- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему Некрасов. Крестьянские дети. (5 класс)
Конспект урока по литературе на тему Некрасов. Крестьянские дети. (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Данилова Н.А. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Труд и забавы крестьянских детей в стихотворении «Крестьянские дети».
Цель: Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»; помочь учащимся выявить отношение автора к крестьянским детям, показать, как Н.А.Некрасов рисует образ детей; развивать навыки выразительного чтения.
Задачи урока: Образовательная: проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;
Развивающая: развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;
Воспитательная: воспитание уважения к окружающим.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: презентация, записи на доске.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Постановка целей и задач урока. В родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля сейчас располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века. Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети». В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. "Крестьянские дети" - одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что "Крестьянские дети" появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в "год надежд" о детях - будущем России.
4. Чтение стихотворения. ( Актерское чтение.)
5. Анализ восприятия прочитанного. С чего начинается стихотворение? (Рассказчик повествует о случае, который произошёл с ним на охоте)
Как определить, что автор доволен ночлегом? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей). С каким чувством автор описывает детей?
(растроган, нежность наполняет его, умиление) Какие слова использует для их описания? (Я детского глаза люблю выраженье...)
6. Словарная работа
Вирши - стихотворения.
Вереница - ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.
Кинулись прочь - убежали.
Мякина - остатки колосьев.
Как вы понимаете выражение «коснулось души умиленье»?
7. Работа с текстом. Деление текста на части и составление плана.
1.Охотник рад возвращению в родную деревню.
2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
4.Раздумья о детском труде.
5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.
6.Представление Фингала для деревенских зрителей.
7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми.
Автор начинает рассказ о главных героях - 9 ребятах. (слайд) У каждого свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный. Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение.
Чтение по ролям отрывка. Какую оценку дали крестьянские детишки охотнику? Каким он им показался? (Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю... Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх)
Герой слышит их разговор, но не обижается. Почему?
Почему автор называет крестьянских детей "милые плуты"?
(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нём нет злого умысла.)
Почему рассказ о встрече с ребятами поэт прерывает своими воспоминаниями?
Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? (Раньше не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире, о жизни)
Главная тема произведения - поэзия деревенского детства - прерывается на миг рассказом о Ванюше. Прочитайте, как Ванюша радуется труду.(слайд)
Почему труд оборачивается к Ванюше сначала "нарядной своей стороной"?
(Под "нарядной стороной труда" автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы; от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребёнок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почётом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд - не тягость, не наказание, а радость)
8. Физкультминутка. Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (Наклоны)
И сжимаем в кулачке. (Дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать. (Приседания)
Сядем дружно на песок, продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты)
9. Работа над репродукцией картины В.Маковского «Игра в бабки».
Вопрос: Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети»?
(Художник , как и поэт, с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего бросаются в глаза их смышленые лица, живые любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художника к крестьянским детям, о том, что он видел в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей.)
10. Синквейн. Крестьянские дети. 2 прилагательных, 3 существительных, 4 глагола, 1 предложение.
11. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке и работу товарищей.
12. Читать Биографию И.С.Тургенева, «Муму»; сообщение о Тургеневе - по желанию.