Статья по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитель должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Одним из инновационных инструментов реализации ФГОС второго поколения является технологическая карта урока. Она позволяет осуществить переход от традиционного планирования урока к его проектированию. Технологическая карта отражает четко процесс формирования у обучающихся универсальных учебных действий, что достигается благодаря продуманным и обозначенным в каждом уроке межпредметным связям, совокупности планируемых результатов.

Технологическая карта урока - это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. В ней содержится процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В технологической карте урока дается фиксированный формат описание технологического процесса обучения на конкретном уроке, в определенной структуре и в заданной последовательности.

При подготовке к уроку русского языка (письмо), я столкнулась с тем, что в поурочных разработках по обучению грамоте к УМК В.Г. Горецкого («Школа России»), авторы О. Е. Жиренко, О.А. Обухова, реализовывается интегрированный подход к обучению чтения и письма. На таких уроках не всегда удается добиться желаемых результатов. В учебном плане для 1 класса предусматривается раздельное преподавание русского языка и литературного чтения. Поэтому возникла необходимость проводить урок письма отдельно от урока чтения. Для этого, при подготовке к уроку письма мне пришлось разработать подробную технологическую карту для группы уроков письма в 1 классе, что предусмотрено в «Положении о поурочном плане учителя» моей школы.

На современном уроке подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно - деятельностного подхода к обучению. Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, обучающиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе, выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

Современный урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими обучающимися, тем самым учитель совместно с детьми выводит урок на новый, современный уровень, что позволяет реализовать системно - деятельностный.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов;

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные и УУД);

  • основные понятия темы.

1. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока.

  • актуализация знаний;

  • постановка учебной задачи;

  • мотивация учебной деятельности.

2. Организация познавательной деятельности:

  • решение учебной задачи;

  • усвоение новых знаний;

  • первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль).

3. Обобщение, систематизация и контроль знаний:

  • обобщение и систематизация знаний;

  • технология изучения указанной темы (даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль).

4. Подведение итогов:

  • диагностика результатов урока;

  • рефлексия достижения цели.

Создавая технологическую карту, я использовала имеющиеся и приобретенные знания, которые в итоге должны отвечать на следующие вопросы:

  • Какие операции необходимо выполнять.

  • В какой последовательности выполняются операции.

  • С какой периодичностью необходимо выполнять операции (если операция повторяется более одного раза).

  • Сколько уходит времени на выполнение каждой операции.

Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Разрабатывая технологическую карту очень важно продумать деятельность учителя и учащихся, результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности.

Таким образом, при правильном использовании технологической карты в нашей работе произойдет:

  • эффективная реализация поставленных задач;

  • переориентация от планирования одного урока к проектирования темы;

  • побуждение ребенка к активной и самостоятельной деятельности;

  • расширение выбора предлагаемых форм работы;

  • возможность целостного и системного освоения учебного материала.




ПЛАН - КОНСПЕКТ на группу уроков по русскому языку для учащихся ____класса МБОУ« Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия»

Тема:1.

2.

3.

4.

5.

Номера и даты уроков


УУД, планируемые результаты (целеполагание)

Личностные

1.Фор-ние чувства гордости за свою Родину. 2.Фор-ние целостного взгляда на мир.

3.Владение начальными навыками адаптации.4.Развитие самостоятельности и личной ответственности.5.Развитие навыков сотрудничества.


Метапредметные

1.Овладение способностью принимать, сохранять, осуществлять цели и задачи уч.д.2.Фор-ть умение планировать,контролировать и оцениватьуч. д.

3.Использование различных способов поиска,сбора,анализа инфор.4.Овладение навыками смыслового чтения;осознанного построения речевого высказ.5.Овладение базовыми предметными и межпредм. понят.


Предметные

1.Фор-ние первоначальных представлений о русском языке и овладение ими.

2.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.3.Фор-ние умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. 4.Осознание безошибочного письма, как проявление уровня куль-ры.5.Фор-ть умение опознавать и анализировать грамм.категории языка.


Печатная основа


Макроструктура

Время

Микроструктура

Методы, формы, приемы, виды работы

Задания

I.Организация класса

1


II.Включение в учебную деятельность

1-2

1.Повторение изученного материала

1.Беседа


2.Ответы на вопросы


3. Работа со стихотворением


4.Работа с послов., скорогов.


III.Актуализация опорных знаний

2-3

1.Активизация жизненного опыта

1.Беседа по материалам урока чтения


2.Сравнение изученных букв


3.Интеллектуальная разминка


4.Активизация словарного запаса


5.Знакомство с новыми словами


6.Звуко-буквенный анализ слов


7.Работа с пословицами,поговорк.


8.Учебная игра


IV.Постановка целей и определение темы ур.

1-2

1.Постановка проблемноговопр.

2.Работа с загадкой


V.Мотивация учебной деятельности

2-3

Постановка учебной задачи урока

1.Дидактическая игра


2.Работа в группах, парах


3.Отгадывание девиза урока


4.Расшифровка слов (ребус)


Физминутка

VI.Организация познавательной деятельности. (работа по теме урока)

8-10

1. Беседа

1.Работа по рисунку


2.Прием «Ассоциативный куст»


2.Вступительное слово

учителя


3.Работа в тетради

1.Графический анализ


2.Объяснение написания буквы


3.Письмо элементов,букв.


4.Письмо слогов,слов,

предложений


5. Пальчиковая гимнастика


6.Творческая работа


4. Совместная деятельность

1.Работа со словами, предложен.


2.Комментированное письмо


3.Работа в паре


Физминутка

VII.Обобщение, систематизация и контроль знаний

8-10

1.Работа над развитием речи

1.Устная


2.Расшерение словарного запаса


2.Отработка (работа в тетради)

1.Письмо под диктовку


2.Зрительно-слуховой диктант


3.Запись предложений


4. Дифференцированное задание


5.Работа со схемами


6.Списывание с доски


7.Самоконтроль


VIII.Рефлексия учебной деятельности

1

Анализ деятельности

1.Беседа


2.Самооценивание



© 2010-2022