- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка
Конспект урока русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Эннс .Е. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цели урока:
-Научить уч-ся выделять местоимения среди других частей речи;
- Познакомить уч-ся с особенностями склонения личных местоимений, их призднаками и синтаксической ролью;
- Определять роль местоимений в тексте;
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день! Начинаем урок русского языка. Чтобы определить тему урока, послушайте стихотворение-загадку. Попробуйте ее разгадать.
Утром - так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет оно
Розовой жар птицей...
А стемнеет-он придет:
Тоненький, смущенный-
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной
Срок прошел-плывет она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
Кто же он, оно, она?
IIОпределение темы и целей урока.
Словами какой части речи были заменены имена существительные "месяц", "солнце", "луна"? (Местоимениями)
А какие это местоимения? (личные)
Назовите тему сегодняшнего урока (личные местоимения)
Личные местоимения это первая группа в числе 9 разрядов местоимений. Подумайте, какие цели нужно поставить на сегодняшний урок?
-научиться выделять личные местоимения среди других групп местоимений;
-познакомиться с морфологическими призднаками личных местоимений;
-правильно пользоваться местоимениями в своей речи;
Чтобы достичь цели урока вы будете работать в парах, индивидуально и в группах.
Для оценивания ваших результатов, у вас есть на партах оценочные листы, где вы будете себе ставить балл за каждую выполненную работу.
III Актуализация знаний
Теперь послушайте стишок и расскажите, что вы знаете о местоимении.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их на плечи
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать. (ученики формулируют правило)
Ответ: Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, призднаки, количество, но не называет их.
IV Новая тема
Вернемся к теме урока. Почему личные местоимения так называются? (Указывают на лицо)
1. Назовите личные местоимения 1,2,3 лица, ед.ч, мн.ч
2. Просклоняйте письменно местоимения ты, он, она, оно, вы, они.
Двое у доски склоняют я, мы.
С помощью таблицы в учебнике проверим правильность работы в тетради.
V Работа в паре
Перед вами таблица склонения местоимений.
Ваша задача увидеть и назвать особенности склонения личных местоимений. каждый верный ответ дает вашей паре 1 балл
1. Все личные местоимения изменяются по падежам.
2.Иногда при склонении изменяется все слово.
3. Местоимения в род. п. и в вин. п. имеют одинаковые формы.
4. В тр. п. и пр. п местоимения употребляются с предлогами
VI Работа по культуре речи
- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.
- В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на "Вы" Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на "Вы" называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении.
Например:
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...
(Развитие речи. творческое задание). Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:
Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов...
Даётся время для написания работы. Затем 5-7 работ заслушать.
Оцениваем себя в оценочных листах
VII Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
- Как пишутся личные местоимения с предлогами?
Эту оценку вы можете поставить себе в дневник. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.
Благодарю вас за работу на уроке.