Урок по русскому языку на тему Имена существительные собственные и нарицательные (5 класс)

Данный конспект урока разработан для учащихся пятых классов. Тип: изучение нового материала. Цель данной работы: расширить знания учащихся о существительном как о части речи; уделить внимание отработке правил правописания имён собственных и классификации их по значению;учить правильно писать имена существительные собственные; развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык  графического обозначения орфограмм. В работе использованы следующие методы и приёмы: логические задания, шарады, ра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.


Цель: - расширить знания о существительном как о части речи; уделить внимание отработке правил правописания имён собственных и классификации их по значению;

- развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограмм;

- содействовать воспитанию культуре общения, позитивного отношения друг у другу


Ход урока


I. Организационный момент.

II. Задание на логическое мышление. Шарады. (Слайд)

Дремлют два предлога около порога,

Потому- то тишь, и не пискнет мышь. (К - от)

Смотрю: змея, союз, предлог -

И я от страха занемог. (Уж - а - с)

Всего две ноты и предлог.

Построить я на даче смог. (До - ми - к)

Учитель. Какой частью речи являются отгадки шарад?

- Что такое имя существительное?

- Морфологические признаки.

- Синтаксическая роль.

III. Распределительный диктант.

Учащиеся должны записать в два столбика слова, распределив их по группам:

одушевлённые

неодушевлённые

Дорога (2), крестьянство (1), крокодил (1), улитка (1), олимпиада (2), ветеран (1), кукла (1), рыбалка (2), рыбак (2), сучья (2), водоросли (2), мертвец (1).

Учитель. Какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными?

IV. Сообщение темы и цели урока. Целеполагание.

Учитель. Ребята, сегодня мы узнаем еще один признак существительного. Посмотрите на доску и скажите, чем одни имена существительные отличаются от других.

(Слайд) Белка и Стрелка, мороженое, кинотеатр «Синема», пароход «Светлый», облака, Чёрное море, Аркадий Петрович, мыло.

Учитель. Верно. Имена собственные и нарицательные - это и есть тема нашего урока.

- Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? (Имена собственные - названия единичных предметов, а имена нарицательные - однородных; имена нарицательные пишутся с маленькой буквы, а имена собственные с большой; для обозначения единичных предметов могут быть использованы не только отдельные слова, но и словосочетания.)

Учитель. (Слайд) По значению имена существительные делятся на:

нарицательные

собственные

Обозначают что-то общее, одинаковое

Обозначают единственные в своём роде предметы: имена, отчества, фамилии, названия городов, гор, рек, озёр, исторические события, названия книг, газет, журналов, картин, кинофильмов, предприятий, клички животных.

N: доброта, лес, няня, книга, телефон, айфон, мышка.

N: Омск, Светлана Ивановна, Балхаш, Африка, газета «Правда»

(Слайд) Собственные имена существительные могут состоять из одного слова или нескольких слов. Такие сочетания представляют собой один член предложения.

Например: Пётр Ильич Чайковский - великий русский композитор.

(Почему в этом предложении необходимо поставить знак препинания - тире?)

Задание: Составьте похожее предложение, используя своё имя, отчество и фамилию.

(Слайд) Названия книг, журналов, газет, кораблей, произведений и т.д. пишутся с заглавной буквы и заключаются в кавычки.

Например: Журнал «Умелые руки», пароход «Адмирал Нахимов», рассказ «Кавказский пленник».

V. Закрепление нового материала.

1. Запись под диктовку. 1 ученик у доски.

1.В центре Алматы сооружён памятник двум девушкам. Одна из них - Маншук Маметова. 2. На второе полугодие мы выписали несколько газет: «Лидер», «Степой маяк» и «Комсомольскую правду».

- Указать имена собственные и нарицательные.

- Составить схему второго предложения.

Учитель: (Слайд) Запомните! Названия жителей какой-либо местности пишутся с маленькой буквы: алматинец, кубинец, москвич и др.

2. От данных слов с помощью суффиксов -ец, -ич, -анин(-янин), -ин образуйте существительные, обозначающие жителей названной местности:

(Слайд) Париж, юг, Киев, Минск, Курск, Караганда, Осетия, Душанбе, Кострома.

3. Заполните таблицу.


Имена существительные

Нарицательные

Собственные

Нарицательные и собственные

здание

Кокшетау

Курган, курган




Слова для диктовки: комната, Астана, лист, Енисей, гитара, бинокль, (В, в)ера,

(О, о)рёл, Арктика, (О, о)гонек, (М, м)осквич, Греция, (Н,н)адежда,

(Ш,ш) арик, (Р,р)одина. («Родина» - кинотеатр, название фильма)

4. Игра «Наоборот».

Учитель. Что такое антонимы? (Ответы детей) Подберите антонимы к названиям книг.

1. «Зелёный беретик» - «Красная шапочка»

2. «Мышь босиком» - «Кот в сапогах»

3. «Петушок бесцветный» - «Курочка Ряба»

4. «Девочка с ладошку» - «Мальчик с пальчик»

Задание: Составьте с этими сочетаниями предложения:

мальчики: с прямой речью и обращением;

девочки: СПП.

VI. Рефлексия «Одним словом». (Слайд)

Учащиеся должны выбрать три слова из 12, которые более точно передают их состояние на уроке:

-раздражение

-злость

-радость

-равнодушие

-удовлетворение

-вдохновение

-скука

-тревога

-покой

-уверенность

-неуверенность

-наслаждение.

VII. Домашнее задание. §55 правило, упр.461

© 2010-2022