Рабочая программа по русскому языку. 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании

методического объединения

Протокол № 1 от 26.08.2015г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 27.08.2015г.

Утверждено

Директор гимназии № 8

____________ Клековкин В.П.

Приказ №199 от 31.08.2015г.



Рабочая программа

по русскому языку

10 класс




Составитель: учитель МБОУ «Гимназия № 8»

Ворончихина А.Н.






















2015

Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21. 12. 2012 (ст.2, п.9);

- Федерального государственного стандарта среднего (полного ) общего образования 10-11 класс

(Приказ МО и Н РФ № 1089 от 05.03.2004 г.);

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 год;

- Годового календарного учебного графика МБОУ «Гимназия №8» на 2015-2016 уч.год;

- Положения о рабочей программе учителя МБОУ« Гимназия №8» от 30.08.13;

- Государственной программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля В.В Бабайцевой. (Программа для общеобразовательных учреждений филологического профиля. Русский язык. 10-11классы, составитель В.В. Бабайцева. - М: Дрофа, 2009.).

При написании программы использован УМК:

1.Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля / авт. программы В.В.Бабайцева /

2.Бабайцева, В.В Русский язык. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа, 2011.

3. Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля В.В. Бабайцевой. - М: Дрофа, 2008.

Структура рабочей программы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Календарно - тематическое планирование.

  3. Контрольно - измерительные материалы.

  4. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

  5. Список литературы.

На изучение курса 10 класса выделено136 часов (4 часа в неделю). Контрольных диктантов - 2, контрольных сочинений - 3, контрольных работ - 4.

Формы контроля: тест, диктант, анализ фрагмента текста, сочинение - рассуждение по прочитанному тексту, проверочная работа, редактирование текста. Выделены резервные уроки для проведения административных полугодовых и годовых контрольных работ.

Изучение русского языка на ступени среднего (полного ) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- совершенствования языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать

языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать:

- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение:

- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.














Последовательность тем в предмете

№ урока

Последовательность уроков в теме

Минимум содержания образования на урок (тему)

Виды контроля за уровнем усвоения

Дата

1

Вводный урок.

Специфика курса русского языка в старших классах. Знакомство с учебником.

Повторение

2

3

Повторение. Комплексный анализ текста.

Повторение изученного о тексте.

Анализ текста

4

Повторение. Фонетика.

Повторение и систематизация изученного по фонетике. Фонетический разбор слов, транскрибирование.

Тест

5

6

Повторение. Морфемика. Словообразование.

Повторение и систематизация изученного по морфемике и словообразованию. Основные способы словообразования.

Тест

7

8

Повторение. Морфология.

Повторение и систематизация изученного по морфологии.

Морфологический разбор слова

9

10

Повторение. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение.

Повторение и систематизация изученного по синтаксису (словосочетание, простое предложение). Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.

Синтаксический разбор простых предложений

11

12

Повторение. Синтаксис. Сложное предложение.

Повторение и систематизация изученного по синтаксису (сложное предложение). Синтаксический разбор сложных предложений.

Синтаксический разбор сложных предложений

13

Контрольный диктант №1 с дополнительными заданиями


14

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками

Общие сведения о языке

15

Функции языка

Основные функции языка. Роль языка в жизни общества. Экспрессивная и коммуникативная функции языка

Составление цитатного плана

16

Язык, речь и слово.

Знакомство с понятиями «язык» и «речь», выявление различий между ними. Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные.

Тезисы

17

Термины язык, речь, слово. Речевая деятельность.

Знакомство с терминами язык, речь, слово, с понятием о речевой деятельности. Монологическая и диалогическая речь. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения.

Пересказ текста параграфа.

18

Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне.

Повторение правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением. Правописание омофонов, глаголов совершенного вида.

Словарный диктант

Тест

19

20

Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне.

