- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья по русскому языку
Статья по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зуева Г.Н. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитель должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Одним из инновационных инструментов реализации ФГОС второго поколения является технологическая карта урока. Она позволяет осуществить переход от традиционного планирования урока к его проектированию. Технологическая карта отражает четко процесс формирования у обучающихся универсальных учебных действий, что достигается благодаря продуманным и обозначенным в каждом уроке межпредметным связям, совокупности планируемых результатов.
Технологическая карта урока - это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. В ней содержится процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В технологической карте урока дается фиксированный формат описание технологического процесса обучения на конкретном уроке, в определенной структуре и в заданной последовательности.
При подготовке к уроку русского языка (письмо), я столкнулась с тем, что в поурочных разработках по обучению грамоте к УМК В.Г. Горецкого («Школа России»), авторы О. Е. Жиренко, О.А. Обухова, реализовывается интегрированный подход к обучению чтения и письма. На таких уроках не всегда удается добиться желаемых результатов. В учебном плане для 1 класса предусматривается раздельное преподавание русского языка и литературного чтения. Поэтому возникла необходимость проводить урок письма отдельно от урока чтения. Для этого, при подготовке к уроку письма мне пришлось разработать подробную технологическую карту для группы уроков письма в 1 классе, что предусмотрено в «Положении о поурочном плане учителя» моей школы.
На современном уроке подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно - деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, обучающиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе, выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.
Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими обучающимися, тем самым учитель совместно с детьми выводит урок на новый, современный уровень, что позволяет реализовать системно - деятельностный.
Структура технологической карты включает:
-
название темы с указанием часов;
-
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные и УУД);
-
основные понятия темы.
1. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока.
-
актуализация знаний;
-
постановка учебной задачи;
-
мотивация учебной деятельности.
2. Организация познавательной деятельности:
-
решение учебной задачи;
-
усвоение новых знаний;
-
первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль).
3. Обобщение, систематизация и контроль знаний:
-
обобщение и систематизация знаний;
-
технология изучения указанной темы (даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
-
контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль).
4. Подведение итогов:
-
диагностика результатов урока;
-
рефлексия достижения цели.
Создавая технологическую карту, я использовала имеющиеся и приобретенные знания, которые в итоге должны отвечать на следующие вопросы:
-
Какие операции необходимо выполнять.
-
В какой последовательности выполняются операции.
-
С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).
-
Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.
Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.
Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Разрабатывая технологическую карту очень важно продумать деятельность учителя и учащихся, результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности.
Таким образом, при правильном использовании технологической карты в нашей работе произойдет:
-
эффективная реализация поставленных задач;
-
переориентация от планирования одного урока к проектирования темы;
-
побуждение ребенка к активной и самостоятельной деятельности;
-
расширение выбора предлагаемых форм работы;
-
возможность целостного и системного освоения учебного материала.
ПЛАН - КОНСПЕКТ на группу уроков по русскому языку для учащихся ____класса МБОУ« Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия»
Тема:1.
2.
3.
4.
5.
Номера и даты уроков
УУД, планируемые результаты (целеполагание)
Личностные
1.Фор-ние чувства гордости за свою Родину. 2.Фор-ние целостного взгляда на мир.
3.Владение начальными навыками адаптации.4.Развитие самостоятельности и личной ответственности.5.Развитие навыков сотрудничества.
Метапредметные
1.Овладение способностью принимать, сохранять, осуществлять цели и задачи уч.д.2.Фор-ть умение планировать,контролировать и оцениватьуч. д.
3.Использование различных способов поиска,сбора,анализа инфор.4.Овладение навыками смыслового чтения;осознанного построения речевого высказ.5.Овладение базовыми предметными и межпредм. понят.
Предметные
1.Фор-ние первоначальных представлений о русском языке и овладение ими.
2.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.3.Фор-ние умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. 4.Осознание безошибочного письма, как проявление уровня куль-ры.5.Фор-ть умение опознавать и анализировать грамм.категории языка.
Печатная основа
Макроструктура
Время
Микроструктура
Методы, формы, приемы, виды работы
Задания
I.Организация класса
1
II.Включение в учебную деятельность
1-2
1.Повторение изученного материала
1.Беседа
2.Ответы на вопросы
3. Работа со стихотворением
4.Работа с послов., скорогов.
III.Актуализация опорных знаний
2-3
1.Активизация жизненного опыта
1.Беседа по материалам урока чтения
2.Сравнение изученных букв
3.Интеллектуальная разминка
4.Активизация словарного запаса
5.Знакомство с новыми словами
6.Звуко-буквенный анализ слов
7.Работа с пословицами,поговорк.
8.Учебная игра
IV.Постановка целей и определение темы ур.
1-2
1.Постановка проблемноговопр.
2.Работа с загадкой
V.Мотивация учебной деятельности
2-3
Постановка учебной задачи урока
1.Дидактическая игра
2.Работа в группах, парах
3.Отгадывание девиза урока
4.Расшифровка слов (ребус)
Физминутка
VI.Организация познавательной деятельности. (работа по теме урока)
8-10
1. Беседа
1.Работа по рисунку
2.Прием «Ассоциативный куст»
2.Вступительное слово
учителя
3.Работа в тетради
1.Графический анализ
2.Объяснение написания буквы
3.Письмо элементов,букв.
4.Письмо слогов,слов,
предложений
5. Пальчиковая гимнастика
6.Творческая работа
4. Совместная деятельность
1.Работа со словами, предложен.
2.Комментированное письмо
3.Работа в паре
Физминутка
VII.Обобщение, систематизация и контроль знаний
8-10
1.Работа над развитием речи
1.Устная
2.Расшерение словарного запаса
2.Отработка (работа в тетради)
1.Письмо под диктовку
2.Зрительно-слуховой диктант
3.Запись предложений
4. Дифференцированное задание
5.Работа со схемами
6.Списывание с доски
7.Самоконтроль
VIII.Рефлексия учебной деятельности
1
Анализ деятельности
1.Беседа
2.Самооценивание