Конспект урока по литературе на тему Записки охотника - пролог литературной деятельности И. С. Тургенева (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя политехническая школа № 33»


















«Записки охотника» - пролог литературной деятельности И.С. Тургенева




















2015

Старый Оскол



Тема урока: «Записки охотника» - пролог литературной деятельности И.С. Тургенева


Слайд 1

Цель урока:

- познакомить обучающихся с «Записками охотника» - обвинительным актом самодержавия;

- пробудить интерес к личности и творчеству И.С. Тургенева;

- воспитать внимательного и думающего читателя;

- выявить уровень знания учащимися текстов произведения.

Слайд 2

Оборудование:

портрет И.С. Тургенева, выставка книг писателя, эпиграф к уроку «Разве по капле дождя узнаешь, что делается в облаке?» (Д. Гранин), презентация, высказывания писателя:

«Нужно постоянное общение со средой, которую берёшься воспроизводить; нужна правдивость, правдивость неумолимая в отношении к собственным ощущениям; нужна свобода, наша свобода воззрений и понятий, и, наконец, нужна образованность, нужно знание!.

«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его симпатиями».

Тип урока:

изучение нового материала

Ход урока


  1. Организационный момент

Слайд 3


  1. Вступительное слово учителя

На сегодняшнем уроке речь пойдет о человеке «большого и благородного сердца» - И.С. Тургеневе. Он тонок как писатель, его произведения порой сложны для понимания и, тем не менее, сразу, безоговорочно могут покорить сердце читателя. Давайте раскроем с вами «Записки охотника», которые являются прологом литературной деятельности писателя.

Слайд 4

Начинает звучать музыка П.И. Чайковского

1-й концерт для фортепиано с оркестром, часть II

Ученик - ассистент:

«Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Вам кажется, что небо широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно, падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень... »

Слайд 5

Учитель:

Вам не кажется, что это написано о нас с вами. Ведь многие любят долго-долго глядеть в бездонное небо, следить, замирая, за трепетом листвы, за игрой солнечных бликов в густой зелени! Вот оно откровение, вот то, что мы чувствуем, но зачастую не умеем выразить словами.

Ученик - ассистент:

«Оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака - и вот вдруг все это море, это лучезарный воздух заструится, задрожит беглым блеском, и поднимается свежее, трепещущее лепетанье…»

Слайд 6

Учитель:

Не каждый подберет такие слова, такие образы, которые помогли бы так ярко и точно выразить то, что видим и чувствуем. А он смог! Обратите внимание на то. Как удивительно легко, воздушно льется неповторимая мелодия тургеневской речи. И.С. Тургенев начал писать в 40-е годы XIX века. Что это было за время?


  1. Изучение нового материала

  1. Сообщение учащегося.

Слайд 7

«В Западной Европе в середине XIX века господствовали буржуазно- экономические отношения. В это время государственную мощь России с каждым годом все больше разъедало крепостное право - экономическое и политическое бесправие большей части нации. Поэтому крестьянский вопрос занимал центральное место в общественно-политической жизни страны 40-50 годов.

Решительным завоеванием литературы критического реализма явилось изображение человека из народа. Тургенев продолжил лучшие традиции этого направления. Он размышлял о предоставлении прав и свободы народу, обрекая эту мысль в слова о «долге» высших классов перед народом. Формированию такого взгляда во многом способствовала дружба с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, М.А. Бакуниным, Н.В. Станкевичем.

Факты собственной биографии Тургенева, видевшего истязания крепостных, дали материал для ранних произведений писателя. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что ненавидел…»

В 1852 году отдельной книгой появились «Записки охотника».


  1. Работа над текстами рассказов из «Записок охотника».

Учитель:

В начале урока были зачитаны отрывки из рассказов И.С. Тургенева. Они светлые, лиричные. А вот перед вами другие примеры.

Слайд 8

«Юдины выселки состояли из шести низеньких и маленьких избушек, уже успевших скоситься».

(«Касьян с Красивой мечи»)


Слайд 9

«Жила она в дрянной, полуразвалившейся избенке, перебивалась кое-как и кое-чем, никогда не знала, будет ли сыта завтра, и вообще терпела участь горькую».

(«Ермолай и мельничиха»)


Слайд 10

«В Колотовке, как и во многих других степных деревнях, мужики, за неимением ключей и колодцев, пьют какую-то жидкую грязцу из пруда… Но кто же назовет это отвратительное пойло водою?»