Различение слов с проверяемыми безударными гласными в корне и с чередующимися гласными в корнях. Образование слов с корнями, правописание которых зависит от значения, от места ударения.

Распределительный диктант

Тест

21

Русский язык - государственный язык Российской Федерации.

Обсуждение вопроса, почему государственным языком Российской Федерации стал русский язык. Беседа о символике Российской Федерации. Сведения об истории русской письменности

Составление плана параграфа

22

Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.

Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Написание докладов

23

Русский язык среди других языков мира

Представление о месте русского языка среди других языков мира. Русский язык в странах ближнего зарубежья. Русский язык на политической арене. Роль русского языка в мире науки и искусства. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Доклады учащихся


24

Русистика на современном этапе.

Основные направления современной русистики. Знакомство с выдающимися учёными - русистами, с актуальными проблемами лингвистики, основными методами научных исследований.

Проверочная работа по разделу «Общие сведения о языке» ( в форме теста)

25

Повторение орфографии. Правописание согласных в корне слова.

Подбор проверочных слов, составление словосочетаний с омофонами, образование слов от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные

Тест

26

Повторение орфографии. Правописание согласных в корне. Тест.

Образование прилагательных с непроизносимыми согласными, составление словосочетаний.

Тест

Русский язык - один из богатейших языков мира

27

Состав современного русского языка.

Знакомство с составом современного русского языка. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Комплексный анализ текста. «Русский язык» и «русский литературный язык».

Анализ текста

28

С какого времени литературный язык можно считать современным (урок - дискуссия).

Проблема периодизации современного русского литературного языка. Пополнение словарного состава. Пласт новых слов, появляющихся на страницах средств массовой информации, на телевидении и в Интернете

Доклады учащихся

Текст

29

Понятие о тексте

Углубление понятия о тексте. Тематическая, структурная, коммуникативная целостность текста. Различные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Самостоятельная работа

30

Способы выражения темы. Заглавие.

Знакомство со способами выражения темы. Заглавие как сильная позиция текста.

Частичный анализ текста

31

32

Способы выражения темы. Начало и конец текста.

Расширение представления о способах выражения темы; начало и конец как сильные позиции текста; синтаксическое оформление начала и конца текста.

Составление плана параграфа

33

34

Р. Обучающее сочинение по прочитанному тексту

Сочинение

35

36

Повторение орфографии. Правописание приставок.

Повторение правописания приставок на з и с , ПРЕ -, ПРИ-, букв Ы - И после приставок.

Тест

37

Контрольный диктант №2 с дополнительными заданиями


38

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками

39

Способы выражения темы. Ключевые слова.

Углубление представления о ключевых словах как способе выражения темы текста

Устное сочинение - рассуждение

40

Синтаксис текста. Предложение в составе текста.

Знакомство с особенностями синтаксического оформления текстов. Повторение синтаксического разбора текста.

Самостоятельная работа

41

Количество и характер предложений в тексте.

Знакомство с особенностями синтаксического оформления текстов.

Мини - эссе

42

Способы связи предложений в тексте

Повторение сведений о способах связи предложений в тексте. Работа по развитию речи: составление текстов с разными видами связи предложений.

Устное сочинение

43

Средства связи частей текста.

Основные средства связи предложений в тексте. Работа по развитию речи: создание текста на основе данного.

Самостоятельная работа

44

45

Р. Обучающее сочинение по прочитанному тексту

Сочинение

Типы речи

46

Типы речи. Повествование. Работа над ошибками сочинения.

Расширение представления о типах речи. Характеристика текстов - повествований. Сопоставительный анализ текстов - повествований А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

Проверочная работа по теме «Текст»

47

Типы речи. Описание. Работа над ошибками сочинения.

Расширение представления о типах речи. Характеристика текстов - описаний.

Сочинение - описание

48

Типы речи. Рассуждение.

Расширение представления о типах речи. Характеристика текстов - рассуждений.

