Конспект урока по литературе на тему Некрасов. Крестьянские дети. (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Труд и забавы крестьянских детей в стихотворении «Крестьянские дети».

Цель: Познакомить учащихся со стихотворением Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»; помочь учащимся выявить отношение автора к крестьянским детям, показать, как Н.А.Некрасов рисует образ детей; развивать навыки выразительного чтения.

Задачи урока: Образовательная: проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;

Развивающая: развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;

Воспитательная: воспитание уважения к окружающим.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: презентация, записи на доске.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Постановка целей и задач урока. В родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля сейчас располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века. Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети». В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. "Крестьянские дети" - одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что "Крестьянские дети" появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в "год надежд" о детях - будущем России.

4. Чтение стихотворения. ( Актерское чтение.)

5. Анализ восприятия прочитанного. С чего начинается стихотворение? (Рассказчик повествует о случае, который произошёл с ним на охоте)

Как определить, что автор доволен ночлегом? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей). С каким чувством автор описывает детей?

(растроган, нежность наполняет его, умиление) Какие слова использует для их описания? (Я детского глаза люблю выраженье...)

6. Словарная работа

Вирши - стихотворения.

Вереница - ряд одинаковых предметов, расположенных один за другим.

Кинулись прочь - убежали.

Мякина - остатки колосьев.

Как вы понимаете выражение «коснулось души умиленье»?

7. Работа с текстом. Деление текста на части и составление плана.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.

6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми.

Автор начинает рассказ о главных героях - 9 ребятах. (слайд) У каждого свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный. Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение.

Чтение по ролям отрывка. Какую оценку дали крестьянские детишки охотнику? Каким он им показался? (Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю... Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх)

Герой слышит их разговор, но не обижается. Почему?

Почему автор называет крестьянских детей "милые плуты"?

(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нём нет злого умысла.)

Почему рассказ о встрече с ребятами поэт прерывает своими воспоминаниями?

Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? (Раньше не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире, о жизни)

Главная тема произведения - поэзия деревенского детства - прерывается на миг рассказом о Ванюше. Прочитайте, как Ванюша радуется труду.(слайд)

Почему труд оборачивается к Ванюше сначала "нарядной своей стороной"?

(Под "нарядной стороной труда" автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы; от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребёнок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почётом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд - не тягость, не наказание, а радость)

8. Физкультминутка. Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (Наклоны)

И сжимаем в кулачке. (Дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать. (Приседания)

Сядем дружно на песок, продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты)

9. Работа над репродукцией картины В.Маковского «Игра в бабки».

Вопрос: Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети»?

(Художник , как и поэт, с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего бросаются в глаза их смышленые лица, живые любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художника к крестьянским детям, о том, что он видел в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей.)

10. Синквейн. Крестьянские дети. 2 прилагательных, 3 существительных, 4 глагола, 1 предложение.

11. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке и работу товарищей.

12. Читать Биографию И.С.Тургенева, «Муму»; сообщение о Тургеневе - по желанию.

© 2010-2022