- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Критический реализм. Технологическая карта урока литературы (10 класс)
Критический реализм. Технологическая карта урока литературы (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Емелина И.Е. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока литературы
Класс: 10
Предмет: литература
Учебник: Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Сахаров В.И., Зинин С.А. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС». 2008.
Тема урока: Критический реализм как направление.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: познакомить с понятием «критический реализм».
Педагогические цели:
1.Организовать работу по осмысленному чтению текста.
2.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов.
3.Организовать работу детей в группах, создать условия для того, чтобы услышать и принять иные точки зрения.
4.Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу с кластерами, сравнительной таблицей).
5.Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.
Ожидаемый результат:
-
Осмысленное чтение текста.
-
Активная, эффективная работа в группах.
-
Творческий подход к усвоению темы.
-
Позитивное отношение к уроку и работе на нём.
Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оснащение урока:
- кластеры,
- раздаточный материал для работы в группах (текст),
- таблица на доске «ложно-верно»
- вопросы на экране для таблицы «ложно-верно»
- репродукции картин реалистов конца 19 в.
- возможны отрывки из музыкальных произведений.
Формирование УУД:
Предметные: владеть понятием «реализм», уметь воспринимать текст
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, умение провести самооценку, организовать взаимооценку, уважение к чужому мнению.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, прогнозирование, контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, самооценка, коррекция своих результатов.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении темы.
План урока.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
Организационный
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Настрой обучающихся на работу.
Приветствие.
Подготовка к уроку.
Самоорганизация.
* Регулятивные (самоконтроль).
Стадия вызова.
- ассоциации
- первичное систематизирование информации
- работа с таблицей «ложно-верно»
Создание учебной мотивации.
Запись на доске слова «критический» и «критический реализм».
Вопрос классу: Какие ассоциации возникают в связи с этим словом? (Постарайтесь отразить время, эпоху, имена, произведения, черты, страны…).
Запись на доске всех вариантов.
Утверждения группам:
-
Основными принципами являются народность, историзм и психологизм.
-
Человек понимается как социально-историческое существо.
-
Критический реализм возникает во II половине 19 в.
-
Наибольшее распространение получают большие жанры
-
Критический реализм сосредотачивается над разоблачением безобразного
-
Это направление, критикуя многое, утратило свои идеалы.
Заполнение таблицы на доске.
Работа с таблицей на доске (заносятся все ДА и НЕТ каждой группы).
вопросы
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
1
2
3
4
5
6
-
Индивидуальная работа со словом.
-
Составление ассоциативного ряда к слову «реализм» в группах, определение лексического значения слова.
-
Создание кластера.
-
Защита кластера (1мин.).
-
Групповое обсуждение утверждений (ДА-НЕТ)
* Регулятивные
(прогнозирование, самоконтроль),
* познавательные (воспроизведение информации, систематизация данных),
*коммуникативные
(работа в группах, умение строить монологическое высказывание)
*личностные (стремление к речевому самосовершенствованию, уважение к чужому мнению, взаимооценка)
Стадия
Осмысления.
- чтение текста
Напоминание об основных пометках при работе с текстом (+мыслил правильно, - не совпало, ? - вопросы, которые возникли)
Индивидуальное чтение распечатанного текста («чтение с пометками»)
Обсуждение в группе правильности предложенных утверждений.
* Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текста, смысловое чтение, сравнение, анализ)
* Личностные (умение провести самооценку)
* Регулятивные (саморегуляция, контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, самооценка, коррекция своих результатов).
Стадия рефлексии.
- обсуждение пометок
- работа с таблицей «ложно-верно»
- вторичное систематизирование информации
- Возврат к первичной информации
Вопросы по тексту: Много ли узнали нового? Возникли ли у вас вопросы?
Внесение корректировок в таблицу на доске.
Вопрос классу: Много ли было верной информации сказано в начале урока?
Сформулируйте тему нашего урока.
Осмысление в группах материала с учётом новой информации.
Создание нового кластера.
Презентирование кластера.
