Дифференцированные задания (базового и повышенного уровней) по подготовке обучающихся 9 класса к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задание 15. 2)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дифференцированные задания (базового и повышенного уровней) по подготовке обучающихся 9 классов к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задание 15.2)


Ильюта В. Я.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области


В девятом классе наступает завершающий этап подготовки обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации. Выпускники должны иметь точное представление о структуре экзамена и критериях оценивания работы.


Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (15.2)

Критерии оценивания

Количество баллов


Понимание смысла фрагмента текста


Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет.

2 балла


Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации.

1 балл


Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

0 баллов


Наличие примеров-аргументов


Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3 балла


Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента

2 балла


Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста

1 балл


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть

0 баллов


Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

2 балла


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1 балл


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0 баллов


Композиционная стройность


Работа экзаменуемого характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2 балла


Работа экзаменуемого характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1 балл


В работе допущены две и более ошибки в построении текста

0 баллов


Максимальное количество баллов

9 баллов


Для подготовки к написанию сочинения-рассуждения 15.2 обучающиеся должны знать структуру текста данного вида.

Памятка для написания сочинения - рассуждения 15.2 ОГЭ по русскому языку

1. Вступление-тезис, где коротко сформулировано своё понимание смысла указанного фрагмента 1-2 предложения).

Речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

  • Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

  • Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...

  • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

  • В этом отрывке автор говорит о том, что…

  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …

  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Можно употребить вводные слова: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.

2. Основная часть сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. Следует избегать пересказа текста, изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Здесь необходимо доказать выраженную в тезисе мысль.

В основной части надо привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.
Способы оформления примеров:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.

2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .
3. Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Вывод должен быть коротким, но ёмким по содержанию, логически связан с предыдущим изложением, не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

4. Абзацное членение текста - это одно из важных условий при написании сочинения, оно должно иметь не менее 3 -х абзацев.
Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70-139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.

Работая над подготовкой обучающихся к написанию сочинения 15.2, необходимо дифференцировать работу, давая задания повышенного уровня тем выпускникам, которые будут в 11 классе писать итоговое сочинение и сдавать экзамены в форме ЕГЭ.

Приведем примеры упражнений с различными видами заданий базового и повышенного уровней для подготовки обучающихся к написанию сочинения 15.2.. В завершении работы над некоторыми упражнениями обучающимся предлагается выполнение задания из варианта ФИПИ - 2016.

УМК по русскому языку 5-9 классы Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др..

Упражнение 28. Прочитайте текст. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматические основы. Найдите однородные члены, составьте их схемы.

Язык Пришвина - язык народный. Он мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в простоте и мудрости народного характера.

Слова у Пришвина цветут сверкают. Они то шелестят как травы то бормочут как родники то пересвистываются как птицы то позванивают как первый лёд то наконец ложатся в нашей памяти медлительным строем подобно течению звёзд.

После Пришвина осталось большое количество записей и дневников. В них заключено много размышлений Михаила Михайловича о писательском мастерстве. В этом деле он был так же проницателен, как и в своём отношении к природе.

(К. Паустовский)

Базовый уровень:

  1. Почему К. Паустовский говорит, что «язык Пришвина - язык народный»?

  2. Какие предложения из упражнения подтверждают эту мысль?

  3. Напишите сочинение-рассуждение «Язык Пришвина - язык народный», используя в качестве аргументов примеры из данного текста.

Повышенный уровень:

  1. Какие средства выразительности использует К. Паустовский для описания «языка Пришвина»? (Ответ: сравнение, метафоры, эпитет, ряд однородных членов)

  2. Какие из перечисленных утверждений являются верными:

А) В первом абзаце содержится рассуждение.

Б) Во втором абзаце представлено описание.

В) Содержание третьего противопоставлено по смыслу содержанию первого абзаца.

Г) В третьем абзаце представлено повествование.

(Ответ: Б, Г.)

3. Напишите сочинение-рассуждение «Язык Пришвина - язык народный», в качестве доказательства своего мнения используйте примеры из произведений Пришвина.

