ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.Сегодня, какую бы форму итоговой аттестации ни выбрал девятиклассник, ему придётся писать изложение: подробное или сжатое изложение с элементами сочинения (традиционная фо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный этап обучения русскому языку отличается повышенным вниманием учителей и исследователей к речевой подготовке школьников. Примерно 70−80 % того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.

Все большую актуальность приобретает проблема обучения связной речи. Во-первых, это обусловлено тем, что хорошо развитая устная и письменная речь − показатель уровня культуры человека. Кроме того, только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с людьми. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Во-вторых, с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим, предстает в таких условиях насущной проблемой действительности.

В рамках школьного образования в процессе формировании умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и воспроизводить главное, основное, важную роль играет работа над сжатым изложением текста. Кроме того, обучение этому виду изложений способствует формированию таких коммуникативных качеств речи, как краткость и точность.

В педагогической практике еще существуют нерешенные вопросы в обучении сжатому изложению. Об этом свидетельствуют ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах. Так, нередко школьники затрудняются при выделении главного (существенного) в тексте, не владеют способами компрессии текста. Помимо этого, в сжатых изложениях учащихся достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов и многословием.

Методика преподавания русского языка разработала определённые теоретические положения о том, как обучать школьников написанию сжатого изложения.

В пособии «Обучающие изложения в пятом классе» Н.Н. Алгазиной, М.Т. Баранова и др. приводятся методические рекомендации для обучения сжатому изложению.

Чтобы написать сжатое изложение, учащиеся должны усвоить содержание текста. Это значит:

а) понять основную мысль рассказа или отрывка, отделив главное от второстепенного;

б) запомнить основные факты, их последовательность;

в) определить своё отношение к происходящим в рассказе событиям, к характеру и поведению действующих лиц.

Для усвоения текста предлагается ряд методических приёмов:

  1. выразительное чтение текста учителем;

  2. объяснение непонятных слов и выражений;

  3. беседа по содержанию;

  4. работа над планом;

  5. устный пересказ текста.

Немаловажное значение имеет также работа над языком текста. Необходима предварительная лексическая подготовка: подбор синонимов, перифраз, объяснение непонятных слов (архаизмов, диалектизмы и т.д.). Предлагается поработать также над образно - выразительными языковыми средствами, имеющимися в тексте, выясняя, почему употреблено то или иное выражение.

Методика подготовительной работы направлена на развитие умения отделять главное от второстепенного, но при этом сжатое изложение художественного текста должно сохранить колорит произведения. Поэтому при анализе такого текста важно отметить тот минимум художественных средств, с помощью которых ученики могут ярко раскрыть основное содержание.

В статье Ф.С. Марат «Обучение сжатому изложению в IV классе» предлагается методика обучения сжатому изложению, состоящая из трёх ступеней.

Первая ступень (начало учебного года) - упражнения проводятся в связи с изучаемым материалом по грамматике:

а) упражнения в умении выделять существительное, необходимое в содержании с точки зрения темы и главной мысли текста;

б) упражнения в умении находить языковые средства для сжатой передачи текста.

Вторая ступень (II четверть):

а) составление «Памятки» (как писать сжатое изложение);

б) специальные уроки обучающего сжатого изложения большего по объему текста;

в) анализ сжатых изложений учащихся и работа по их совершенствованию.

Третья ступень (до конца учебного года) - самостоятельное выполнение учащимися элементов работы и контрольные сжатые изложения.

Учителю нужно поддерживать стремление ученика работать над «чем-то трудным» и использовать обучающее сжатое изложение как одно из средств воспитания в ребёнке активно мыслящей личности.

Статья Ф.С. Марат «Сжатое изложение «Субботний вечер в семье Ульяновых» в IV классе» содержит конкретные рекомендации по построению занятия, рассказывает о подготовке к сжатому изложению как о «ступенчатом уроке». За несколько дней до написания сжатого изложения рекомендуется попутно с изучением программного материала по русскому языку проводить упражнения на различение видовых и родовых понятий и т.д.

Ф.С. Марат предлагает использовать на уроке оформленную в виде плаката памятку «Как писать сжатое изложение»:

  1. Прочитайте рассказ.

  2. Определите его тему.

  3. Подумайте о главной мысли.

  4. Выделите его основные части.

  5. Составьте план.

  6. Определите способ сокращения.

  7. Объедините части.

  8. Составьте план сжатого изложения.

  9. Подберите «вместительные» слова для сжатого изложения.

Обязательным автор статьи считает проведение предварительной беседы по содержанию текста. Не отходя от основной дидактической задачи, нужно так организовать беседу, чтобы школьники задумались над поставленными учителем вопросами и высказали свои суждения, при этом они будут упражняться в правильности речи. Затем учитель должен напомнить о способах сокращения содержания и провести вместе с учащимися языковой анализ текста методом комментированного чтения.

Немаловажно, что автор напоминает учителю о необходимости индивидуально помогать ученикам, нуждающимся в этом, так как хорошая оценка, которую ребёнок получает в результате серьёзной работы, способствует успеху в обучении.

Сегодня, какую бы форму итоговой аттестации ни выбрал девятиклассник, ему придётся писать изложение: подробное или сжатое изложение с элементами сочинения (традиционная форма), подробное (версия 2007 г.), сжатое (версия 2008 - 2015 г).

Первая часть работы итоговой аттестации последних лет- это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма работы требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Однако действующие программы по русскому языку в разделе "Развитие речи" не акцентируют внимание на данном виде деятельности.