Обсуждение результата каждой группы, ответы на вопросы других групп.
Сопоставление первичной и итоговой информации.
Формулирование темы урока.
* познавательные
( исследование, развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация)
*личностные (нравственно-этическая ориентация поведения при работе в группах).
* Регулятивные (рефлексия, самооценка, коррекция своих действий).
*коммуникативные (соблюдение правил речевого поведения, умение строить монологическое высказывание, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении темы).
Домашнее задание
а) черты кр.реализма в тетрадь б) - 1 ряд: доказать, что «Отцы и дети» относятся к критическому реализму;
- 2 ряд: …»Гроза»; - 3 ряд: …»Обломов».
Запись задания в дневник.
* Регулятивные (самоконтроль).
Литература:
-
С.И. Заир-Бек, И.В Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
-
М.И.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. - М.: Айрис-пресс, 2004.
-
В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература XIX века. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС». 2008.
-
Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва. Поурочные разработки по литературе XIXв.:10класс. - М.: ВАКО, 2007.
Приложение.
История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нём менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.
Новый тип реализма складывается в XIX в. Это критический реализм. Он существенно отличается от ренессансного и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, в России - А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова.
Критический реализм - художественное направление, в основе которого лежит принцип историзма, правдивого изображения действительности. Возник в 20-х годах XIX в. в Европе. Реалистическое направление возникло во многом как отрицание художественных принципов романтизма. Для него характерна типизация как средство раскрытия социальных качеств личности. Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах.
Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим.
В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма выводят русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Первоначально формирование его связано с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». Критический реализм сделал шаг вперед на пути демократизации литературы также в сравнении с творчеством просветителей XVIIIв. Он значительно шире захватил современную ему действительность. Крепостническая современность вошла в произведения, критических реалистов не только как самоуправство крепостников, но и как трагическое положение народных масс - крепостного крестьянства, обездоленного городского люда. В творчестве Филдинга, Шиллера, Дидро и других писателей эпохи Просвещения человек среднего сословия изображался главным образом как воплощение благородства, честности и тем самым противостоял развращенным бесчестным аристократам. Его повседневная жизнь со всеми своими бедами, болями и заботами оставалась, по сути, за пределами повествования. Идеал в творчестве критических реалистов часто утверждается через отрицание уродливых явлений действительности.
Критический реализм характеризует человека универсально как конкретную исторически сложившуюся индивидуальность. Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. изображаются не только в возвышенные минуты своей жизни, но и в самых трагических ситуациях. Человек ими рисуется как существо социальное, которое сформировалось под влиянием определенных социально-исторических причин. Критический реализм конца XIX в. вступает в новую полосу своего развития, приобретает ряд новых черт, отличающих его от классического реализма середины века. На рубеже веков он завоевывает ведущие позиции в мировом литературном процессе. Писатели-реалисты действуют во Франции ( Мопассан, Франс, Роллан), Великобритании ( Уэллс, Шоу, Голсуорси), Германии ( Г.Гауптман), Скандинавских странах ( Ибсен).
Критический реализм ознаменовался небывалым распространением эпоса и драматургии, которые заметным образом потеснили поэзию. В эпических жанрах наибольшую известность приобрел роман. Причина его успеха главным образом в том, что он позволяет писателю-реалисту с наибольшей полнотой обнажить причины возникновения социального зла.
Критический реализм не ограничивается разоблачением безобразного. Он изображает также положительные стороны жизни - трудолюбие, нравственную красоту, поэтичность русского крестьянства, стремление передовой дворянской и разночинной интеллигенции к общественно полезной деятельности и т.д. Критический реализм вызвал к жизни комедию нового типа, основанную на конфликте не традиционно любовном, а социальном. Образ её - «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов XIХ в.
Основная заслуга критического реализма состояла в объяснении жизни, в раскрытии трагического положения народных масс. Именно так рассматривали этот вопрос Белинский и Чернышевский. Революционный романтизм развивал действенную, преобразующую сторону искусства, введя в литературу героя-бунтаря.