Программа учебного курса Выразительность речи

Курс «Выразительность речи» предназначен для учащихся 5-х классов. Он помогает освоить технологию выразительного чтения, повысить интерес к художественной литературе как виду искусства, развить познавательную и творческую активность учащихся. Дополняет рабочую программу по литературе. Позволяет заглянуть в мастерскую писателя и обогатить речь.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курс «Выразительность речи» предназначен для учащихся 5-х классов. Он помогает освоить технологию выразительного чтения, повысить интерес к художественной литературе как виду искусства, развить познавательную и творческую активность учащихся.

Пояснительная записка.

Важной формой эстетического воспитания школьников 5-8 классов является работа со словом в художественном произведении, обучение выразительному чтению и рассказыванию. В 5-6 классах делается акцент на выразительном чтении литературных произведений и рассказах о полученных впечатлениях от прочитанного, увиденного или услышанного;
в 7-8 классах широко используются рассказ о художественном произведении, сочинение по впечатлениям от прослушанного музыкального произведения, рецензии на актерское прочтение того или иного текста.
Выразительное чтение предваряется анализом художественного произведения, цель которого - заинтересовать ученика, пробудить в нем стремление через язык художественного произведения выявить авторскую позицию, эмоциональные и смысловые основы произведения. Нужна и непосредственная подготовка к чтению: определение тональности чтения частей произведения, характера интонирования фраз, наблюдения за ритмикой стиха и расстановка логических ударений.
В программе по литературе указаны многие умения, развивающиеся в процессе выразительного чтения. Обратим внимание на специальные умения, формируемые данным учебным курсом:

  • осознавать и чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста;

  • сопоставлять образы, мысли, чувства художественного произведения с личным опытом;

  • читать художественный текст (важны отчетливость произнесения слов, логические ударения, паузы, темп речи, соблюдение интонации и т. д.);

  • соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя; оценивать и мотивированно высказывать суждение о чтении товарища; передавать своеобразие речи персонажа и авторской речи;

  • по содержанию и интонационному строю узнавать, какому писателю и кому из персонажей произведения принадлежит речь;

  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения:

  • рассказывать с учетом жанровой специфики произведения;

  • владеть всеми типами пересказа;

  • аргументировать выбор эпизода для пересказа и раскрыть его роль в идейном содержании произведения;

  • передавать в исполнении нравственную оценку поступков героя; передать в рассказе особенности описания, повествования, монолога, диалога с сохранением стиля автора и его отношения к изображаемому;

  • использовать систему изобразительно-выразительных средств языка произведения;

  • художественно рассказывать и оценивать собственное исполнение.

Программа учебного курса нацеливает учеников на овладение различными видами рассказа: воспоминание, размышление, рассуждение, импровизация по личным впечатлениям, по литературным источникам, рассказ от имени автора и от лица литературного героя, рассказ с заменой повествователя и др.

Одновременно школьники приобщаются к пересказам: подробному, краткому, выборочному и др. Ученик должен уметь выслушивать замечания и аргументированно отстаивать собственную интерпретацию авторского текста. В этом случае он легче сделает переход от рассказа и пересказа к художественному рассказыванию, сумеет найти и оправдать интонации, темп рассказа, жест и мимику, овладеть манерой повествования, способной заставить слушателей переживать, воспринимая то, что исходит от исполнителя.

Цель учебного курса:

Воспитание нравственно-эстетической культуры школьников.


Задачи:

  • овладение различными видами выразительного чтения, устного словесного рисования, творческого пересказа;

  • приобщение к искусству слова, знакомство с мастерской писателя;

  • сопоставление образов, мыслей, чувств художественного произведения с личным опытом;

  • обогащение словарного запаса;

  • аргументированный выбор эпизода и раскрытие его роли в идейном содержании произведения;

  • овладение системой изобразительно-выразительных средств языка.

Учебный курс «Выразительность речи» рассчитан на 18 часов и проводится во II полугодии.

