- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор»
Урок литературы по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова Л.Н. |
Дата | 29.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы
по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор» 5 класс.
Цель: познакомить детей с мастером слова Куприным, с его рассказом.
Задачи:
1. Прививать любовь к чтению.
2. Нравственно воспитывать детей.
3. Развивать устную речь ребёнка, артистизм.
4. Учить умению видеть и понимать детали.
Оформление доски:
1. Тема урока закрыта.
2. Портрет Куприна.
3. Эпиграфы:
Порой нам снится то, что в жизни
невозможно, а жизнь преподносит
то, что и не снилось.
И. Шевелёв
Не успокаиваться в случае удачи,
Не приходить в отчаянье в беде.
Сенека
Во всех случаях лучше надеяться
чем отчаиваться.
И. Гёте
I. Вступительное слово учителя
Ребята, к сегодняшнему уроку вы познакомились с рассказом А. Куприна «Чудесный доктор». Сегодня мы продолжим разговор об эпическом произведении малой формы - о рассказе.
1. Немного об авторе.
Александр Иванович Куприн - известный писатель-прозаик конца 19- начала 20в. Он работал в разных жанрах - и в жанре рассказа, повести, и в жанре романа. Вам ещё предстоит прочитать его повести «Олеся», «Поединок», рассказ «Гранатовый браслет», новеллу «Гамбринус» и многое другое. Писатели и поэты того времени восхищались его «ярким, лёгким, - по словам Ивана Бунина, - и без излишеств щедрым языком».
2. Словарная работа.
А теперь обратимся к рассказу «Чудесный доктор».
Давайте посмотрим, как внимательно вы читали текст рассказа. За правильный ответ - жетончик.
Посмотрим, как вы поняли некоторые слова:
досужий- ? (вымысел) - появившийся от безделья.
предания- ? (того семейства) - рассказы о былом.
плачевно- ? (поручение мамы окончилось) - безрезультатно.
пустые щи- ? без мяса, на воде.
измождённое - ? (лицо) - утомлённое.
швейцар - ? (не пустил мальчиков) - сторож при подъезде дома, учреждения.
зарабатывать перепиской - ? - переписывать бумаги.
подённая работа - ? - нанимали на один день.
риза - ? - одежда священника.
трактир - ? -ресторан.
сочельник - ? - канун Рождества, Крещения.
II. Анализ рассказа.
1. Беседа по содержанию.
- Главный герой рассказа - Мерцалов.
Что узнаём мы о нём и его семье? (У него два сына, две дочери - одна умерла, - и грудной ребёнок, жена на подённой работе…)
- В каких условиях живёт семья Мерцаловых? (Выразительное чтение отрывков.)
- Почему же так они жили, что случилось? (Отца уволили с работы, болеет Машутка - нет лекарств, пищи.)
- Пытались ли они исправить положение? Почему ничего не вышло? (Пересказы детей.)
- Да, Мерцалов не видел выхода. Найдите то место, где описывается состояние души Мерцалова. (Страница 82 - хочет умереть.)
- И вот в этом состоянии Мерцалов очутился в городском саду.
2. Инсценировка.
- А сейчас посмотрите инсценировку «Мерцалов и незнакомец на скамеечке».
Задание: обратите внимание, как точно передадут играющие состояние героев.
3. Работа в парах: Друг с другом вы должны побеседовать и оценить игру ваших товарищей:
Что понравилось? Как удалось им передать чувства героев? С чем вы не согласны? Что бы вы хотели изменить, сыграть по-другому? (Заслушать две-три пары)
- Помог ли незнакомец семье Мерцаловых? Чем помог?
- Почему незнакомец, уходя от Мерцалова, не назвал своего имени? Почему дал деньги открыто?
4. Сообщение о Пирогове.
- В конце рассказа мы узнаём, что этим незнакомцем был доктор Пирогов. Кто же такой Пирогов? (Один ученик рассказывает подготовленное сообщение о Пирогове)
- Почему доктор назван «чудесным»? Что означает это слово?
5. Словарная работа.
На экране:
ЧУДЕСНЫЙ
1) ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ЧУДОМ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ, ВОЛШЕБНЫЙ.
2) ПРОНИКНУТЫЙ ФАНТАСТИКОЙ, ПОЛНЫЙ ЧУДЕС; УДИВИТЕЛЬНЫЙ, НЕОБЫЧНЫЙ.
3) ЧУДНЫЙ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ.
- В толковом словаре даны такие пометы слова «чудесный». Подумайте, какое значение имеет это слово в рассказе А. Куприна, обоснуйте своё мнение.
6. Работа над темой урока.
- Какой совет даёт доктор, уходя от Мерцаловых? (зачитать).
- Как вы поняли этот совет?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока, что закрыто на доске? («Никогда не следует падать духом»)
III. Работа с эпиграфами.
- Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Какой из них может служить своеобразным итогом наших раздумий над рассказом А. Куприна? (размышления детей)
IV. Оценки (по жетонам)
В течение урока учитель выдавал учащимся жетоны за правильные ответы, индивидуальные выступления, инсценировки. Подводятся итоги урока:
1. Понравился ли урок? Чем?
2. О чём бы вам хотелось ещё поговорить?
3. Что бы вам хотелось рассказать дома родителям о нашем уроке?
Задание на дом:
Напишите письмо одному из героев рассказа, побеседуйте с ним на темы, освещённые Куприным.