Упражнение 39. Прочитайте отрывок из книги известного лингвиста Н. М. Шанского «По следам "Евгения Онегина"». Найдите вводные и вставные конструкции. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Роман в стихах А. С. Пушкина - явление в русской и мировой литературе уникальное… Поэзия авторского вдохновения в нём неразрывно связана с изображаемой прозой жизни. Совершенно неповторимы его (только лишь ему свойственные) поэтические краски. Внешне беспорядочное «собранье пёстрых глав» как называл свой роман автор представляет собой хорошо продуманную - хотя в процессе написания и меняющуюся - образную систему. В нём поразительно точно отражена и драматическая эпоха первой четверти XIX века и трепетная душа поэта и настоящая любовь к несчастной родине. В то же время в романе содержится поистине бездна «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» принадлежащих как сейчас модно говорить к общечеловеческим ценностям.

Базовый уровень:

  1. Как называется роман в стихах А. С. Пушкина? (Ответ: «Евгений Онегин)

  2. В каком предложении заключена главная мысль текста? (Ответ: «Роман в стихах А. С. Пушкина - явление в русской и мировой литературе уникальное…»)

  3. Какими примерами (аргументами) автор подтверждает главную мысль?

  4. Согласны ли Вы с мнением автора? Приведите свои доказательства.

Повышенный уровень:

  1. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в романе, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи

Дальнейшая судьба

А) Евгений Онегин

1) убит на дуэли

Б) Татьяна Ларина

2) остался в одиночестве

В) Владимир Ленский

3) вышла замуж за нелюбимого человека

4) умирает от тяжёлой болезни

Ответ:

А

Б

В

2

3

1

  1. О каких героях Пушкин говорит: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень»? Какие средства выразительности использует автор в этих строках? Напишите сочинение-рассуждение на данную тему.

Упражнение 74. Сочинение. Рассмотрите картину Шишкина «На севере диком…». Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сосна», которое было выбрано художником для иллюстрации собраний сочинения Лермонтова, приуроченного к 50-летию со дня гибели поэта.

Представьте себе, что Вы проводите экскурсию для младших школьников по выставке картин Шишкина. Расскажите о картине, используя стихотворение.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.


И снится ей всё, что в пустыне далекой -

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Базовый уровень:

  1. Найдите в стихотворении сравнение, олицетворения, эпитеты.

  2. Напишите сочинение-рассуждение «О чём мечтают деревья?»

Повышенный уровень:

  1. Определите стихотворный размер. (Ответ: амфибрахий)

  2. Согласны ли Вы с тем, что картина Шишкина «На севере диком…» является иллюстрацией собрания сочинения Лермонтова? Напишите сочинение-рассуждение.

Работа над текстом ФИПИ - 2016:

(1)Жил в городе Верном художник, Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? - сказали искусствоведы. -(6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».

(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов.
(12)В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.

(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, - это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».

(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18)Этим исчерпана жизнь художника.

(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.

(23)Так вот - я люблю…

(24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.

(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами - тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.

(По Ю.О. Домбровскому)*

* Домбровский Юрий Осипович (1909-1978) - русский советский поэт, прозаик, литературный критик. Вершиной творчества писателя стал роман «Факультет ненужных вещей», который он создавал более 10 лет.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Упражнение 87. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы сложных предложений. Заключите в овал средство связи придаточного предложения с главным, пронумеруйте предложения, входящие в состав сложных.

  1. Сейчас мы находимся (в) начале третьей информац..о(н,нн)ой революц..и которая в перспективе должна качестве(н,нн)о изменить все условия жизни человека. Она связана с появлением гл..бальной информац..о(н,нн)ой комп(?)ютерной сети Инт..рн..т. Наиболее популярным приложением Инт..рн..та в настоящее время остаёт(?)ся электро(н,нн)ая почта поскольку сейчас это самый быстрый экономичный и простой способ пересылки информац..и между людьми. 2. Сегодня подключит(?)ся к Инт..рн..ту можно через спутники связи, радиоканалы, кабельное телевидение, телефон, сотовую связь, специальные оптико-волоконные линии или электр..провода так что Всемирная сеть стала доступной вл многих развитых и развивающихся странах. 3. Когда слово» Инт..рн..т» употребляет(?)ся в обиход.. чаще всего имеется в виду Всемирная паутина и доступная в ней информац..я. Кроме того, в Инт..рн..те сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир, или найти прежних знакомых которые в силу жизне(н,нн)ых обстоятельств были разброса(н,нн)ы по всей Земле. 4. С возр..станием популярности Инт..рн..та проявились и н..гативные аспекты его пр..менения. В частности, некоторые люди настолько увлекают(?)ся в..ртуальным пространством что начинают предпочитать Инт..рн..т реальности, проводя за комп(?)ютером до 18 часов в день.