Методическая литература для педагога:
1.Карпинская Н. С. "Художественное слово в воспитании детей" М 1982 год.
2.Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
3.Выготский Л. С "Воображение и творчество в детском возрасте" М 1991 год.
4.Аксенов В.Н. Искусство художественного слова / Под общ. ред. В.Н. Щацкой. - М.: АПН РСФСР
5. Адамович Е.А., Карская У.М. Выразительное чтение в начальной школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 71
6.Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб. пособ. для студ, высших пед. учеб. заведений. - М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. I.- 92 с.
7.Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб. пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений. - М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. II .-172 с.
8.Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. - 2-е изд., переработ, и доп. - Л.: Дет. лит., 1990. - 159 с , ил.

9.Дидактические материалы для учащихся «Программа речь» для 5-6 классов «Владос»-Москва-2003 г.

10.Методика развития речи Москва «Просвещение» 1991 г.

11.«Уроки развития речи» Методическое пособие для учителей -словесников «Владос» -Москва-2003 г.

12.«Развитие речи на уроках русского языка и литературыного чтения» Баринова Е.А. Москва «Просвещение» 1979г.

13. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителей под редакцией Г.С.Меркина, Т.Б.Зыбиной Москва «Русское слово-учебная книга» 2002 г.

14.Уроки развития речи. Н.А.Пленкин. Книга для учителей из личного опыта работы. Москва «Просвещение» 2000г.

15.Русская речь. Е.И.Никитина «Просвещение» 1992г.


Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

По плану

Фактически

Кол-во часов

Тема урока

Форма урока

Примечания

1.

16.01

1

Языковые средства для создания образов русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Обучение анализу стихотворения. Подбор музыкального произведения, сопровождающего прочтение стихотворения.

Урок -поэтический практикум


2.

23.01

1

Выразительное чтение рассказа И.А.Бунина «Косцы» как восприятие прекрасного.
Выразительное прочтение пейзажа.
Составление рассказа по репродукциям картин.
Выразительное прочтение пейзажа.
Создание картины средствами художественного языка и средствами живописи. Написание сочинения по картине.


3.

30.01

1

Простота и выразительность языка повести В. Короленко «В дурном обществе»

Урок обогащения словарного запаса


4.

06.02

1

Отработка навыков выразительного чтения стихов С. Есенина. Природа в изображении поэта.

Урок - концерт


5.

13.02

1

Язык сказов Бажова. Использование диалектных слов и выражений. Фольклорные образы в уральских сказах

Урок обогащения словарного запаса


6.

20.02

1

Выразительность и красочность языка сказки-были «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского. Сравнения и эпитеты в произведении. Элементы русской народной сказки в произведении. Выразительное прочтение диалога (Филька и дед Панкрат).

Урок художествен-

ного слова


7.

27.02

1

Произведения, написанные для постановки на сцене, их особенности.


8.

05.03

1

Инсценировка эпизода сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Урок - театр


9.

12.03

1

Сказка Х.Андерсена «Снежная королева». Отбор языкового материала для киносценария. Речевая характеристика положительных и отрицательных героев.

Урок - киностудия.


10.

19.03

1

Язык рассказа А.П. Платонова «Никита» Характеристика главного героя.

УСР


11.

26.03

1

Особенности языка Астафьева-повествователя в рассказе «Васюткино озеро».

Мастерская слова писателя.


12.

09.04

1

Мастерство пересказа эпизода.


13.

16.04

1

Отработка навыков выразительного чтения стихов, посвящённых Великой Отечественной войне.


14.

23.04

1

Художественное чтение стихов о природе русских поэтов XX века.

Конкурс.


15.

30.04

1

Мастерство чтения юмористического рассказа.


16.

07.05

1

Устный рассказ «Мой друг Том Сойер»


17.

14.05

1

Подведение итогов курса «Выразительность речи»: «Чему новому я научился благодаря курсу?»

Самопрезентация


18.

21.05

1

Рекомендации по дальнейшему развитию навыков выразительной речи.







© 2010-2022