Как следует из «Методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом» Л.С. Степановой, И.П. Цыбулько при разработке новой версии экзамена важно было обеспечить преемственность контрольных измерительных материалов ЕГЭ и материалов государственной аттестации выпускников 9-х классов. Этим и был обусловлен выбор видов работы с текстом - сжатое изложение (С1) и сочинение на основе прочитанного текста (С2.2 и С2.3).

Под системой упражнений понимают совокупность необходимых видов упражнений, выполняемых в такой последовательности, которая учитывает закономерности формирования нужных умений и в взаимодействии видов упражнений обеспечивает максимально высокий уровень овладения необходимыми умениями. [64]

Для того чтобы создать систему упражнений для работы над сжатым изложением, необходимо было решить ряд вопросов.

Первый касается характера исходных текстов, используемых в упражнениях.

Многие годы составители учебно-методических пособий о сжатом изложении отдавали предпочтение текстам художественного стиля.

Язык художественной литературы - это синтез тщательно, творчески отобранных средств выражения. Художественное произведение отличается широким применением экспрессивных средств и метафоричностью. Кроме того, каждое художественное произведение - проявление авторской индивидуальности («слог» писателя).

Слово в художественном тексте, наряду с основным значением, часто имеет дополнительное содержание, сопутствующее основному, т.е. обладает коннотативными значениями, которые проявляют оценочность, эмоциональность, образность, экспрессию.

И это богатство содержания художественного текста сильнейшим образом страдает при сжатии.

Во-первых, произведение для сжатия берется не полностью, а лишь частично. В таком случае, образная система произведения остается не раскрытой. А забывать о силе художественной литературы, её воспитательной и формирующей эстетические и моральные начала функции, нельзя. К тому же, при частичной подаче текста зачастую нарушается смысловая цельность повествования, так как причинно-следственные связи, объясняющие его смысл, нарушаются. Это может затруднить проведение беседы по тексту на уроке.

Во-вторых, при выборе отрывка для сжатия из текста повествования отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, и исключаются все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными, но именно они в большинстве случаев составляют колорит произведения. При краткой передаче содержания учащемуся придется преобразовать стиль текста и его тип, изменить авторский «слог».

Таким образом, художественное повествование при сжатии утрачивает многие черты художественного стиля, прежде всего образность и эмоциональность, и превращается в некое подобие информационного сообщения.

Второй вопрос вытекает из первого: если использовать для сжатия произведения художественной литературы, то, во-первых, работа с текстами других стилей окажется неосвещенной. А во-вторых, придется ограничиться только уроками литературы и развития речи. Может ли учитель довольствоваться этим при обучении сжатому изложению?

И, наконец, третий вопрос - где найти возможность обучать приемам сжатия текста постепенно и систематически, не выделяя дополнительных уроков для этой работы. Естественно, что такую работу целесообразно начинать уже с пятого класса.

Первый и второй вопрос решаются нами следующим образом: мы предлагаем обучать сжатию текста на текущих уроках литературы, русского языка и, конечно же, на уроках развития речи.

Время школьного урока ограничено, а на занятия по развитию речи, где и следовало бы обучать приемам сжатия информации, - программой отведено мало времени (V класс - 41 часа, VI класс - 34 часа, VII класс - 33 часов, VIII - 20 часов, IX класс - 18 часов на развитие речи [62]). Учитель может использовать несколько уроков из этих часов для работы над сжатым изложением, однако этого явно недостаточно для формирования необходимых умений. Следовательно, целесообразно использовать на текущих уроках русского языка и литературы упражнения на сокращение информации с соответствующим или соотносимым с темой урока содержанием исходного текста, тогда умения сжатия информации будут формироваться постепенно и в связи с текущей тематикой уроков. Безусловно, это связано со стилевой принадлежностью исходного текста. В этом случае для уроков русского языка мы предлагаем использовать публицистические и научно-популярные исходные тексты, так как они могут естественно вписываться в уроки при изучении любых тем. Важно, что такие упражнения, используемые на текущих занятиях, - небольшие по объему, это существенно сэкономит время на занятии.

На уроках по литературе можно использовать упражнения с художественным исходным текстом, который прямо или косвенно связан с тематикой урока. При этом подходе литературное произведение в любом случае будет воспринято и изучено учениками полностью. Упражнения, применяемые на уроках по литературе, могут быть разными по объему.

Ответ на третий вопрос о необходимости ступенчатого обучения приемам сжатия, начиная с пятого класса, содержится в предлагаемой нами системе упражнений.

Система упражнений, направленных на формирование умений содержательной и языковой компрессии текста.

(упражнения выдаются на индивидуальных листках)


Вид задания А

Упражнения, направленные на выделение главной информации.

Упражнение 1. Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию. Михайлова В.М. Выделение главной мысли в тексте [33].

Исходный текст:

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Вариант выполнения:

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Либо:

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

В данном случае наряду с содержательным приемом сокращения текста мы использовали и языковой прием: заменили сочетание чистый воздух личным местоимением ОН, в первой части добавлена отрицательная частица НЕ.

Упражнение 2. Подчеркните важную информацию в тексте. Найдите строчки, выражающие главную мысль. Евграфова С.М. Секреты изложений [18].

Исходный текст: Вариант выполнения:

Старик моряк говорил о море. Старик моряк говорил о море.
- Море бывает щедрым, - сказал он. - Море бывает щедрым, - сказал он.
- Бывает оно печальным, - сказал он. - Бывает оно печальным, - сказал он.
- Бывает жестокосердным, - сказал он. - Бывает жестокосердным, - сказал он.
- Бывает оно отчаянным, - сказал он. - Бывает оно отчаянным, - сказал он.