Базовый уровень:

  1. Определите стиль и тип текста.

  2. Найдите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

  3. Напишите заключительную часть этого текста

Повышенный уровень:

  1. Однозначно ли автор относится к Всемирной сети Интернет? Подтвердите примерами из текста.

  2. Согласны ли вы с мнением автора? Напишите сочинение-рассуждение о значении сети Интернет в жизни человека.

Работа над текстом ФИПИ - 2016:

(1)Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения. (2)Сегодня девчонки в школе опять хвастались своими парнями. (3)Прямо чуть ли не у каждой есть друг. (4)А у неё нет.

(5)Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс. (6)Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод. (7)Она действовала решительно и методично, будто готовилась к какой-то новой жизни, освобождая свою комнату от дешёвого хлама, игрушек и глупых журналов. (8)А через какое-то время она вдруг поняла, что все изменения, по большому счёту, были только внешними: её жизнь по-прежнему пуста, скучна и очень однообразна: школа, дом, книги, Интернет…

(9)Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова,
и теперь влюблённые всюду ходили вместе, трогательно взявшись за ручки.

(10)Если бы она могла противопоставить Иришкиному Валере своего друга… (11)Но друга нет…

(12)А раз нет, может быть, стоит его придумать? (13)А что! (14)Имя она уже для него нашла - Дмитрий. (15)Как он может выглядеть? (16)Пусть он будет высоким, стройным, широкоплечим, как положено настоящим мужчинам, даже и юным… (17)И обязательно брюнетом! (18)Его глаза пусть будут серыми, чтобы контрастировали с волосами. (19)Это так красиво, когда из-под тёмной чёлки смотрят чистые светлые глаза! (20)Темноволосые люди, конечно, чаще всего кареглазые, но Митя же не настоящий. (21)Он, так сказать, виртуальный герой! (22)Виртуальный… (23)Виртуальный?! (24)Точно! (25)Идея!

(26)Нина сбегала в ближайший салон сотовой связи, купила там новую
сим-карту. (27)Дома она её активировала, а потом включила компьютер. (28)Вот она, сеть «Все к нам!»… (29)Регистрация… (30)Имя, фамилия, номер мобильника, пароль… (31)Какой бы придумать пароль? (32)А вот какой… (33)Набираем латиницей «моя мечта»… (34)Предлагаете добавить какую-нибудь цифирь? (35)Пожалуйста… (36)Получилось «моя мечта в 15 лет»… (37)Ага, пропустили! (38)Отлично! (39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза
у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу…

(41)Сделав всё, что нужно, для заполнения Митиной страницы, Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, чтобы полюбоваться делом рук своих. (42)В сети «Все к нам!» появился новый пользователь Дмитрий Алексеев, который будет так красиво ухаживать за Ниной Кирьяновой, что от зависти перекосит не только Динку Свисяеву с её Славиком, но и всех остальных одноклассниц!

(По С.А. Лубенец)*

* Лубенец Светлана Анатольевна - современная детская писательница
из Петербурга, пишет книги о подростках, взаимоотношениях между ними, самых обыкновенных и не совсем обычных ребятах. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Она действовала решительно и методично, будто готовилась к какой-то новой жизни, освобождая свою комнату от дешёвого хлама, игрушек и глупых журналов. (8)А через какое-то время она вдруг поняла, что все изменения, по большому счёту, были только внешними: её жизнь по-прежнему пуста, скучна и очень однообразна: школа, дом, книги, Интернет…».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Упражнение 100. Прочитайте текст, употребляя указательные слова на месте пропусков. В каком предложении выражена основная мысль текста? Составьте схемы выделенных предложений.