Сочинение -рассуждение

49

Особенности текстов - рассуждений в художественной речи.

Понятие о медитативном тексте - рассуждении. Анализ фрагмента повести Н.В. Гоголя. Обобщение изученного о типах речи. Заполнение таблицы о лингвистических различиях типов речи. Работа по развитию речи: анализ медитативного текста - рассуждения

Анализ текста

50

51

Полугодовая контрольная работа в форме ЕГЭ (административная).


52

Повторение орфографии. Правописание приставок.

Анализ контрольного сочинения.

Повторение трудных случаев правописания приставок. Расширение словарного запаса учащихся (лексическая работа). Работа над ошибками.

Рецензия на сочинение одноклассника

53

Повторение орфографии. Правописание разделительных Ъ и Ь.

Составление опорных схем. Расширение словарного запаса учащихся (лексическая работа)

Буквенный диктант

54

55

Повторение орфографии. Ь после шипящих.

Закрепление правописных навыков. Составление таблицы о правописании Ь после шипящих. Работа по развитию речи: составление текста по опорным словосочетаниям.

Тест

Устная и письменная формы речи

56

57

Устная и письменная формы речи.

Знакомство с особенностями устной и письменной форм речи. Составление обобщающей таблицы. Повторение типов сказуемого и морфемного состава причастий и деепричастий. Анализ текста - диалога. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).

Творческая работа

Русский литературный язык и его нормы

58

Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы.

Понятие о литературном языке, о языковой норме. Языковая норма, ее функции и типы. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.

Знакомство с основными орфоэпическими нормами современного литературного языка.

Тест

59

Орфоэпические нормы.

Приёмы запоминания акцентологических норм. Трудные случаи постановки ударения в прилагательных и глаголах.

Тест

60

Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных.

Составление обобщающей таблицы о правописании суффиксов существительных. Закрепление правописных навыков.

Тест

61

62

Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий.

Составление опорных схем о правописании суффиксов прилагательных и причастий. Закрепление правописных навыков. Лексическая работа.

Словарный диктант

63

64

Лексические нормы.

Тест.

Знакомство с основными лексическими нормами. Составление плана параграфа. Выполнение заданий, направленных на предупреждение лексических ошибок. Анализ текста, содержащего лексическую избыточность - плеоназм. Составление словарной статьи. Употребление паронимов. Подбор паронимов. Составление с ними словосочетаний и предложений.

Тест

65

66

Проверочная работа в форме ЕГЭ (тест)

Тест

67

68

Морфологические нормы. Анализ теста.

Знакомство с основными морфологическими нормами. Род имён существительных, аббревиатур. Образование от существительных форм И.п., мн.ч., Р.п., мн.ч. Формы степеней сравнения прилагательных. Образование форм глаголов и числительных

Тест

69

70

Повторение орфографии. Правописание Н - НН в суффиксах прилагательных и причастий.

Повторение правила. Закрепление правописных навыков. Трудные случаи написания Н - НН. Работа по развитию речи: составление предложений с функциональными омонимами.

Тест

71

Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий.

Закрепление правописных навыков. Работа по развитию речи: составление текста по опорным словосочетаниям.

Тест

72

73

Синтаксические нормы.

Чтение и составление плана параграфа 28. Некоторые случаи управления. Составление словосочетаний. Употребление местоимений.

Тест

74

75

Синтаксические нормы. Изменение норм литературного языка.

Знакомство с процессом изменения норм литературного языка. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.

Употребление деепричастных оборотов. Теоретическое обобщение.

Тест

76

Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка».


77

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками.

Стили русского литературного языка

78

79

Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль.

Углубление представления о стилях русского языка; характеристика разговорного стиля. Заполнение обобщающей таблицы.

Стилистический анализ текста.

80

Научный стиль.

