Конспект урока русского языка

Цели урока:-Научить уч-ся выделять местоимения среди других частей речи;- Познакомить уч-ся с особенностями склонения личных местоимений, их призднаками и синтаксической ролью;- Определять роль местоимений в тексте; Ход урокаI. Организационный момент.Добрый день! Начинаем урок русского языка. Чтобы определить тему урока, послушайте стихотворение-загадку. Попробуйте ее разгадать.Утром - так заведено-Разомкнешь ресницы, И к тебе идет оноРозовой жар птиц...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели урока:

-Научить уч-ся выделять местоимения среди других частей речи;

- Познакомить уч-ся с особенностями склонения личных местоимений, их призднаками и синтаксической ролью;

- Определять роль местоимений в тексте;

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день! Начинаем урок русского языка. Чтобы определить тему урока, послушайте стихотворение-загадку. Попробуйте ее разгадать.

Утром - так заведено-

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет оно

Розовой жар птицей...

А стемнеет-он придет:

Тоненький, смущенный-

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной

Срок прошел-плывет она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна...

Кто же он, оно, она?

IIОпределение темы и целей урока.

Словами какой части речи были заменены имена существительные "месяц", "солнце", "луна"? (Местоимениями)

А какие это местоимения? (личные)

Назовите тему сегодняшнего урока (личные местоимения)

Личные местоимения это первая группа в числе 9 разрядов местоимений. Подумайте, какие цели нужно поставить на сегодняшний урок?

-научиться выделять личные местоимения среди других групп местоимений;

-познакомиться с морфологическими призднаками личных местоимений;

-правильно пользоваться местоимениями в своей речи;

Чтобы достичь цели урока вы будете работать в парах, индивидуально и в группах.

Для оценивания ваших результатов, у вас есть на партах оценочные листы, где вы будете себе ставить балл за каждую выполненную работу.

III Актуализация знаний

Теперь послушайте стишок и расскажите, что вы знаете о местоимении.

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их на плечи

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение мне надо указать. (ученики формулируют правило)

Ответ: Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, призднаки, количество, но не называет их.

IV Новая тема

Вернемся к теме урока. Почему личные местоимения так называются? (Указывают на лицо)

1. Назовите личные местоимения 1,2,3 лица, ед.ч, мн.ч

2. Просклоняйте письменно местоимения ты, он, она, оно, вы, они.

Двое у доски склоняют я, мы.

С помощью таблицы в учебнике проверим правильность работы в тетради.

V Работа в паре

Перед вами таблица склонения местоимений.

Ваша задача увидеть и назвать особенности склонения личных местоимений. каждый верный ответ дает вашей паре 1 балл

1. Все личные местоимения изменяются по падежам.

2.Иногда при склонении изменяется все слово.

3. Местоимения в род. п. и в вин. п. имеют одинаковые формы.

4. В тр. п. и пр. п местоимения употребляются с предлогами

VI Работа по культуре речи

- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

- В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на "Вы" Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на "Вы" называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении.

Например:

Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...

(Развитие речи. творческое задание). Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:

Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов...

Даётся время для написания работы. Затем 5-7 работ заслушать.

Оцениваем себя в оценочных листах

VII Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?

- Как пишутся личные местоимения с предлогами?

Эту оценку вы можете поставить себе в дневник. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.

Благодарю вас за работу на уроке.



© 2010-2022