Добрый человек уже самой добротой превозмогает все человеческие недостатки. В старое время, в Древней Руси, доброго не называли глупым.

Дурак русских сказок всегда поступает по-умному и своё в жизни всегда получает именно по тому, что он добрый. Дурачок русских сказок уродливого конька-«горбунка» приласкает и _ _ _ птицу, которая прилетела пшеницу воровать, отпустит. Те за него потом и сделают в трудную минуту _ _ _ , что ему нужно. Доброта - она всегда умная. Дурак всем правду говорит потому, что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха.

Любит русский народ дураков не _ _ _, что они глупые, а _ _ _, что они умные. Умные _ _ _, высшим умом, который не в хитрости и обмане других людей заключён, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в _ _ _ мудрости, которая знает истинную цену всякой фальши, показной красивости и скопидомству и которая видит цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе как личности.

И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только _ _ _ , который некрасивого конька - «горбунка» приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, своё другим отдаст, природу сбережёт и родимых родителей уважит. Такому дураку не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе полцарства-государства в приданое.

(По Д. Лихачёву)

Базовый уровень:

  1. Как Вы понимаете фразу Д. Лихачёва «Доброта - она всегда умная»? Приведите два доказательства из текста, используя цитирование.

  2. Назовите русские народные сказки о дураках. Что общего в образах этих героев?

Повышенный уровень:

  1. Как Вы понимаете фразу Д. Лихачёва «Доброта - она всегда умная»? Приведите два доказательства из произведений художественной литературы.

  2. Напишите сочинение-рассуждение о доброте.

Работа над текстом ФИПИ - 2016:

(1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре - захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков - составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́ приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть - ну не власть, а, скажем, авторитет - и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее - опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

(16)Мальчишки - их было человек пять - зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.
(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

(По Ю. Трифонову)*

* Трифонов Юрий Валентинович (1925-1981) - русский советский писатель, мастер«городской» прозы.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И нет несчастнее людей, поражённых завистью».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Упражнение 133. Прочитайте. Какая тема объединяет тексты? Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы: одного сложносочинённого предложения и двух сложноподчинённых. Определите вид сложноподчинённых предложений. Объясните графически употребление тире.

1. Мне хочется поспорить с теми молодыми людьми которые сетуют что прошло мол время подвигов. То ли дело - годы революции или Отечественной войны! Они говорят если понадобит(?)ся то и мы совершим подвиг. Я глубоко убеждён что к подвигу подвод..т вся предшествующая жизнь человека. Ведь что(бы) иметь крепкие мускулы надо ежедневно заниматься физическим трудом спортом а что(бы) р..стить нравственную
"мускулатуру" надо приобретать моральную закалку (ни)когда (не)пасовать перед любыми жизне(н,нн)ыми (не)взгодами. Тогда в час р..шающего испытания у тебя найдутся силы совершить такие поступки которые люди назовут подвигом.

(А. Маресьев)

2. Я знал многих г..роев на войне и их храбрость г..роизм были (не)разрывно связаны с упорной физической и нравственной закалкой.

Думаю что все сказанное относит(?)ся не только к летчикам подводникам геологам полярникам к людям так называемых р..мантических пр..фессий. Подвиг на любом посту в любой работе требует смелости и колоссального напр..жения сил. На каком бы участке жизни н.. были соверш..ны подвиги в ср..жении или на стройке на заводе или на ферме в научно-исследовательской лаборатории или медицинской клинике в подвигах есть общая черта. Подвиг это вершина огромного труда напр..женного и многостороннего.

(По И. Кожедубу)

Базовый уровень:

  1. В каком предложении заключена главная мысль двух текстов?

А) Время подвигов ушло далеко в прошлое.

Б) Совершить подвиг можно только на войне.

В) Подвиг - это вершина огромного труда, напряжённого и многостороннего.

В) Совершить подвиг могут только люди так называемых романтических профессий.

2. Замените в первом тексте разговорное слово «пасовать» стилистически нейтральным синонимом.