- Море бывает разным, - сказал он. - Море бывает разным, - сказал он.
- Чистым бывает и грязным, - сказал он. - Чистым бывает и грязным, -

сказал он.
- Таинственным и раскрытым, - Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым... Могучим, ворчливым, сердитым...
Море - как человек! (Расул Рза) Море - как человек! (Расул Рза)

Главная мысль: Море бывает разным. Море - как человек!

Упражнение 3. Выделите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение. Михайлова В М. Выделение главной мысли в тексте[33].

Исходный текст:

В ЛЕСУ

Закатилось солнце за лесок,
Стал лесок и темен, и высок.
Кто-то притаился за сосной,
Что-то прошуршало за спиной,
Загорелись в елках огоньки...

Ой! - глаза у страха велики.

(В.Левановский)

Вариант выполнения:

В ЛЕСУ

Закатилось солнце за лесок,
Стал лесок и темен, и высок.
Кто-то притаился за сосной,
Что-то прошуршало за спиной,
Загорелись в елках огоньки...

Ой! - глаза у страха велики.

(В.Левановский)

Главная мысль: Глаза у страха велики. (Не следует бояться того, чего не видишь или не знаешь).

Упражнение 4. Ученики выполняют упражнение устно. Выделите главное, необходимое с точки зрения темы и главной мысли текста. Михайлова В М. Выделение главной мысли в тексте [33].

Стихи С. Михалкова про часы и часовщика:

Чтобы ходики ходили,

А будильники будили...

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

И дальше о часах старушки:

На моих часах кукушка

Перестала куковать...

Работать можно так: на доске учитель пишет название предмета и перечень его существенных и индивидуальных признаков.

ЧАСЫ серебряные, имеют белый циферблат и красные цифры, есть кукушка, у них гладкие без всяких узоров крышки, показывают время, висят на стене, предназначены для ношения в кармане, имеют механизм, стрелки, часовую и минутную.

Ученики должны списать приведенный текст, подчеркнув только то, без чего названный предмет (часы), по их мнению, не может существовать. Затем они выписывают только общие для всех часов признаки: показывают время, механизм. Остальные признаки есть не у всяких часов, и если мы захотим сказать о ходиках или о будильнике, то непременно должны будем указать их отличительные признаки (второстепенные), например звонок. По этим отличительным (несущественным для всех часов) признакам разновидности часов и названы - ходики, будильники.

Чтобы облегчить детям работу по выделению существенных и несущественных признаков, учитель может использовать иллюстрации, рисунки.

Упражнение 5. Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

Исходный текст:

Есть прелесть в самой поздней осени - в этом безнадёжном дожде, в этих острых, одуряющих запахах тления, в этих маленьких, сморщенных, посиневших от холода сыроежках, на ссохшихся беретиках которых лежат сосновые иголки, липнет брусничный лист и дрожит, сверкает, как слеза, дождливая капля.

Вариант выполнения:

Есть прелесть в самой поздней осени - в этом безнадёжном дожде, в этих острых, одуряющих запахах тления, в этих маленьких, сморщенных, посиневших от холода сыроежках, на ссохшихся беретиках которых лежат сосновые иголки, липнет брусничный лист и дрожит, сверкает, как слеза, дождливая капля.

Шумит над головой лес. Мягко

похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины

брусники… Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник… И никаких звуков - ничего, кроме шума дождя и шорохов леса.

Шумит над головой лес. Мягко

похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины

брусники… Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник… И никаких звуков - ничего, кроме шума дождя и шорохов леса.

Упражнение 6. Подчеркните важную информацию в тексте. Найдите в тексте строчки, выражающие главную мысль.

Исходный текст:

Минское шоссе

Дорога ветру свежему открыта.

И перед нами в утренней росе

Солдатские фигуры из гранита, -

Как много их по Минскому шоссе!

Солдатские фигуры на опушке,

Над речкой возле белого мостка,

У каждой мало-мальской деревушки,

На площади любого городка.

Нас ждут дела. Мы проезжаем мимо.

И вот они теряются из глаз.

Но в нас, живых, живут они незримо.

Как в них, гранитных, есть частичка нас. (К.Ваншенкин)

Вариант выполнения:

Минское шоссе

Дорога ветру свежему открыта.

И перед нами в утренней росе

Солдатские фигуры из гранита, -

Как много их по Минскому шоссе!

Солдатские фигуры на опушке,

Над речкой возле белого мостка,

У каждой мало-мальской деревушки,

На площади любого городка.

Нас ждут дела. Мы проезжаем мимо.

И вот они теряются из глаз.

Но в нас, живых, живут они незримо.

Как в них, гранитных, есть частичка нас. (К.Ваншенкин)

Упражнение 7. Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию. Щеголева Г.С. Учусь работать с текстом [46].

Исходный текст:

С термометром для измерения температуры тела человека нужно обращаться очень осторожно. Стеклянная трубка этого термометра очень хрупкая, а в ней содержится очень ядовитое вещество - ртуть. Ртутью можно отравиться.

Для измерения времени люди изобрели специальный прибор - часы. Обычные часы имеют циферблат - пластинку с делениями и числами - и две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, а большая минуты.

Вариант выполнения:

С термометром для измерения температуры тела человека нужно обращаться очень осторожно. Стеклянная трубка этого термометра очень хрупкая, а в ней содержится очень ядовитое вещество - ртуть. Ртутью можно отравиться.

Для измерения времени люди изобрели специальный прибор - часы. Обычные часы имеют циферблат - пластинку с делениями и числами - и две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, а большая минуты.

