Урок литературы в 5 классе Ф. И. Тютчев «Весенние воды»

ФГОС. Анализ лирического произведения.2 урок в разделе « Наедине с поэтом», Ч 2, стр.295-296 Базовый учебник: Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М.Шамчикова. Литература 5 класс Алгоритм успеха, М, « Вентана-Граф»,2013г.  Тип урока:  урок закрепления знаний. Понятия:  лирика, эпитет, звукопись, иллюстрация, пейзаж, рифма.  Деятельностная цель:  формирование  умений реализации новых способов действия.  Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементовУрок способствует умению определять изобразительно-выразительные средства и пониманию их роли в тексте.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект урока литературы по учебнику Б.А.Ланина, Л.Ю. Устиновой, В.М.Шамчиковой.

ФИО учителя: Ерзутова Елена Евгеньевна

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»Наримановского района Астраханской области

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 5

Тема: Ф.И.Тютчев « Весенние воды». Анализ лирического произведения.

2 урок в разделе « Наедине с поэтом», Ч 2, стр.295-296

Базовый учебник: Б.А.Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М.Шамчикова. Литература 5 класс Алгоритм успеха, М, « Вентана-Граф»,2013г.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Понятия: лирика, эпитет, звукопись, иллюстрация, пейзаж, рифма.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов


Планируемые результаты

Личностные: - воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе;

- использование для решения коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии)

Метапредметные: - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.

Предметные: - умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов, жанров;

- определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии содержания произведения

- владение элементарной литературоведческой терминологией,

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысление и адекватное восприятие;

- создание творческих работ, связанных с тематикой произведения

- умение вести диалог.


Задачи урока:

1. Образовательные: прочитать стихотворение Тютчева « Весенние воды»; формировать умение анализировать лирическое произведения; развивать умение выражать свои мысли, делать выводы;обогащать словарный запас.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа лирического произведения; развивать умения обобщать изученное.

3. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, доброжелательности; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности,

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос,

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник Б.А.Ланина, Л. Ю. Устиновой, В.М. Шамчиковой.







ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (1 минута)

Добрый день, друзья. Я рада вас видеть. У кого-то из вас настроение неважное, у кого-то хорошее. Давайте улыбнемся друг другу. От улыбки станет всем светлей.

( Обучающиеся обмениваются приветствиями)

-

2. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового. Проверка домашнего задания (5 минут)

Чтобы двигаться вперед, нам нужно проверить наш интеллектуальный багаж. На прошлом уроке мы анализировали стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», знакомились со статьей учебника.

Ответьте на вопросы письменно. Вопросы:

1.Цветовые эпитеты -это….

2.Антитеза-это

3.Что такое рифма?

4. Лирика-это

5.Ритм-это

Поменяемся тетрадями, проверим друг друга. Оценим.1 ошибка - 4, 2 ошибки-3, нет ошибок -5

(Дети читают задания, отвечают на них письменно, осуществляют взаимопроверку, оценивание)

3. Мотивация (5 минут)

Посмотрите на картину(подобрать картину с изображением весны)

Как вы считаете, какое время года, время суток изображено? Опишите свои чувства.

Как по-другому называется изображение природы? Запишите. ( Пейзаж)

Используя записанное сейчас слово и ответ № 4 составьте словосочетание и определите тему урока. ( Пейзажная лирика)

( Дети отвечают, обмениваются мнениями, выдвигают предположения, записывают)

4. Постановка проблемы. (2 минуты)

Мы вспомнили понятия ритм, рифма, лирика.

Как вы считаете, для чего они нужны нам на уроке?

Сформулируйте цели. (Анализировать и научиться понимать и правильно воспроизводить поэтическое произведение)

( Ответы учеников, обобщение)


5. Практическая деятельность. (23 минуты)

1.) Прослушаем стихотворение «Весенние воды» в исполнении учителя

Все ли слова вам были понятны по значению и произношению? Какому времени года посвящено это стихотворение?

(Брег- берег, гласят-сообщают, гонцы-посланники) Какому времени года посвящено это стихотворение?

Найдите в стихотворении «Весенние воды» цветовые эпитеты, какую роль они играют?

2).Какое настроение передано в этом стихотворении? Меняется ли оно?

С помощью каких изобразительных средств оно создается? ( Эпитеты, олицетворение, синтаксический строй предложений)

3) Как Тютчев создает ощущение стремительного движения?

4) Какие две картины противопоставлены в стихотворении?

Предположите, с какой целью делает это автор.

5.)Работа в группе

а) Представьте, что вы художники и вам нужно нарисовать картину к этому стихотворению.

Какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать эти картины? Как называются такие картины (иллюстрации)

Аргументируйте свой ответ.

б) Представьте, что вы композиторы, и вам нужно музыкально оформить это произведение.

Какая получится у вас музыка?

Какие инструменты будут звучать?

Аргументируйте свой ответ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 минута)

У художника краски, у музыканта - ноты, чтобы создать красивые произведения…

А что использует поэт, чтобы написать красивое, яркое произведение? СЛОВА, ритм, интонацию, рифму.

7) Работа в группе.

Найдите в этом стихотворении рифмующиеся слова, расставьте правильно паузы. Обращайте внимание на знаки препинания.

Подумайте, с какой интонацией вы будите читать это стихотворение? Везде ли она одинакова?Обратите внимание на ритм этого стихотворения.

5 строф, 5 групп.

Читаем стихотворение с учетом комментариев.

Проверяется чтение по группам

6. Домашнее задание (3 минуты)

1) Прочитать стихотворение выразительно (4 балла)

2) Выучить стихотворение наизусть и прочитать выразительно (5 баллов)

3) Написать миниатюру или стихотворение «Весна» (5баллов с учетом грамотности созданного текста)

( Обучающиеся выбирают задание)

7) Рефлексия. Ребята, наш урок подошел к концу. Если вам было комфортно на уроке, то поднимите вверх изображение веселого человечка, если вам было на уроке некомфортно, скучно, то поднимите изображение грустного человечка.

Спасибо за урок!


© 2010-2022