Урок литературы по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор»

Цель урока: познакомить детей с мастером слова Куприным, с его рассказом. Задачи: 1. Прививать любовь к чтению. 2. Нравственно воспитывать детей. 3. Развивать устную речь ребёнка, артистизм. Урок ориентирован на потребности учащихся 5 класса, решает очень важные воспитательные задачи, знакомит подростка с высокими нравственными и моральными образцами поведения, которые предлагаются на уроке. Урок начинается проблемной ситуацией посредством стихотворного эпиграфа. Активно идёт работа со словом, подчёркивается красота русского языка.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы

по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор» 5 класс.

Цель: познакомить детей с мастером слова Куприным, с его рассказом.

Задачи:

1. Прививать любовь к чтению.

2. Нравственно воспитывать детей.

3. Развивать устную речь ребёнка, артистизм.

4. Учить умению видеть и понимать детали.

Оформление доски:

1. Тема урока закрыта.

2. Портрет Куприна.

3. Эпиграфы:

Порой нам снится то, что в жизни

невозможно, а жизнь преподносит

то, что и не снилось.

И. Шевелёв

Не успокаиваться в случае удачи,

Не приходить в отчаянье в беде.

Сенека

Во всех случаях лучше надеяться

чем отчаиваться.

И. Гёте



I. Вступительное слово учителя

Ребята, к сегодняшнему уроку вы познакомились с рассказом А. Куприна «Чудесный доктор». Сегодня мы продолжим разговор об эпическом произведении малой формы - о рассказе.

1. Немного об авторе.

Александр Иванович Куприн - известный писатель-прозаик конца 19- начала 20в. Он работал в разных жанрах - и в жанре рассказа, повести, и в жанре романа. Вам ещё предстоит прочитать его повести «Олеся», «Поединок», рассказ «Гранатовый браслет», новеллу «Гамбринус» и многое другое. Писатели и поэты того времени восхищались его «ярким, лёгким, - по словам Ивана Бунина, - и без излишеств щедрым языком».

2. Словарная работа.

А теперь обратимся к рассказу «Чудесный доктор».

Давайте посмотрим, как внимательно вы читали текст рассказа. За правильный ответ - жетончик.

Посмотрим, как вы поняли некоторые слова:

досужий- ? (вымысел) - появившийся от безделья.

предания- ? (того семейства) - рассказы о былом.

плачевно- ? (поручение мамы окончилось) - безрезультатно.

пустые щи- ? без мяса, на воде.

измождённое - ? (лицо) - утомлённое.

швейцар - ? (не пустил мальчиков) - сторож при подъезде дома, учреждения.

зарабатывать перепиской - ? - переписывать бумаги.

подённая работа - ? - нанимали на один день.

риза - ? - одежда священника.

трактир - ? -ресторан.

сочельник - ? - канун Рождества, Крещения.

II. Анализ рассказа.

1. Беседа по содержанию.

- Главный герой рассказа - Мерцалов.

Что узнаём мы о нём и его семье? (У него два сына, две дочери - одна умерла, - и грудной ребёнок, жена на подённой работе…)

- В каких условиях живёт семья Мерцаловых? (Выразительное чтение отрывков.)

- Почему же так они жили, что случилось? (Отца уволили с работы, болеет Машутка - нет лекарств, пищи.)

- Пытались ли они исправить положение? Почему ничего не вышло? (Пересказы детей.)

- Да, Мерцалов не видел выхода. Найдите то место, где описывается состояние души Мерцалова. (Страница 82 - хочет умереть.)

- И вот в этом состоянии Мерцалов очутился в городском саду.

2. Инсценировка.

- А сейчас посмотрите инсценировку «Мерцалов и незнакомец на скамеечке».

Задание: обратите внимание, как точно передадут играющие состояние героев.

3. Работа в парах: Друг с другом вы должны побеседовать и оценить игру ваших товарищей:

Что понравилось? Как удалось им передать чувства героев? С чем вы не согласны? Что бы вы хотели изменить, сыграть по-другому? (Заслушать две-три пары)

- Помог ли незнакомец семье Мерцаловых? Чем помог?

- Почему незнакомец, уходя от Мерцалова, не назвал своего имени? Почему дал деньги открыто?

4. Сообщение о Пирогове.

- В конце рассказа мы узнаём, что этим незнакомцем был доктор Пирогов. Кто же такой Пирогов? (Один ученик рассказывает подготовленное сообщение о Пирогове)

- Почему доктор назван «чудесным»? Что означает это слово?

5. Словарная работа.

На экране:

ЧУДЕСНЫЙ

1) ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ЧУДОМ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ, ВОЛШЕБНЫЙ.

2) ПРОНИКНУТЫЙ ФАНТАСТИКОЙ, ПОЛНЫЙ ЧУДЕС; УДИВИТЕЛЬНЫЙ, НЕОБЫЧНЫЙ.

3) ЧУДНЫЙ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ.

- В толковом словаре даны такие пометы слова «чудесный». Подумайте, какое значение имеет это слово в рассказе А. Куприна, обоснуйте своё мнение.

6. Работа над темой урока.

- Какой совет даёт доктор, уходя от Мерцаловых? (зачитать).

- Как вы поняли этот совет?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока, что закрыто на доске? («Никогда не следует падать духом»)

III. Работа с эпиграфами.

- Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Какой из них может служить своеобразным итогом наших раздумий над рассказом А. Куприна? (размышления детей)

IV. Оценки (по жетонам)

В течение урока учитель выдавал учащимся жетоны за правильные ответы, индивидуальные выступления, инсценировки. Подводятся итоги урока:

1. Понравился ли урок? Чем?

2. О чём бы вам хотелось ещё поговорить?

3. Что бы вам хотелось рассказать дома родителям о нашем уроке?

Задание на дом:

Напишите письмо одному из героев рассказа, побеседуйте с ним на темы, освещённые Куприным.



© 2010-2022