Упражнение 8. Подчеркните важную информацию в тексте. Найдите в тексте строчки, выражающие главную мысль. Щеголева Г.С. Учусь работать с текстом [46].

Исходный текст:

Удод

- Какой я красивый! - расхваливал сам себя Удод.

- Вы посмотрите на мой веерообразный хохолок на голове. Он у меня, как хвост у павлина. И правда, красив Удод. У птицы пёстрое охристо-рыжее оперение с чёрными и белыми вкраплениями.

- Красавец, а красавец! - затараторила сорока.

- А почему у тебя такое грязное гнездо? От него так неприятно пахнет.

- Уп-уп-уп! - закричал пристыжённый Удод и полетел убирать своё гнездо. Летел, летел и есть захотел. Поел и забыл про гнездо. Так что если кто из вас встретит грязное гнездо с неприятным запахом, то знайте, что это дом красавца удода. (В. Зотов)

Вариант выполнения:

Удод

- Какой я красивый! - расхваливал сам себя Удод.

- Вы посмотрите на мой веерообразный хохолок на голове. Он у меня, как хвост у павлина. И правда, красив Удод. У птицы пёстрое охристо-рыжее оперение с чёрными и белыми вкраплениями.

- Красавец, а красавец! - затараторила сорока.

- А почему у тебя такое грязное гнездо? От него так неприятно пахнет.

- Уп-уп-уп! - закричал пристыжённый Удод и полетел убирать своё гнездо. Летел, летел и есть захотел. Поел и забыл про гнездо. Так что если кто из вас встретит грязное гнездо с неприятным запахом, то знайте, что это дом красавца удода. (В. Зотов)

Упражнение 9. Подчеркните важную информацию в тексте. Щеголева Г.С. Учусь работать с текстом [46].

Исходный текст:

Чужак

Жила-была Вода. Однажды собрались у неё родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Водитель на гармошке играет. Даже сам Водяной пожаловал. Глянула Вода на гостей и сразу чужака приметила водителя. Велела ему в свою семью идти.

Пригорюнился Водитель и говорит:

- Но я так на вас похож!

- Ты только внешне похож, а родственники у тебя другие.

- Как же мне их найти?

- Вспомни, что обозначает слово «водитель».

- Водитель - тот, кто что-нибудь водит. Понял! Мои родственники - водить, переводить, заводить, проводник, проводка.

И стали слова дружно жить каждый в своей семье.

Вариант выполнения:

Чужак

Жила-была Вода. Однажды собрались у неё родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Водитель на гармошке играет. Даже сам Водяной пожаловал. Глянула Вода на гостей и сразу чужака приметила водителя. Велела ему в свою семью идти.

Пригорюнился Водитель и говорит:

- Но я так на вас похож!

- Ты только внешне похож, а родственники у тебя другие.

- Как же мне их найти?

- Вспомни, что обозначает слово «водитель».

- Водитель - тот, кто что-нибудь водит. Понял! Мои родственники - водить, переводить, заводить, проводник, проводка.

И стали слова дружно жить каждый в своей семье.

Упражнение 10. Подчеркните важную информацию в тексте.

Исходный текст:

Птицы приносят лесным растениям пользу, перенося их плоды. Сойка специально прячет жёлуди в мох, делая запасы корма. Потом птица многих своих «кладов» не находит. Жёлуди остаются нетронутыми. Весной из них вырастают молодые дубки. (В. Петров)

Вариант выполнения:

Птицы приносят лесным растениям пользу, перенося их плоды. Сойка специально прячет жёлуди в мох, делая запасы корма. Потом птица многих своих «кладов» не находит. Жёлуди остаются нетронутыми. Весной из них вырастают молодые дубки. (В. Петров)

Вид задания Б

Упражнения, направленные на исключение второстепенной информации

Упражнение 1. Устраните то, что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания.

Исходный текст:

Попечителем именно той школы под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

Вариант выполнения:

Попечителем школы под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с простодушными лицами.

Упражнение 2. Сверните предложение до короткой конструкции так, чтобы основной смысл был ясен. Доротина И.Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста [16].

Исходный текст:

Синильная кислота, открытая во второй половине 18 века шведским ученым Шееле, - это сильный яд, представляющий собой бесцветную жидкость с резким запахом и неприятным вкусом, вызывающим во рту ощущение теплоты.

Вариант выполнения:

Синильная кислота - это яд.

Упражнение 3. Сверните предложение так, чтобы основной смысл был ясен.

Исходный текст:

Трудно даже перечислить абсолютно все затронутые в книге вопросы: читатель как бы попадает на интеллектуальный пир с огромным столом, полным разнообразных блюд, откуда он точно не уйдет голодным, хотя некоторые блюда ему, может быть, не придутся по вкусу.

Вариант выполнения:

Трудно перечислить все затронутые в книге вопросы: читатель как бы попадает на интеллектуальный пир, откуда не уйдет голодным, хотя некоторые блюда ему, не придутся ему по вкусу.

Упражнение 4. Исключите второстепенную информацию.

Исходный текст:

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании - короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

Вариант выполнения:

Есть люди, которым всё всегда ясно. По их мнению, они лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Упражнение 5. Удалите поясняющие конструкций: однородные члены, части сложного предложения.

Исходный текст:

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело - мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания - воспитание души.

Вариант выполнения:

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания - воспитание души.

Упражнение 6. Обобщите содержание фрагмента текста.

Исходный текст:

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

Вариант выполнения:

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца. У Серовых часто собирались живописцы, музыканты, скульпторы, артисты, поэты.

Упражнение 7. Устраните то, что можно исключить из текста без ущерба для его содержания.

