Проектная деятельность учащихся на уроке литературы

На мой взгляд, проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. При построении организации исследований в рамках образовательного процесса наиболее важными становятся следующие моменты: -выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя; -хорошее осознание учеником сути проблемы; -взаимоответственность и взаимопомощь учи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность

В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов, под которым понимают способ организации познавательной деятельности учащихся.

На мой взгляд, проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

При построении организации исследований в рамках образовательного процесса наиболее важными становятся следующие моменты:

-выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;

-хорошее осознание учеником сути проблемы;

-взаимоответственность и взаимопомощь учителя и ученика;

Важно, чтобы в процессе организации проектной деятельности учащихся сохранилась ситуация заданной неизвестности. В конечном итоге важно, чтобы процесс обучения выстраивался по принципу самоопределямого учения. В этом случае задачей учителя становится создание максимально насыщенной среды, стимулирующей развитие познания.

Первой попыткой организации проектной деятельности на уроке литературы явилось создание небольшого проекта по русским народным сказкам. Ребята придумывали обложку к сборнику «Мир сказок». Кроме этого, школьники должны представить и защитить свой проект. Изучая творчество И.А. Крылова, пятиклассники самостоятельно готовят инсценировку басни.

Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности. Интересная работа дает ребятам возможность получить новые знания.

Развитию критического мышления способствуют нетрадиционные уроки. Существует несколько классификаций нестандартных уроков и их видов. Нетрадиционные уроки позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это требует много сил и времени как со стороны учителя, так и ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько форм урока: викторина, исследование, семинар, урок- суд, путешествие, урок-спектакль.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был интересный. Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации.

Ребята получают нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

 творческая работа;

 лингвистическое исследование текста;

 подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

 рисование обложек к литературным произведениям;

 художественное чтение;

 инсценировка художественного произведения;

 создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

 продолжение неоконченных произведений;

 наблюдение за природой;

 подготовка словарных диктантов;

 составление вопросника к зачету по теме;

 составление конспекта, опорных таблиц;

 письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Отпечатанный текст высвечен на доске и представлен как раздаточный на столах у

детей.

Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

- Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

- Так ты птица осоед

- Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.

- Вот ещё - мышь! Бывает, я сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.

- Куда уж - кошка! Иногда я ем ящериц. Изредка рыбу.

- Ладно, ты - цапля.

- Где уж - цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно не куница. Куница - мой старый враг. А я ем ещё почки, орехи,

семена ёлок, ягоды, грибы.

- Скорее всего, ты свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая

сдуру забралась на ёлку!

- Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей. Чайки ловят не

только рыбу. Мухоловки глотают не только мух, а белки грызут не только орешки.

(По Н.И. Сладкову).

Исследовательскую деятельность на основе этого текста позволяют организовать

следующие вопросы и задания:

1. Прочитайте текст. Показался ли он вам интересным? Чем?

2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским. Какое точнее,

удачнее? Почему?

3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

4. Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.

Вот ещё - лесная мышь!

Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано

сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение,

высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего

к предмету разговора и к собеседнику?

5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить

отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам

узнать о них?

6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям,

обратившись к таблице и следующему предписанию:

Роль частиц в предложении и тексте

1. Укажите частицу или группу частиц.

2. С какой целью употреблена частица в предложении (тексте)?

А) для образования наклонения глагола;

Б) для внесения в предложение значения утверждения или отрицания;

В) для оформления предложения по цели высказывания;

Г) входят ли в структуру предложения как необходимый компонент?

Д) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

3. Признаком какого стиля является употребление частиц в данном контексте?

4. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы (Ну да,

так - таки - разговорные, аж, эк, ишь - просторечные).

На что указывают эти пометы? Замените просторечные частицы синонимичными

нейтральными.

5. Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

6. Какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите правильность

ответа примерами.

Третий этап урока - конструирование микротекстов по предложениям.

1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат?

© 2010-2022