Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность

         В условиях современного мира особое  значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема  стоит перед детьми  с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести  определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного  сущес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.

Учителя начальных классов: Ростовцева Татьяна Александровна

Антонычева Надежда Борисовна

Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.

Черногорск, 2014г.

Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.

В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме. Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». В связи с этим процесс социализации детей с ОВЗ необходимо начинать уже в школе, где дети помимо учебных знаний получают навыки общения, сотрудничества, воспитывают толерантность, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию. В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей, одним из направлений является внеурочная деятельность, которая включает различные направления.

Традиционно одним из направлений в этой работе являются классные часы, которые распределены по трем направлениям: Первое направление «Духовно- нравственные ценности».

ТСоциализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.ема духовно-нравственных ценностей одна из проблемных тем для детей с нарушением интеллекта, т.к. чаще всего такие дети проживают в малообеспеченных, неблагополучных семьях, семьях стоящих на учёте в КДН, ОДН, а сами дети относятся к группе риска. Не о каких духовно-нравственных ценностях в таких семьях не говорят, а тем более их не воспитывают. Для своих детей мы проводим классные часы, где стараемся прививать им любовь к своей стране, семье, школе. Запомнился ребятам праздник «Хакасия любимая моя». Дети познакомились с традициями коренного населения, культурой нашего народа, восхищались красотой родной земли. Учащиеся играли в национальные игры, рассказывали стихи наших земляков.

Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.

Ребята показывали свои рисунки, в которых отразили хакасские просторы.

Одна из любимых детьми форм внеклассной деятельности - походы и экскурсии. Стали традиционными экскурсии по улицам нашего города, в городской музей и ЦДБ.

Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.В городском музее дети узнают много нового о своём городе, республике. Кроме того, что дети обогащаются духовно, мы воспитываем их умению вести себя в общественных местах, поддерживать беседу, отвечать на вопросы.

Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.

Перед 9 мая дети возлагают цветы к памятнику погибших воинов и Черногорской Арке славы. Второе направление - спортивно - оздоровительное. Здесь тоже можно выделить проблему: условия, в которых проживает большая часть детей, приводят к тому, что дети курят, распивают спиртные напитки уже с раннего возраста, поэтому классные часы: «Чистота- залог здоровья», «Что значит быть здоровым человеком», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», весёлые старты и другие были направлены на профилактику ЗОЖ.

Теоретические занятия сочетаем с практическими заданиями: учим детей мыть руки, дежурить в столовой.

Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.

ухаживать за цветами, беречь школьное имущество, содержать в чистоте класс, своё рабочее место, свою одежду, комнату.

Мы считаем, что успешной социализации детей помогают и коллективно-творческие дела. Наши дети принимают участие во всех школьных и городских акциях. Например, «Покормите птиц зимой», « Операция: «Осенний лист», акция «Хобби против зависимости» и др. Все мероприятия направлены на сплоченность детского коллектива, налаживание взаимоотношений в классе, понимание своей значимости в общем деле, так как все дела мы делаем сообща. Каждый ребенок старается внести свою лепту, хоть как- то поучаствовать.

Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.

Следующее направление во внеурочной деятельности - это кружки и секции. В нашей школе много кружков, в которых занимаются все дети начальных классов. Но кроме школьных и городских кружков, мы на базе своих классов проводим свои кружки. Т.к. наши дети маленькие, мы решили, что для них будет более интересной театральная деятельность. Поэтому на базе наших классов мы организовали кружок «В мире сказок». Театральный кружок даёт большие возможности в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся: формирование эстетических суждений, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, умение работать с партнёром и в коллективе, воспитания трудолюбия и ответственности. Занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, учатся общаться со зрителем, работать над характером персонажа, приобретают навыки критически оценивать отдельных сказочных героев. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными. Кружок в 1-2 классах работает с декабря 2013г. А в январе у нас была премьера сказки «Волк и лиса», которую мы показали для учителей на республиканском семинаре. В прошлом году наши дети дважды выступали перед воспитанниками детского сада, а также на 2-х республиканских семинарах.

Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.Социализация учащихся младших классов с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность.

Не первый год мы стараемся привлечь родителей к совместной работе. Они присутствуют на наших мероприятиях, активно помогают при разучивании ролей, изготовлении декораций.

В заключение хотелось бы сделать такой вывод:

Детям с нарушением интеллекта сложно адаптироваться в новой обстановке, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Литература:

1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999.

2. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой - М.: Педагогика, 1979.







5



© 2010-2022