Исходный текст:

Детская сказка

Сказка изобрела ковёр-самолёт, а мы - космический корабль. Сапоги-скороходы - для одного человека. Автомобили, самолёты, корабли - для многих. Перенестись на край света? - Щелчок кнопки, и на экране - Африка, Амазонка, белый медведь на льдине. Мы умеем больше, чем сказка! Но почему же тогда всё милее нам, всё роднее? Почему до сих пор сочиняют сказки? То вдруг объявится старик Хоттабыч, то Карлсон, который живёт на крыше, Чебурашка? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают детские сказки.

Вариант выполнения:

Детская сказка

Сказка изобрела ковёр-самолёт, а мы - космический корабль. Сапоги-скороходы - для одного человека. Автомобили, самолёты, корабли - для многих. Мы умеем больше, чем сказка! Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые были детьми, а детям рассказывают сказки.

Упражнение 8. Сверните текст до короткой конструкции так, чтобы основной смысл был ясен.

Исходный текст:

Все знают, что самое любимое, самое желанное и самое запретное для детей лакомство - конфета. С самого раннего детства все мы влюбляемся в это чудо, придуманное человеком ещё много веков назад. В это с трудом верится, но прообразами современных конфет угощали своих детишек ещё древние египтяне, случайно смешавшие мёд, инжир и орехи.

Вариант выполнения:

Самое любимое и запретное для детей лакомство - конфета. С детства мы влюбляемся в это чудо. Прообразами конфет угощали своих детишек древние египтяне, случайно смешавшие мёд, инжир и орехи.

Упражнение 9. Сверните текст так, чтобы основной смысл был ясен.

Исходный текст:

Скатерть - это неотъемлемая часть интерьера кухни или столовой, украшающая поверхность стола, и придающая комнате ухоженный, благородный, интересный и стильный вид. Кроме того, скатерти имеют и функциональную нагрузку - они защищают поверхность стола от повреждений и загрязнений.

Вариант выполнения:

Скатерть - это часть интерьера кухни или столовой, украшающая поверхность стола. Они защищают поверхность стола от повреждений и загрязнений.

Упражнение 10. Исключите второстепенную информацию.

Исходный текст:

Суп - незаменимое блюдо обеденного стола. Несмотря на то, что супы распространены не во всем мире, все же во многих странах Азии и Европы первые блюда получили заслуженное признание.

Далеко не сразу супы стали иметь такой вид, как сегодня. Потребовалось много столетий, чтобы первые блюда заняли свое место в кулинарной иерархии.

Вариант выполнения:

Суп - блюдо обеденного стола. Во многих странах Азии и Европы первые блюда получили заслуженное признание.

Не сразу супы стали иметь такой вид, как сегодня. Потребовалось много столетий, чтобы первые блюда заняли свое место в кулинарной иерархии.

Вид задания В

Подбор обобщающего слова и синонимичного выражения

Упражнение 1. Передайте содержание предложения сжато, обобщив слова, обозначающее сходное. Евграфова С.М. Секреты изложений [20].

Это задание направленно на обогащение речи учащихся средствами обобщенной передачи. Учитель должен объясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением и слова, обозначающие отдельные предметы, признаки, действия, составляющие эти широкие значения. Одновременно учащиеся учатся классифицировать предметы, признаки, действия, т. е. практически получают представление о роде и виде.

Исходный текст:

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи осенью улетают в теплые края. Воробьи, галки, вороны, сороки, дятлы никуда не улетают.

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуваньчики, застенчивые купавки.

Пример выполнения:

Перелетные птицы осенью улетают в теплые края. Неперелётные птицы никуда не улетают.

На лугу росли цветы.

Упражнение 2. Замените однородные члены синонимичным выражением. Куманяева А.Е. Изложение на экзамене [23].

Исходный текст:

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

Вариант выполнения: Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Упражнение 3. Передайте содержание предложения сжато, обобщив слова, обозначающее сходное.

Исходный текст:

На прилавке справа лежали ярко-синие сливы, сочные груши, большие грозди винограда, зелёные и красные яблоки, а слева находились рыжие моркови с мохнатыми хвостиками, румяная свекла и крупный картофель, белокочанная капуста.

Пример выполнения:

На прилавке справа лежали фрукты, а слева овощи.

Упражнение 4. Передайте содержание предложения сжато, обобщив слова, обозначающее сходное.

Исходный текст:

На скалах галдели фрегаты, кайры, поморники. В чулане валялись столы, шкафы, стулья. В санях лежала шуба, шапка и рукавицы. В лавке у Караваева были табаки из Феодосии грузинские вина астраханская икра вологодские кружева стеклянная мальцевская посуда сарептская горчица и сарпинка из Ивано-Вознесенска.

Пример выполнения:

На скалах галдели птицы. В чулане валялась разная мебель. В санях лежала одежда. В лавке у Караваева были собранны товары со всей страны.

Упражнение 5. Упражнение рекомендовано как контрольное. Передайте содержание предложения сжато, обобщив слова, обозначающее сходное.

Исходный текст:

Ночью я проснулся от лая собак, фырканья лошадей, торопливых шагов внизу, смеха, звона посуды. Постепенно к плеску, стуку, шороху, бульканью, ко всем легкомысленным звукам воды присоединились тяжелый гул людских голосов и гортанные выкрики. Ваня откровенно радовался тому, что работы идут медленно из-за малярии, наводнений дождей и тонущих в болотах экскаваторов.

Пример выполнения:

Ночью я проснулся от шума. Постепенно к шуму присоединились громкие людские голоса. Ваня откровенно радовался тому, что работы идут медленно из-за разных причин.