Характеристика научного стиля речи. Составление тезисов к параграфу 31. Теоретическое обобщение (продолжение заполнения обобщающей таблицы). Сочинение - рассуждение ( ответ на проблемный вопрос)

Мини - сочинение

81

82

83

Повторение орфографии. Правописание окончаний существительных и прилагательных.

Правописание окончаний существительных с суффиксами -ИЩ-, -УШК-, -ЮШК-, -ИШК-. Закрепление правописных навыков. Падежные окончания существительных. Закрепление морфологических норм. Склонение прилагательных. Правописание Ь в притяжательных прилагательных на -ИЙ.

Тест

84

85

Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов.

Закрепление правописания личных окончаний глаголов. Различение правописания безударных личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -Л- в форме прошедшего времени и суффиксов действительных причастий настоящего времени. Составление предложений с разными формами глаголов.

Тест.

86

Деловой стиль. Жанры деловой речи.

Характеристика делового стиля речи. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Основные жанры деловой речи. Знакомство с жанром резюме. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Практическая работа (резюме, расписка, доверенность).

87

88

Публицистический стиль.

Углубление представления о публицистическом стиле речи; знакомство с историей публицистического стиля. Анализ языка газеты. Знакомство с жанром статьи.

Творческая работа (написать статью)

89

90

Контрольное сочинение-рассуждение по прочитанному тексту


91

Анализ контрольного сочинения


92

93

Публицистический стиль. Репортаж как речевой жанр.

Особенности репортажа, важнейший жанрообразующий признак репортажа. Рассуждение, описание, повествование, чужая речь в репортаже.

Анализ текста репортажа

94

95

Художественный стиль.

Работа с текстом параграфа 34. Закончить заполнение таблицы о стилях речи, анализ текстов.

Творческая работа (составить небольшой текст художественного стиля)

96

97

Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих.

Работа с опорной схемой о правописании гласных после шипящих. Подбор однокоренных слов. Повторение слов- исключений. Составление текста по опорным словам.

Тест

98

99

Зачёт по теме «Стили русского литературного языка»

Зачёт состоит из двух частей: устный ответ на вопрос; письменный анализ текста ( у каждого ученика свой текст).

Синонимика русского языка

100

Синонимика русского языка. Лексические синонимы.

Углубление представления о синонимике русского языка. Чтение теоретического материала (параграф 35). Составление тезисного плана. Нахождение опорного слова в синонимических рядах. Развитие языкового чутья

Тезисный план

101

Лексические синонимы.

Стилистические отличия лексических синонимов. Толкование различий между синонимами. Выбор из синонимов наиболее подходящего к данному тексту. Развитие языкового чутья.

Редактирование текста

102

103

104

Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Повторение правописания сложных существительных, слитного , дефисного и раздельного написания прилагательных, дефисного написания наречий.

Тест

105

Морфемные синонимы.

Знакомство с морфемными синонимами . Работа с текстом. Составление текста на основе данного.

Творческая работа ( мини - сочинение по данному тексту)

106

Морфологические синонимы

Составление плана параграфа 37. Разница в использовании вариантов падежных окончаний существительных. Стилистические различия форм глагола. Работа по развитию речи: продолжение притчи, формулирование морали.

Творческая работа

107

Синтаксические синонимы.

Чтение параграфа 38 и составление его плана. Работа с синонимичными словосочетаниями, односоставными и двусоставными предложениями, сложными предложениями. Подготовка к домашнему сочинению - рассуждению.

Домашнее сочинение

108

109

110

Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Повторение слитного, дефисного и раздельного написания наречий. Заполнение таблицы. Дефисное и раздельное написание местоимений. Работа по развитию речи: составление текста по опорным словосочетаниям.

Тест

111

112

Контрольная работа в форме ЕГЭ(тест).

Культура речи

113

114

Культура речи.

Знакомство с понятием «культура речи». Знакомство с высказыванием С.И. Ожегова о культуре речи. Сопоставление определений С.И. Ожегова и Е.Н.Ширяева. Составление плана параграфа 39. Развитие речи: сочинение - рассуждение по высказыванию.

