Урок литературы для 7 класса Смысловые толкования образа солнца в литературе

Конспект урока литературы для 7 класса общеобразовательной школы с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цели урока: показать учащимся на примере изучаемых произведений, какие смысловые толкования образа солнца можно встретить в литературе; развивать навыки и умения работы с книгой или теоретическим материалом; продолжить работу над умением выразительного чтения; развивать навыки аналитического мышления, связной речи продолжить работу над умением работ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературы для 7 класса Смысловые толкования образа солнца в литературеУрок литературы для 7 класса Смысловые толкования образа солнца в литературе

Урок литературы для 7 класса по теме «Смысловые толкования образа солнца в литературе».

Учитель - Малеева Марина Васильевна, КГУ «Гимназия № 5» акимата города Рудного



Цели: 1) Показать учащимся на примере изучаемых произведений, какие смысловые толкования образа

солнца можно встретить в литературе;

2) развивать навыки и умения работы с книгой или теоретическим материалом; продолжить

работу над умением выразительного чтения; развивать навыки аналитического мышления, связной речи;

3) продолжить работу над умением работать индивидуально и в паре; воспитывать умение слушать и

слышать других, уважать их мнение.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Побуждение.

1. Перемешанные произведения.

- Перед вами названия четырёх произведений и имена их авторов. Ваша задача - установить, перу какого автора принадлежит каждое произведение.

И.С.Никитин «Утро»

О.Э.Мандельштам «О небо, небо, ты мне будешь сниться!»

Н.М.Бараташвили «Цвет небесный, синий цвет»

З.Н.Гиппиус «Небесные слова»

- Назовите, какие произведения перу какого автора принадлежат.

-Кто сделал без ошибок? С одной ошибкой? С двумя ошибками?

- О каком виде пейзажа идёт речь в этих произведениях? (Пейзаж вертикального пространства, небо).

2. Представление работ учащихся.

- Представьте собственные работы, сделанные по вашим впечатлениям о небе.

3. Работа с головоломкой.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о пейзаже вертикального пространства. О чём будет идти речь на уроке, вы сможете сказать, если расшифруете головоломку. Для этого вам нужно найти её начало.

А

В

О

К

Л

О

Т

Е

Ы

В

О

Л

С

Ы

Н

Е

Р

У

Т

А

Р

Е

Т

И

Л

В

А

М

И

Я

О

Б

Р

А

З

А

С

О

Л

Н

Ц

С

III. Сообщение темы и цели урока.

- Запишите тему нашего урока в ваши листы. Мы попробуем увидеть, какую роль играет образ солнца в произведениях разных авторов. Об этом вы узнаете, работая с теоретическим материалом, анализируя стихи и слушая друг друга.

IV. Изучение нового материала.

1. Ассоциации.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «солнце»? Запишите их в тетрадь в течение 1 минуты.

солнце

солнце

- Обсудите в парах и допишите в ваши тетради.

- Назовите ваши ассоциации.

2. Индивидуальное задание. Словесное рисование.

- Опишите устно картины Кустодиева Б. «Морозный день» и Яблонской Т.Н. «Утро». (2 человека).

- Изображение солнца мы с вами можем встретить не только в литературе, но и в живописи. Какие художники и как изображали солнце на своих полотнах. Послушаем выступления ваших одноклассников.

3. Работа с теоретическим материалом.

-Таким солнце видели художники, а какую роль оно играет в литературе. Работать с теоретическим материалом вы будете по вариантам. Задание первому варианту - дописать предложения, данные на ваших листах, второй вариант должен будет среди приведённых утверждений найти правильные и неправильные, неправильные - исправить.

1 вариант «Допиши предложения».

1. В мифологиях ежедневный восход и закат солнца объяснялся…

2. Библейская мифология рассматривает дневное светило лишь как…, и потому истинным солнцем является Иисус Христос и его слово.

3. Помимо своего главного значения, образ солнца…

2 вариант «Найди неправильные утверждения и исправь их».

1. Культ солнца был развит у многих народов древнего мира - египтян, инков, японцев. Славяне солнцу не поклонялись.

2. Библейская мифология рассматривает дневное светило как лик бога, пришедшего в мир, чтобы отделить свет от тьмы и служить светом миру.

3. Помимо своего главного значения, образ солнца оказывается ассоциативно связанным с вечным стремлением человека к красоте, истине, совершенству.

4. Проверка.

- 1 вариант: прочитайте получившиеся у вас предложения.

- 2 вариант: какие предложения были неверны и как вы их исправили.

- Кто выполнил это задание без ошибок? С одной ошибкой? С двумя?

- Какую же роль играет образ солнца в литературе?

V. Работа со стихотворениями.

1. Работа со стихотворением И.А.Бунина «Неуловимый свет разлился над землёй».

- Чтобы убедиться, что поэты в своём творчестве обращались к образу солнца, остановимся на двух стихотворениях. Стихотворение «Неуловимый свет разлился над землёй» написано Иваном Алексеевичем Буниным. Работать со стихотворением мы будем путём заполнения ДДЗ (Дневника Двойной Записи). Прочитайте самостоятельно стихотворение, в первый столбик выпишите слова или фразы, поразившие вас, во второй - ваши комментарии.

Дневник Двойной Записи.

Строки, поразившие меня

Мои комментарии

- Какое же солнце у Бунина? Поделитесь своими комментариями.

- Кто ещё выписал этот же отрывок? Прочитайте ваше пояснение.

- Что хотел передать автор, рисуя такую картину в своём стихотворении?

2. Сравнение стихотворений А.С.Пушкина и И.А.Бунина.

- Ещё одно стихотворение, на котором мы сегодня остановимся, это стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Послушайте это стихотворение в исполнении артиста Дмитрия Журавлёва. Какие чувства хотел передать автор?

3.Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

- Сравните изображение солнца в этих двух стихотворениях с помощью Диаграммы Венн.

Образ солнца у Пушкина и Бунина.

Пушкин Бунин



- Что общего в изображении солнца у Пушкина и Бунина?

-Чем они отличаются друг от друга?

- Какова же роль солнца в стихотворениях этих двух поэтов?

VI. Рефлексия.

1. Дополнение кластера.

- Какими новыми ассоциациями можно дополнить кластер? Запишите их другим цветом.

2. Пятистишие.

- В итоговом задании попробуйте с помощью пятистишия выразить, какие смысловые толкования образа солнца в литературе мы можем встретить.

1.Солнце.

2.-------- ----------.

3.-------- ---------- ----------.

4. ------- --------- --------- ---------.

5.---------------.

-Если что-то захотите узнать ещё по этой теме, где вы можете это сделать?

VI. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение на выбор.

© 2010-2022