Упражнение 6. Упражнение рекомендовано как контрольное. Передайте содержание предложения сжато, обобщив слова, обозначающее сходное.

Исходный текст:

Но иногда среди слов о ветрах, облачности, долготах и широтах, кораблях Кука попадаются неожиданные строчки. Об их профессии можно было догадаться по беспорядочно валявшимся фуражкам с золочеными "крабами", рваным клешам, пуговицам, с якорями татуировке под рукавами телогреек и старомодных пиджаков. Ветер бушевал над городком с такой силой, будто хотел унести на север эту непереносимую ночь с ее кромешным мраком, слезами, чадом свечей, людской жестокостью и любовью.

Пример выполнения:

Но иногда среди корабельных записей попадаются неожиданные строчки. Об их профессии можно было догадаться по случайно сохранившимся приметам. Ветер бушевал над городком с такой силой, будто хотел унести на север эту непереносимую ночь со всем, что её наполняет.

Упражнение 7. Упражнение рекомендовано как контрольное. Передайте содержание предложения сжато, обобщив слова, обозначающее сходное.

Исходный текст:

Сейчас же около вокзала мы попали в путаницу розвальней могучих дуг, расписанных цветами бубенцов, пара, бившего в лицо из задранных лошадиных морд, трактирных вывесок, городовых, с обледенелыми усами, и колышущего воздух звона церковных колоколов. Больше всего мальчишки любили в деревне Дмитрия Сергеевича и старика по прозвищу "Утиль". В этом цвете было уже предчувствие снега, зимних сумерек, с их почерневшим серебром старых берез и стелющегося дыма.

Пример выполнения:

Сейчас же около вокзала мы попали в стремительную городскую жизнь. Больше всего мальчишки любили в деревне двух человек. В этом цвете было уже предчувствие зимы.

Упражнение 8. Передайте содержание предложения сжато, обобщив слова, обозначающее сходное.

Исходный текст:

Потом я натыкался на такие дощечки в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах, по дороге из Михайловского, в Тригорское, на берегах озер Маленца и Петровского. Блеск красок, свет багровый, золотой, синий, шумное отчаяние режиссера и художника, их постоянные стычки, запах олифы, звуки оркестра, тут же разучивавшего музыкальные куски, это нравилось Анфисе.

Пример выполнения:

Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах. Вся обстановка киносъемки нравилась Анфисе.

Упражнение 9. Передайте содержание предложения сжато, обобщив слова, обозначающее сходное.

Исходный текст:

Вокруг не было видно ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности, удочки и, самое главное, банка с червяками-подлистниками. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты рыжие, черные, серые и белые с подпалинами берут дом в осаду.

Пример выполнения:

Вокруг не было видно никого. Со мной все необходимое для долгой рыбалки. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты разных мастей берут дом в осаду.

Упражнение 10. Передайте содержание предложения сжато, обобщив слова, обозначающее сходное.

Исходный текст:

Так постепенно, благодаря Феде, я погрузился в заманчивый мир разнообразных листьев, венчиков, лепестков, тычинок, колосьев, в мир растительных запахов и чистых красок. А высота и густота зарослей вокруг озера заставляли думать, что в них скрывается стрекоза, с красными крыльями или синяя божья коровка, в белую крапинку или ядовитый цветок лоха, с полым сочным стволом толщиной в человеческую руку.

Пример выполнения:

Так постепенно, благодаря Феде, я погрузился в заманчивый мир разнообразных строений растений, в мир растительных запахов и чистых красок. А высота и густота зарослей вокруг озера заставляли думать, что в них скрывается что-нибудь до сих пор невиданное.

Вид задания Г

Трансформация словосочетаний и предложений

Упражнение 1. Упражнение зачитывает учитель, делая короткие паузы после каждого словосочетания. В начале учитель приводит 2 примера выполнения задания: дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать. Голуб И.Б. Упражнение по стилистике русского языка [14].

Подберите к данным словам наиболее краткие и емкие синонимичные выражения.

Дать подтверждение - (подтвердить); привести доказательство - (доказать); проводить исследование - (исследовать); совершать вращение - (вращать); проявлять интерес - (интересоваться); выдвинуть предположения - (предложить); процесс реакции - (реакция); свойство упругости - (упругость); месяц март - (март).

Упражнение 2. Упражнение зачитывает учитель, делая короткие паузы после каждого словосочетания. В начале учитель приводит 2 примера выполнения задания: для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения. Ученики выполняют это упражнение письменно и индивидуально. Доротина И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста [17]. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить - (для осуществления); для того чтобы получить - (для получения); для того чтобы изменить - (для изменения); для того чтобы соединить - (для соединения); для того чтобы распределить - (для распределения); для того чтобы рассмотреть - (для рассмотрения). В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).

Упражнение 3. Доротина И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста [17]. Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сократите эти предложения, выделив:

1) только значение крылатого выражения;

2) только информацию об истории происхождения этого выражения.

Исходный текст: Предложение 1.

Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) сновано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

Пример выполнения:

1) «Довести до белого каления» - очень сильно разозлить.

2) Выражение основано на свойстве металлов светиться при нагревании.

Исходный текст: Предложение 2.

Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти ключ к решению многих задач.

Пример выполнения:

1) Искать философский камень - попытка найти ключ к решению многих задач. 2) Выражение «искать философский камень» возникло в то время, когда была широко распространена алхимия.

Исходный текст:Предложение 3.

Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.

Пример выполнения:

1) Цепная реакция - вышедший из-под контроля процесс.

2) Выражение «цепная реакция» употреблялось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.