3. Как Вы понимаете последнюю строку текста 2 «Подвиг - это вершина огромного труда. напряженного и многостороннего». Напишите сочинение-рассуждение, используя аргументы из прочитанных текстов.

Повышенный уровень:

  1. Назовите произведения художественной литературы о героических поступках людей.

  2. Что Вы знаете об авторах данных текстов? Какие подвиги были совершены ими в годы Великой Отечественной войны?

  3. Кто автор книги, в которой описан подвиг А. Маресьева? Напишите её название. (Ответ: Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

  4. Как Вы понимаете последнюю строку текста 2 «Подвиг - это вершина огромного труда. напряженного и многостороннего». Напишите сочинение-рассуждение, используя аргументы из художественной литературы.

Работа над текстом ФИПИ - 2016:

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

- (2)А где вас ранило? - спрашивали ребята.

- (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой - почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.

(7)Какое это было счастье - полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.

(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель - и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой - работать. (24)Да и сами они только этого и желали.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других - юность, у третьих - жизнь.

(По Л.Е. Улицкой)*

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) - современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других - юность, у третьих - жизнь».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Упражнение 244. Прочитайте текст и определите его стиль. Обоснуйте свой ответ. Какие из выделенных слов образованы путём присоединения: а) приставки; б) суффикса; в) путём сложения? В каком из значений слово лететь является синонимом слов бежать, мчаться, нестись?

Разнообразна природа и красота планеты Земля. Разные страны гордятся своей, подчас неповторимой, подчас невиданной природой и красотой. В Швейцарии обратят внимание на Альпы, в Болгарии покажут Долину роз, в Венгрии непременно похвастаются озером Балатон...

А там какой-нибудь водопад, а там оазис и мираж в пустыне, а там птичьи базары, а там пампасы и прерии. Бесконечно красива наша Земля! Бесконечны возможности путешествовать по ней, потому бесконечны, что всё равно не хватит одной человеческой жизни, чтобы узнать и увидеть Землю.

Если же окинуть взглядом нашу страну, то нетрудно заметить, что у нас есть почти всё, что можно найти, путешествуя по тем или иным отдалённым странам.

Люди, много ездившие и много видевшие, непременно подтвердят вам это.

Страна, красивейшая в мире, представлена в полное распоряжение каждого из нас. Это ли не великое счастье?!

Торопитесь летать, ездить, ходить, плавать. Одним словом, путешествовать по Земле. Торопитесь видеть Землю!

Базовый уровень:

1. Укажите предложение с обособленными обстоятельствами. (Ответ: Если же окинуть взглядом нашу страну, то нетрудно заметить, что у нас есть почти всё, что можно найти, путешествуя по тем или иным отдалённым странам.)

  1. Объясните смысл предложения: «Торопитесь видеть Землю!» Напишите сочинение-рассуждение, основываясь на данный текст.

Повышенный уровень:

  1. Укажите предложение, в котором сказуемые являются словами-синонимами. (Ответ: В Швейцарии обратят внимание на Альпы, в Болгарии покажут Долину роз, в Венгрии непременно похвастаются озером Балатон...)

  2. Объясните смысл предложения: «Торопитесь видеть Землю!» Напишите сочинение-рассуждение, основываясь на читательский и жизненный опыт.

Работа над текстом ФИПИ - 2016:

(1)Когда спрашивают, почему я, человек вполне сухопутный, так привязан к Севастополю, к морякам и кораблям, я говорю:

- (2)Потому что море я полюбил в детстве.

(3)И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я впервые ощутил тоску по Севастополю.

(4)Это случилось в начале июня. (5)Я от нечего делать зашёл к Шалимовым. (6)Лёшка сердито мастерил из загнутой медной трубки и гвоздя пугач-хлопушку. (7)На меня он только глянул с хмурым равнодушием.
(8)В те дни, о которых я рассказываю, он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. (9)Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы. (10)Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.

(11)На коричневом сукне лежала книга, на которой были разлапистые якоря, парусные корабли и слова: «С. Григорьев. Малахов курган».

(12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках.

(14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе.