(«Певцы»)


Слайд 11

«Ей-богу, с голодухи детки пищат, сам знаешь круто, во как приходится».

(«Бирюк»)

Учитель:

Сравнив отрывки, ответьте: почему после выхода книги ее автор подвергся преследованиям, а цензор Львов был уволен без права поступления на службу. А ведь до этого рассказы в течение пяти лет появлялись в печати и цензура пропускала их. Свой ответ свяжите с эпиграфом урока.

Слайд 12


  1. Анализ рассказа «Бурмистр»

А) Прочитаем отрывок из рассказа от слов «… позавтракавши плотно и с видимым удовольствием, Аркадий Павлович налил себе рюмку красного вина…» до слов «…насчет Федора … распорядиться…»

Б) Почему лакей не сказал ни слова?

В) Что самое стращное в поведении помещика?

Г) Почему тревожное волнение распространилось по селу, когда крестьяне Шипиловки увидели приехавшего барина?

Д) Что же теперь будет с Антипом?

Е) Дает нам автор ответ?


  1. Работа над картиной Н.В. Неврева «Торг»

Слайд 13

Учитель:

Содержание картины предельно простое: помещики ведут за столом мирную беседу. Они, как видно, готовятся запить вином самую обычную сделку. И товар для них обычный - крепостные крестьяне. Действие происходит в доме просвещенного помещика: на полках и даже на полу - книги, а на стене барометр, картина, портреты Мирабо, деятеля буржуазной революции и Александра I, известного либеральными воззрениями на заре своего правления. Чтение книг и приверженность к либерализму не мешают этому помещику торговать людьми.

Вопросы для обсуждения:


  1. Что происходит?

  2. Кто перед нами: изверги, преступники, хорошие хозяева и отцы семейств, почитаемые в округе?

  3. Какие чувства мы испытываем, глядя на эту картину, - страх, жалость, недоумение, протест?


  1. Знакомство с отрывком из «Письма Белинского Гоголю»:

Слайд 14

«Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка».

Учитель:

Итак, зло узаконено государственной властью, торговля людьми, измывательства над ними возведены в норму общественной жизни. Поэтому и молчит Федор, герой тургеневского рассказа, которого через несколько минут будут «отечески учить» на конюшне, то есть сечь кнутом до крови; молчат, опустив глаза, крепостные, изображенные на картине, которых сейчас, как скот, поведут к другому хозяину. О том, что разбиваются судьбы, разъединяются семьи, унижается достоинство человека, мало кто думал из господ, считавших, что крестьяне не способны ни на какие чувства.

Итак, в чем же сила Тургенева как писателя? В поисках ответа не будем забывать, что автор «Записок охотника» - дворянин, помещик, семья которого владела 5000 крепостных. Отчего же писатель, выходец из среды крепостников, не только не обходит острых проблем русской действительности, но и обвиняет крепостничество, более того, раскрывает перед нами великую и прекрасную душу мужика - русского человека? Не найдем ли мы разгадку в воспоминаниях писателя?

Слайд 15

Ученик - ассистент:

«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право».

Учитель:

И будущий писатель дает аннибалову клятву: бороться против него.


  1. Самостоятельная работа. Анализ рассказа (по выбору) по плану:

А) Каков сюжет рассказа (если прослеживается)?

Б) Как писатель рисует русского крестьянина?

В) Что поразило вас в этом произведении?

Г) Какова авторская позиция в рассказе?

Д) Как отразилось творческое кредо писателя в рассказе?

Учитель:

Опираясь на материал своего рассказа, ответьте на вопрос: «Каким образом автор «Записок охотника» утверждает право народа на освобождение»? Главный тезис своего ответа выразите одной фразой.


  1. Обобщение материала по таблице.

Слайд 16

«Записки охотника» (1847 - 1852)

Утверждение духовной красоты и величия простого человека, апофеоз народной России

Крестьяне:

Хорь

Калиныч

Касьян

Яшка - Турок

А

Н

Т

И

Т

Е

З

А

Помещики:

Господин Полутыкин

Господин Зверьков

Господин Пеночкин

Сопоставление не в пользу помещиков

Н А Р О Д Н А Я М Ы С Л Ь

Слайд 17


Учитель:

Вывод А.И. Герцена: «… смотрите, ведь они (крестьяне) больше похожи на людей, чем мы думали».


  1. Подведение итогов урока.

Слайд 18


  1. Домашнее задание: устное сочинение на тему «Родина в «Записках охотника».


© 2010-2022