Упражнение 4. Упражнение рекомендован как домашнее. Доротина И.Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста [17]. Проведите трансформацию предложений там, где это возможно. Передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказываниям не превышал 35 слов. (Учитель может обратить внимание некоторых учащихся на 4-е предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточных; предложить продумать вариант с использованием только одного придаточного).

Исходный текст:

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

(45 слов)

Примеры выполнения:

а) Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения.

(32 слова)

Мы видим использование приема исключения второстепенной информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приема слияния двух предложений - 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения.

б) Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое.

(23 слова)

В данном варианте исключается информация 3-го предложения исходного текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадоксальным), контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения.

в) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Цель конкретна, точна, достижима. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения.

(28 слов)

Используется прием исключения второстепенной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении исходного текста).

Упражнение 5. Замените простые предложения сложным.

Исходный текст:

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Именно так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Вариант выполнения:

Помню вечер перед Новым годом, когда мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена, так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Упражнение 6. Объедините предложения в одно, таким образом, чтобы получилось сложноподчинительное предложение.

1) Мы ночевали в гостинице. Однажды мы там уже останавливались.

(Мы ночевали в гостинице, в которой уже которой уже останавливались.)

2)Всю жизнь я видел настоящими героями людей. Людей, любящих и

умеющих работать. (Всю жизнь я видел настоящими героями людей, который любят и умеют работать.)

  1. Над долиной спустились тучи. Как раз там, где мы ехали. (Над

долиной, где мы ехали, спустились тучи.)

  1. Врач подошёл к больному. Ему вчера была сделана операция. (Врач

подошёл к больному, которому была сделана операция).

  1. Под вечер мы вышли на поляну. На поляне рос огромный дуб. (Под

вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.)

Упражнение 7. Сверните информацию данного абзаца за счет трансформации предложений. Евграфова С.М. Секреты изложений [19].

Исходный текст:

Почему с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни? Грубо говоря, ответ прост. Потому, что мы занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта). Или не научились жить и трудиться (не развили таланта). Второе нередко зависит от первого. И первое от второго не всегда бывает свободно.

Вариант выполнения:

Почему с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно.

Упражнение 8. Упражнение рекомендовано как домашнее. Устраните ту информацию, которая, по вашему мнению, является второстепенной. При необходимости проведите трансформацию предложений.

Исходный текст:

В деревне Тараканово живет хорошая лошадь Тучка, вся рыжая. Ее очень любят галки. На других лошадей галки внимания не обращают. Как увидят Тучку, сразу садятся к ней на спину и начинают тотчас выщипывать шерсть.
- У нее шерсть теплая, как у верблюда, - говорит возчик Агафон. - Из этой бы шерсти носки связать.

Прыгают галки по широкой спине Тучки. Она посапывает, ей приятно, как щиплются маленькие галки. Шерсть-то сама лезет, то и дело приходится чесаться о забор спиной и боками. Набрав полный клюв рыжего тепла, галки летят под крышу, в гнездо и опять обратно.

Тучка - лошадь мирная. Она никогда не брыкается. Возчик Агафон тоже добрый человек. Задумчиво он часами глядит на лошадиный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на голову, он небось и глазом бы не моргнул.

Вариант выполнения:

В деревне Тараканово лошадь Тучка, вся рыжая. Ее очень любят галки, а других лошадей внимания не обращают. Как увидят Тучку, сразу садятся к ней на спину и начинают выщипывать шерсть.
- У нее шерсть теплая - говорит возчик Агафон.

Прыгают галки по широкой спине, а Тучка посапывает, ей приятно. Шерсть-то сама лезет, приходится чесаться о забор. Набрав полный клюв рыжего тепла, галки летят под крышу, в гнездо.

Тучка - лошадь мирная, не брыкается. Возчик Агафон тоже добрый человек и если б галка села ему на голову, он и глазом бы не моргнул.


Упражнение 9. Упражнение рекомендовано как контрольное. Евграфова С.М. Секреты изложений [19].

Передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, исключая второстепенную информацию и приведите трансформацию предложений.

Исходный текст:

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться густой туман. Я решил поскорее вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли каких-то кустов. У ног моих растиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес.

Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я шёл? Как найти дорогу? Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. На вечернем небе стали зарождаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

Вариант выполнения:

Вечерняя заря догорала, расстилался туман. Я решил вернуться домой; миновал заросли кустов. У ног моих растиралась равнина, а дальше лес.

Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Как найти дорогу? Я вышел на опушку и пошёл полем, по узкой тропинке, окружённой высокой рожью. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом, а на небе стали зарождаться звезды, заблестел месяц. Я узнал дорогу.

Упражнение 10. Подберите к данным словам наиболее краткие и емкие синонимичные выражения. Упражнение зачитывает учитель, делая короткие паузы после каждого словосочетания. Ученики выполняют упражнение индивидуально.

Дать подтверждение - (подтвердить); принести извинения - (извиниться); проводить анализ - (анализировать); производить осмотр - (осматривать); выказывать уважение - (уважать); подвести итог - (подытожить); проводить исследование -(исследовать).

Вид задания Д

Редактирование полученного текста, направленное на работу с повторами.

Упражнение 1. Упражнение рекомендовано как домашнее. Гацуцын В.М. Как работать с повтором [13].

Перепишите, устраняя повторы. Предложения под номером 2 - 4 , 5 - 9, 10 - 13 нужно объединить, превратив их в одно или два предложения.

Исходный текст:

1. Художник использует цвета: синий, зелёный, красный - много-много других цветов.

