- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Русская грамота. По страницам мудрых книг
Русская грамота. По страницам мудрых книг
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сопина Т.В. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Карточка В1 |
Найдите бессоюзные предложения. Выпишите их номера и объясните расстановку знаков препинания. (Какой союз можно было бы вставить?) (1) Шмель пишет письма. (2) Если не веришь, попробуй как-нибудь последить за шмелем. (3) Как-то странно ведет себя сегодня шмель: то в одном месте коснется коры дерева, то в другом. (4) Потом летит к следующему дереву и тоже касается в разных местах его коры или кусает листья и веточки. (5) Но летит шмель от дерева к дереву, не прямо - он делает большой круг. (6) И в конце концов возвращается к первому дереву. (7) Долго люди не могли понять: что же такое происходит со шмелями? Но вот несколько лет назад ученые наконец открыли секрет этих насекомых: оказывается, шмели «пишут письма» шмелихам. (По Ю.Дмитриеву)
|
Карточка В2
Подчеркните грамматические основы. Переконструируйте все бессоюзные сложные в союзные. Что случится со знаком препинания?
1. Раздался выстрел - зверь продолжал бежать.
2. Ни одной птицы не было слышно: все притаились и замолкли.
3. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
4. Ударил сильнейший гром - все окна задрожали.
5. Давно пора бы каждому свернуть с дороги - они рядком идут.
Карточка В3
Из каждой пары простых предложений составьте два бессоюзных: с двоеточием и с тире. (Укажите
предполагаемый союз.)
1. Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.
2. Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше.
3. Мы собирались в лес. Дрова были на исходе.
4. Я стал прислушиваться. Возле дома раздавались чьи-то шаги.
5. Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать.
6. Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.
Карточка В4
а) Допишите, бессоюзные предложения.
А. Нас охватило чувство страха … (причина).
Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).
В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).
б) Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.
в) Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги…, чтобы получились предложения следующих типов:
1) простое с однородными членами (без союзов);
2) бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую.
3) бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой.
Карточка В5
а) Какова роль тире в предложении Ребята - их было четверо - держались в стороне?
А. Разделяют подлежащее и сказуемое.
Б. Обозначают пропуск члена предложения.
В. Разделяют части сложного бессоюзного предложения.
Г. Выделяют вводное предложение.
б) Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Попробовал бежать - ноги от страха не двигались.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение включает в себя вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
в) Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
А. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.