Конспект по литературе В сказочном мире А. С. Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя школа № 2
















План-конспект открытого урока по литературе

«В сказочном мире А.С. Пушкина»







Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Кальмина Татьяна Владимировна





2015 год


Тема урока: «В сказочном мире А.С.Пушкина»

Тип урока: урок-обобщение

Цель урока:

Обобщить полученные знания по творчеству Пушкина в 5 классе


Задачи урока:

Образовательные: вспомнить факты биографии А.С.Пушкина; охарактеризовать литературных героев сказок писателя; проанализировать отрывки из сказок Пушкина; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки)

Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову

Формирование УУД:


Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:


  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знаково-символических средств для решения различных задач.


  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё мнение, владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы:

проблемно-поисковый (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация)

Приемы:

диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ

Средства обучения:

компьютер, проектор, презентация, учебник, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки), кроссворд

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Романс «Я помню чудное мгновенье..» (исполняет учитель)

Ребята, с вами Пушкина мы изучали

И много интересного узнали.

Ведь Пушкин - целый мир, он с нами с детства,

Оставил богатейшее наследство.

Был Пушкин настоящим книголюбом,

Его повсюду окружали книги.

И так писал о гении великом

Пётр Александрович Плетнёв - литературный критик.

(Читает ученик)

«Пушкин беспрестанно выписывал из Петербурга книги… Едва ли кто из наших литераторов успел собрать такую библиотеку, как он. Не выходило издания почему-то любопытного, которого бы он не приобрёл. Издерживая последние деньги на книги, он сравнивал себя со стекольщиком, которого ремесло заставляет покупать алмазы, хотя на их покупку и богач не всякий решится».


  1. Постановка учебной задачи

Какие цели мы перед собой поставим,

Что нужно сделать нам сегодня на уроке?

(Ответы учеников: вспомнить факты биографии Пушкина, произведения писателя)


  1. Актуализация знаний

Мир Пушкина мы лучше понимаем

Когда из биографии узнаем

Кто были предки Пушкина, как рос он,

Кто окружал его любовью и заботой?

Сканворд давайте с вами разгадаем

И много интересного узнаем.

Но не простой сканворд, а необычный,

Для вас немного непривычный.

В разнообразии сих букв слова найдите

И с фактами из биографии соотнесите.

(Ученики находят слова и поясняют, с каким фактом биографии это слово связано. Сканворд распечатан каждому)

(Слова: Арина Родионовна, Сергей, Надежда, Москва, Дантес, лицей, ссылка, Лев, Ольга, Наталья Николаевна, вольная, сказки)


  1. Обобщение и систематизация знаний

Стихов писал поэт немало:

Чудесных, ярких и родных.

Мы с вами те стихи учили,

Анализировали их.

(Читают наизусть стихи - Цирулёва А., Андронова Света, Кралина О)

К кому в стихотворенье обращенье?

С каким его читаем настроеньем?

(Стихотворение «Няне» посвящено Арине Родионовне. Поэт её очень любил и посвятил ей стихотворение, которое наполнено грустью. Пушкин скучает по своей няне, когда находится в ссылке)

Физкультминутка

У лукоморья дуб зелёный…

Не перепутать эти строки.

Произведение какое читали с вами на уроке?

(Ученики характеризуют героев поэмы «Руслан и Людмила». Делают вывод, чему учит это произведение)

И как итог сего урока -

Цветные, яркие картины.

О них расскажут нам ребята:

Андрей, Марина и Алина…

(Все ученики рассказывают о своих рисунках к прологу поэмы «Руслан и Людмила».)

Какую сказку мы читали,

И кто там главные герои?

Мне расскажите по порядку.

Спрошу, наверное, я Колю.

(Ученик даёт характеристику героям «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Сейчас героев данной сказки

Вот здесь увидите вы сами.

Талант актёрский проявляют,

На сцене дети выступают.

(Инсценирование отрывков из сказки)

Но сказок у писателя немало,

И каждая по-своему чудесна.

Попробуйте отрывки отгадайте,

Они вам все давным-давно известны.

(Викторина по сказкам Пушкина)

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу. (Балда)

Здравствуй, красная девица,-

Говорит он,- будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября (Царь из сказки «..о царе Салтане..»)

Отпусти, ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь. (Золотая рыбка)

Та, в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой».

А сама пришла домой. (Чернавка)

Не хочу быть столбовой дворянкой,

А хочу быть вольною царицей. (Старуха)

Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить (33 богатыря)

(Ученики отгадывают, из каких сказок даны отрывки. Также называют героя, который произносит речь, и дают ему характеристику)

(Ученики разгадывают кроссворд Сухарёвой Ю.)

puzzlecup.com/?guess=3B66A104CCA280C5


  1. Рефлексия

Мы с хорошей сказкой неразлучны,

А чудес у сказки до небес.

Вы представьте, как бы было скучно,

Если б в мире не было чудес.

Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Мы добились целей, которые поставили в начале урока?

Давайте оценим нашу работу. Как вы себя оцениваете?

Да, я тоже оценила вашу работу только на «5». Молодцы!


© 2010-2022