Устные выступления

115

116

Культура речи. Речевой этикет. Сочинение - рассуждение.

Знакомство с понятием «речевой этикет» и основными формулами речевого этикета. Анализ этикетных речевых ситуаций. Работа по развитию речи: сочинение - рассуждение.

Мини - сочинение (рассуждение)

117

118

Контрольное сочинение -рассуждение по прочитанному тексту


119

Анализ контрольного сочинения


120

121

122

Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи.

Закрепление правописных навыков. Составление таблицы о правописании НЕ с разными частями речи. Работа по развитию речи: составление текста по опорным словам.

Тест

123

124

125

Повторение орфографии. НЕ и НИ с разными частями речи.

Повторение правописания НЕ и НИ с разными частями речи. Закрепление правописных навыков. Конструирование предложений (продолжить сложноподчинённые предложения, в придаточной части которых есть частица НИ).

Тест

126

127

128

Повторение орфографии. Правописание омонимичных форм.

Повторение правила. Различение правописания омонимичных форм: наречий и существительных с предлогами, союзов и местоимений с предлогами и частицами, предлогов и деепричастий. Производных предлогов и существительных. Работа по развитию речи: составление предложений с функциональными омонимами.

Тест

Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка.

129

Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка.

Функции церковнославянизмов в произведениях поэта. Использование А.С.Пушкиным старославянизмов. Работа по развитию речи: составление текста - рассуждения по данному высказыванию.

Составление тезисного плана.

130

131

132

133

Административная годовая контрольная работа.

Административная годовая контрольная работа.

134

Анализ контрольной работы.


135

А.С.Пушкин - создатель русского литературного языка.

Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Анализ текста стихотворения А.С.Пушкина «Воспоминания в Царском Селе». Работа по развитию речи: частичный лингвистический анализ текста

Анализ текста

136

Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по теме «Русский язык - один из богатейших языков мира»

Обобщение изученного по данной теме. Работа по развитию речи: комплексный анализ текста.





Контрольно-измерительные материалы


Урок №10

Диктант

И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита - все разбрелись по углам; у кого не было его, тот шёл на сеновал, другой в сад третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед. И садовник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и кучер спал на конюшне.

Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях, предоставив ребятишек самим себе; ребятишки ползают по двору и роются в песке. И собаки залезли далеко в конуры, благо не на кого было лаять.

Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: никто не мешал бы, если б только водились воры в этом краю.

Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.

Изредка кто-нибудь поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением, на обе стороны и перевернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет.

Дополнительные задания:


  1. Произвести синтаксический разбор:

вариант 1 - 2-го предложения 2-го абзаца;

вариант 2 - 2-го предложения 5-го абзаца.


  1. Произведите фонетический разбор слов:

вариант 1 - роются;

вариант 2 - несётся.

  1. Произведите морфемный разбор слов:

вариант 1 - удивлением;

вариант 2 - прикрыв.





Контрольно-измерительные материалы

Урок №31

Диктант

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав; сплошные, круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались в воздухе, тяжко шлёпались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали: легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их; но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся, осматривал и продувал ружьё, недоумевал и, наконец, излагал нам причину, почему он промахнулся. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению. Сучок посматривал на нас глазами, смолоду состоявшего на барской службе, изредка кричал: «Вон, вон ещё утица!» - и то и дело почесывал спину - не руками, а приведенными в движение плечами. Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие.

(И.С. Тургенев)

Дополнительные задания:


  1. Подчеркните грамматические основы:

вариант 1 - во всех предложениях 1-го абзаца;

вариант 2 - во всех предложениях 2-го абзаца.


  1. Произведите морфологический разбор слов:

вариант 1 - весело;

вариант 2 - ясно.

  1. Произведите морфемный разбор слов:

вариант 1 - убитые, рысьи;

вариант 2 - испуганные, листья.


Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка» (Урок №66)

Вариант 1

1.Расставьте ударения.

Асимметрия, гастрономия, диспансер, мизерный, облегчить, сосредоточение, столяр, украинский, умерший, черпать.

2. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чём заключаются ошибки.

В основании романа история типичной дворянской семьи.

Ученики пристально слушали рассказ учителя.

Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

Кто крайний за билетами?

Есть возможность тяжёлых осложнений.

На приёме глава государства поднял тост за мир и процветание.

3. Образуйте формы 1 лица ед. ч. наст./ буд. времени и ед. ч. повелительного наклонения глаголов.

Ездить, полоскать, махать, засыпать (песком), выздороветь.

4.Образуйте:

А) форму ед. числа: кожаные туфли, войлочные тапки, наши плацкарты, большие мозоли, белые манжеты.

Б) форму мн. числа: договор, профессор, бухгалтер, фельдшер, шофёр, сторож.

5.Запишите словами: 365 прибавить 220; 458 прибавить 2390.

6. Составьте словосочетания со словами близкими по значению:

Опираться - базироваться, превосходство - преимущество, рассердиться - рассержен.

Вариант 2.

1.Расставьте ударения.

Афиняне, диспансер, пасквиль, искра, закупорить, плесневеть, малая толика, вероисповедание, кварта.

2. Образуйте от существительных форму ед. числа и составьте с ними словосочетания:

Плацкарты, сажени, трюфели, бутсы, валенки, штиблеты, погоны.

3.Составьте словосочетания или предложения с паронимами так, чтобы ясно было их значение.

Тактичный - тактический, комический - комичный, методический - методичный.

4.Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

В основании романа история типичной дворянской семьи.

Ученики пристально слушали рассказ учителя.

Плохо, когда человек не воспринимает критику.

Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов.

В этом отделе находятся научные монографии по физике, математике, юриспруденции.

На приёме глава государства поднял тост за мир и процветание.


  1. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов.

Мазать, ехать, достать, пойти, испортить, хотеть.


  1. Составьте словосочетания, используя слова в скобках как зависимые.

Характерно (он) - присуще (он), превосходство (молодость) - преимущество (молодость),

предостеречь (опасность) - предупредить (опасность)


  1. Выпишите слова, в которых произносится твёрдый согласный перед Е.

Бижутерия, декорация, паштет, шинель, брюнет, бутерброд, декан, дедукция.









Cочинение-рассуждение по прочитанному тексту (уроки 75-76).

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора, прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

(1)В школе учат не только читать, писать, считать, думать, познавать окружающий мир и богатство науки и искусства. (2)Школа учит жить. (3)Школа - это духовная колыбель народа. (4)Чем больше заботы о своей колыбели проявляет народ, тем блистательнее его будущее. (5)Законы, по которым живет школа, - это детище нашего народа. (6)В школе живет многовековая культура твоей Родины; ты не просто путник, пришедший напиться к этому вечному источнику, ты пчела, обогащающая улей страны, ты должен принести в этот улей свой вклад, обогатить духовное достояние народа.

(7)По тому, как человек относится к своей школе, судят о его внутренней культуре и благородстве, о его способности дорожить честью и славой своего народа. (8)Твой долг - на всю жизнь сохранить отношение к школе как к святыне, обязательно передать это отношение детям и внукам. (9)Какими бы богатствами знаний не обогащалась наука, какие бы умы и таланты ни рождались твоим народом и человечеством, школа, с ее элементарными знаниями, с ее азбукой и первым чтением, с ее учителем и наставником, с ее первой книгой, навсегда пусть останется в твоей душе как первый источник твоего ума, твоих способностей, благородства и высокой воспитанности твоей души. (10)Школа - источник знания жизни для человека - всегда будет важнейшим очагом мудрости народа.

(В.Сухомлинский)



© 2010-2022