(15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло. (16)Выстрел встряхнул меня - надо было принимать решение. (17)Попросить Лёшку, чтобы дал почитать? (18)Он может ответить «бери», а может и буркнуть «сам читаю» или «не моя».
(19)Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню. (20)Щёлкнул на двери крючком и замер с книжкой у стола…

(21)Через какое-то время Лёшка задёргал дверь.

- (22)Кнабель, это ты стырил книгу?

- (23)Всё равно не дам, пока не дочитаю! - отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.

- (24)Ну, только выйди, - нехорошим голосом предупредил Лёшка.

(25)К середине следующего дня я дочитал «Малахов курган» и, виноватый, готовый к заслуженной каре, но всё равно счастливый, понёс книгу Лёшке. (26)Лёшка встретил меня вполне миролюбиво, улыбнулся и сказал:

- (27)Да ладно, у меня сейчас «Восемьдесят дней вокруг света» есть, а эту читай ещё, если охота…

(28)И я читал ещё. (29)Не спеша. (30)Про Веньку и про Нахимова, про гибель кораблей, затопленных у входа в бухту, и про матросов на бастионах. (31)А ещё в книге был Севастополь. (32)Я читал о жутких
непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря. (33)Тот, который нужен был мне…

(По В.П. Крапивину)*

* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) - детский писатель. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей». Некоторые произведения писателя экранизированы.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Подготовку к написанию сочинения-рассуждения необходимо проводить и на уроках литературы.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Базовый уровень:

1. Как Вы понимаете смыл фразы «А судьи кто?» Кто её произнёс и почему?

2. Можете ли Вы привести ситуации из Вашего жизненного опыта, где эта фраза была бы уместна?

3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «А судьи кто?», используя в качестве аргументов примеры из комедии А. С. Грибоедова.

Повышенный уровень:

1. К какому жанру относится произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (Ответ: комедия)

2. Укажите фамилию критика, написавшего статью «Мильон терзаний». (Ответ: И. А. Гончаров)

3. Найдите в тексте произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» фразы, которые стали пословицами и поговорками. Напишите сочинение-рассуждение по одной из них, используя в качестве аргументов примеры из художественной литературы и жизненного опыта.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Базовый уровень:

  1. Соответствует ли фабула романа «Герой нашего времени» хронологии событий? (Ответ: нет)

  2. Печорин и Грушницкий противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественной литературе? (Ответ: антитеза, контраст)

  3. О ком говорится в романе М. Ю. Лермонтова: «Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец!»? Напишите сочинение-рассуждение об этом герое.

Повышенный уровень:

  1. «Герой нашего времени» образно и тематически перекликается с известным произведением А. С. Пушкина, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух пушкинских героев, один из которых в чём-то внутренне близок Печорину, а другой, подобно Грушницкому, является полной его противоположностью. (Ответ: Онегин, Ленский)

  2. Назовите тип композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Чем он отличается от типа композиции романа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Ответ: кольцевая - зеркальная)

  3. О ком говорится в романе М. Ю. Лермонтова: «Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец!»? Можно ли соотнести эти строки к Евгению Онегину? Напишите сочинение-рассуждение, сравнив двух героев.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

Базовый уровень:

  1. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой, согласно пословице, не стоит село. Почему он пришёл к такому выводу?

а) Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались жители села;

б) Матрёна соблюдала христианские обычаи;

в) образ Матрёны стал ему близок и понятен, как и её жизнь.

2. Как Вы понимаете финал рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.»?

Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве аргументов примеры из произведения.

Повышенный уровень:

  1. Как называется художественный приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, используемый автором в конце рассказа (село - город - вся земля наша)? (Ответ: градация)

  2. Какие произведения других авторов о праведниках Вы читали? Что общего у них с Матрёной?

3. Как Вы понимаете финал рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.»?

Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве аргументов примеры из разных художественных произведений.

Используемая литература:

  1. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014 год .

Интернет-ресурсы:

  1. uchimcauchitca.blogspot.ru/2011/09/22.html «По уши в ОГЭ и ЕГЭ»

  2. fipi.ru


© 2010-2022