Статья Приемы мнемотехники на уроках русского языка

 Интересно ли вам изучать русский язык? Освоение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Огромное количество правил, большое количество исключений, немалая доля словарных слов , которые не поддаются обобщению,  – все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая  «страх и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности у «среднестатистического ученика». Мнемотехника дает  возможность не просто прослушать, но и понять объяснение, вызывает интерес, позволяет расши...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

СКЛЯР О. П., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РАСЦВЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Интересно ли вам изучать русский язык? Освоение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Огромное количество правил, большое количество исключений, немалая доля словарных слов , которые не поддаются обобщению, - все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая «страх и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности у «среднестатистического ученика».

В настоящее время всё более востребованными становятся личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, в основе которых лежит внимание к субъектности ученика. На мой взгляд, мнемотехника как одна из технологий, помогает и учителю, и ученику.

Мнемотехника дает возможность не просто прослушать, но и понять объяснение, вызывает интерес, позволяет расширить границы восприятия. Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию». Зато эта память очень яркая и образная. Запоминание происходит с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально-образная память ребенка.

«Мнемоника (греч. Mnemonіka - искусство запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». Слово мнемоника имеет однокоренное слово - Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного - память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.

Еще одна причина, заставившая меня обратиться к этому приему - благодаря своим ассоциативным связям «чуждый» материал преобразует в доступный и понятный.

Классификация приемов мнемотехники

1) Буквенно-звуковая мнемоника (Наличие одинаковых букв и звуков, дозволительно и неполное, частичное сходство).

2) Рифмовки. Общность ударений.

3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.

4) Сказки - ассоциации.

5) Схематично - рисуночная мнемоника.

6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника

В моей «педагогической копилке», (такие «копилки» есть у каждого учителя) немало приемов легкого запоминания материала, которыми я хотела бы поделиться. Весь материал собран по классам (от 5 до 9) и по темам. Учащиеся записывают такие подсказки в свои «словари», которые мы ведем с 5 класса.

Вот некоторые приемы мнемотехники, используемые чаще всего , при изучении русского языка.

  1. После - кос я вижу - н, пишу О, и «нОу» прОблем.

  2. ЖОКЕЙ (можно прочитать английское слово «ОК!» («Все в порядке!»)

  3. Правило ЮЛИ - дефисное написание слов с -пол (Ю-заглавная, Л- л, И-гласная, например, пол-Москвы, пол-лимона, пол-апельсина)

  4. Мнемонические рифмовки ( В трудном слове РАССЧИТАТЬ Будем мы две СС писать. А РАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ- Одна буква С сойдет.)

  5. В словарном слове спряталось другое слово ( Взгляни скорей на ГОРИЗОНТ: Там между ГОР увидишь ЗОНТ! ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО. МИЛЛИОН (в этом слове, можно«прочитать» вопрос: «МИЛ ЛИ ОН?». «Опали листья в садике» - это предложение облегчает запоминание словарного слова ПАЛИСАДНИК)

  6. Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определенные ассоциации и помогает запомнить написание соответствующего словарного слова или правила (Сказка о стране «Орфографии»). Заучивание словарных слов - исключений из орфографических правил - путем включения их в связный рассказ (Ростовщик Ростислав приехал в Ростов, купил росток и занялся отраслью. Цыган на цыпочках подошел к цыпленку- цыкнул: « Цыц!». Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК.

7) Прием дробления словарного слова на значимые части позволяет подобрать интересную ассоциативную фразу ( В-ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что при-легает к этому залу ожидания, называется вокзалом. ИНТ-ЕЛ-ЛИ-ГЕНТ = ЕЛ ЛИ голодный ИНТЕЛЛИГЕНТ?)

8) Правило руки (10 пальцев-10 частей речи, 5 пальцев- 5 стилей речи)

9) Орфоэпия -

Надеваю шо'рты,

Чтобы кушать то'рты.

Если классная звони'т -

Папа за ремнем спешит.

Хватит балова'ться,

Будем улыбаться.

10) Фраза, способствующая запоминанию букв, соответсвующих глухим согласным русского языка. «Степка, хочешь шец?» «Фу!»

11) Мягкие звуки можно запомнить по словоформе [ч']а[щ']е[й']

12) В суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью из-, до-, с-, в-, на-, за-, по- пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно.

13) Родительный падеж множественного числа существительных

В детской сказке колобок по траве катится мог

Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,

Баклажанов - грядок пять, помидоров - не собрать.

14) Если в вопросе есть буква с (что сделать?), то глагол совершенного вида. Отсутствие в вопросе с указывает на то, что глагол несовершенного вида.

15) Этимологический анализ слов (Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень -кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль -короб, он сделан из коры)

16) Порядок падежей (Иван родил девчонку, велел тащить пеленку)

После знакомства с подобной образовательной технологией школьники с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с придумыванием собственных ассоциативных образов, помогающих облегченному запоминанию правил. Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка способствует развитию у учащихся одной из универсальных базовых способностей - способности воображения, запоминания, а, следовательно, соответствует задачам современного филологического образования.


© 2010-2022