Пример выполнения:

1. Художник использует разные цвета: синий, зелёный, красный.

2. Шар вырвался из моих рук и полетел. 3. Шар был большой, ярко-синий. 4. Скоро шар стал еле заметен.

2. Шар, большой и ярко-синий, вырвался из моих рук и полетел. Скоро он стал еле заметен.

5. Я очень-очень люблю своего щенка. 6. Я хожу со щенком гулять. 7. Я играю со щенком. 8. Я кормлю его. 9. Я купаю щенка.

3. Я люблю своего щенка, хожу с ним гулять, играю, кормлю и купаю его

10. Мы шли долго. 11. Наконец мы вышли на поляну. 12. Поляна была очень красивая. 13. В центре поляны огромный пень.

4. Мы шли долго и наконец вышли на красивую поляну, в центре которой был огромный пень.

Упражнение 2. Прочитайте юмореску и попробуйте заменить повторяющееся слово глаголами говорения. Подберите к ним языковые и контекстуальные синонимы.

Исходный текст:

Скажите сами

Встретился мне один молодой писатель.

- Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.

- Конечно, - сказал я.

- Ну как, нравится? - сказал он, кончив чтение.

- Я скажу тебе правду, - сказал я.

- Скажи, - сказал он.

- Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», - сказал я.

- Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.

- Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

- Я сказал все, что хотел сказать, - сказал он.

- Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

- Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - сказал он.

- Я сказал то, что думал, - сказал я.

- Правду сказали мне, что ты дурак, - сказал он.

- Повтори, что ты сказал? - сказал я.

- Что сказал, то и сказал, - сказал он.

- Еще слово скажешь? - сказал я.

- Скажу еще больше, - сказал он.

- Ну что такому скажешь! - сказал я сам себе.

Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?

Вариант выполнения:

Скажите сами

Встретился мне один молодой писатель.

- Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? - сказал он.

- Конечно, - ответил я.

- Ну как, нравится? - спросил он, кончив чтение.

- Я скажу тебе правду, - произнёс я.

- Давай, - промолвил он.

- Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», - возмутился я.

- Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - бравировал он.

- Во-вторых, тебе нечего предложить читателю для раздумий, - продолжал я.

- Я написал все, что хотел, - ответил он.

- Чем такое говорить, лучше промолчать, - не унимался я.

- Ну что сказать о человеке с таким вкусом? - прошипел он.

- Я говорю то, что думаю, - продолжал я.

- Правду сказали мне, что ты дурак, - обиделся он.

- Повтори, что ты произнёс? - крикнул я.

- Что сказал, то и сказал, - ответил он.

- Еще слово молвишь? - спросил я.

- Добавлю еще, - сказал он.

- Ну что такому докажешь! - подумал я.

Теперь ответьте сами: разве я ему неправду говорил?

Функция замещения, которую синонимы могут выполнять в речи, позволяет показать ученикам, что замена в речи одного и того же слова его синонимами устраняет ненужное повторение одинаковых слов. Кроме того, необходимость проводить упражнения над синонимами на материале словосочетаний вызывается еще и тем, что синонимия слов тесно связана с их многозначностью. Если слово многозначно, то у него будут разные синонимы в зависимости от того, в каком значении слово употреблено.

Упражнение 3. Найдите и устраните повторяющиеся слова и второстепенную информацию, при необходимости приведите трансформацию предложений. Гацуцын В.М. Как работать с повтором [13].

Исходный текст:

На столе лежит крупная спелая клубника. Чуть подальше стоит большой белый кувшин. Рядом с ним стоит банка с веточками чёрной и белой смородины. Около неё стоит тарелка с ягодами чёрной и белой смородины. А за тарелкой и банкой стоит металлическое блюдо с ярко-красной клубникой.

Вариант выполнения:

На столе лежит клубника, а подальше стоит большой белый кувшин. Рядом с ним находится банка с веточками смородины и около неё - тарелка с ягодами чёрной и белой смородины. А за всей этой посудой есть блюдо с ярко-красной викторией.

Упражнение 4. Найдите повтор в тексте, устраните его и второстепенную информацию. При необходимости проведите трансформацию предложений.

Исходный текст:

Тот, кто бывал в Кижах, видел, вероятно, как вдоль всего острова тянется, точно хребет гигантского животного, каменная гряда. Около этого хребта бежит дорога. Этот хребет образовывался столетиями. Крестьяне освобождали свои поля от камней-валунов и булыжников - и сваливали их здесь у дороги.

Вариант выполнения:

Кто бывал в Кижах, видел вдоль острова точно хребет гигантского животного, каменная гряда у дороги. Этот хребет образовывался столетиями так, как крестьяне освобождали свои поля от камней и сваливали их здесь.

Упражнение 5. Устраните повторы, исключите второстепенную информацию. Предложения под номером 1 - 2 необходимо объединить в одно.

Исходный текст:

(1)Вы, вероятно, строгий мой критик, читали, по обязательности служения вашего, беззащитную мою повесть. (2)Вы не раз упрекали уже повесть мою в том, что она не занимательна. Но скажите, критик, много ли в вашей жизни и в глазах ваших разгоралось романтических драм проходит, в самых обыкновенных действиях жизни?

Вариант выполнения:

Вы, критик, читали, по обязательности служения, мою повесть и упрекали её в том, что она не занимательна. Но скажите, много ли в вашей жизни разыгралось романтических драм? Не прошла ли ваша жизнь, как и наша проходит, в обыкновенных действиях?

Упражнения расположены по определенным видам и в строгой последовательность, что соответствует поставленной цели: постепенности в формировании умений сжатия текста.

9


© 2010-2022