жене Айседоре Дункан: "Злит она меня. Замечательная, знаменитость, умница, а недостает чего-то, самого главного. Того, что мы, русские, душой зовем"6.

Образы деревьев и цветов в поэзии С. А. Есенина являются важной частью художественно-философского обобщения природы. В мифопоэтических представлениях славян растения непосредственным образом связаны с универсальным образом Мирового древа. Есенинская модель мира также восходит к мифопоэтическому архетипу Мирового древа, который позволяет увидеть неразрывную связь человека и окружающего мира. Свое мироощущение, художественный опыт поэт теоретически обосновал в «Ключах Марии», где образу дерева поэт отвел особую роль, считая его главным звеном в «узловой завязи природы… с сущностью человека», полагая, что «религии мысли» русского народа присуща оценка: «Все - от древа». Именно от этого фольклорного древа рождаются есенинские «древесные» образы.

Главными деревьями в творчестве Есенина стали береза и клен.

Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. А. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен - это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя:

Оттого что тот старый клен

Головой на меня похож («Я покинул родимый дом …», 1918)

Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны.

Есенин при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях «Троицыно утро…»

Радостная встреча весны омрачена предчувствием приближающейся смерти «на березке пообъедена кора». Дерево без коры погибает, а здесь ассоциация «березка - девушка». Мотив несчастья усиливается использованием таких образов как «мыши», «ель», «саван».

В стихотворении «Зеленая прическа» (1918) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка…

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево человеку.

Поэзия Есенина основана на славянской мифологии: центральным понятием поэтических воззрений славян (согласно А.Н. Афанасьеву) является образ древа - он олицетворяет собой мировую гармонию, единство всего сущего. Древо - мифологический символ, обозначающий вселенную, мировую гармонию. Но древо - это и знак человека, слитого с миром. Подобно тому как в древе-вселенной вершина - это небо, солнце; низ - это корни, рождается параллель со стоящим человеком: голова его - вершина, уходящая в небо; ноги - корни, ощущающие крепость земли, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокруг.

Вывод: В процессе познания окружающего мира и собственного существования человек обращается к природе, выделяя в ней то, что обнаруживается для него значимым. В основе поэтической картины мира Есенина лежит идея нераздельности человеческого и природного бытия. Его поэтическое пространство природы насыщено, прежде всего, запоминающимися растительными образами.

Изучение флористической поэтики С. А. Есенина позволило установить, что растительные образы в художественном мире поэта представлены во всем многообразии фонов и интерпретаций. Растения являются частью национальной картины мира, которая моделируется в творчестве художника. Условно есенинские растительные образы можно разделить на две группы: цветочные и древесные. Также можно сказать что творчество А. Есенина влияет на патриотическое воспитание учеников, на данный момент мало людей задумывается о любви и уважении к своей Родине, далеко не многие разбираются в её истории и готовы сражаться за её независимость и сохранность, а всё больше мы смотрим на жизнь с позиции личной выгоды, хотя мы были рождены в этой стране, наши предки создали её для нас, а наш долг это быть им благодарными и сделать свой вклад в развитие Родины, ведь только так мы сможем продолжить их дело, подтвердить свой смысл существования и оставить хорошее наследие своим детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Базанов В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия / В. Г. Базанов ; послесл. Л. Емельянова. -Л. : Сов. писатель : Ленингр. отд-ние, 1982. - 303 с.

  2. Белоусов В. Г. Сергей Есенин : Лит. Хроника : в 2 ч. / В. Г. Белоусов. - М. : Совет. Россия. Ч. 1. - 1969. - 303 с. ; Ч. 2. - 1970. - 446 с.

  3. Борзых Л. А. Цветовой селам лирики С. А. Есенина / Л. А. Борзых // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2010. Вып. 4 (84). - С. 294-298.

  4. Борзых Л. А. «Цветы» С. А. Есенина (из опыта анализа) / Л. А. Борзых // Диалоги о русской литературе: сборник работ молодых исследователей. - Тамбов : Издательский дом ТГУ имени Г. Р. Державина, 2008. - С. 148-153.

  5. Борзых Л. А. Василек в лирике С. А. Есенина: символическая наполненность образа / Л. А. Борзых // Славянский мир : духовные традиции и словесность : сборник материалов Международной научно-методической конференции. - Тамбов : Издательский дом ТГУ имени Г. Р. Державина, 2010. - С. 215-219.

6 Борзых . Л. А. Символика древа в поэтическом пространстве «Пугачева» С. Есенина / Л. А. Борзых // XV Державинские чтения. Институт русской филологии : материалы Общероссийской научной конференции. - Тамбов : Издательский дом ТГУ имени Г. Р. Державина, 2010. - С. 97-102.

7. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал, 2005. №4. С. 89 - 98.

8. Вдовин В. А. Факты вещь упрямая : Труды о Есенине / В. А. Вдовин. - М. : Новый индекс, 2007. - 600 с.

9 Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник №16 (644) 2004.

.



© 2010-2022