Урок литературы в 7 классе по теме: «И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»

Данный урок литературы направлен на знакомство семиклассников с новым для них литературным жанром - стихотворения в прозе, родоначальником которого является И.С. Тургенев. При разработке урока основной целью было донести до учащихся понятие нравственности, обеспечить в процессе изучения миниатюр «Русский язык» и «Два богача» не только обучение, но и воспитание школьников, вырабатывать у них не только умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы, но и развивать навыки эмоционального восприятия произведения, умения сопереживать. Урок нацелен на воспитание любви к родному языку и литературе, к Родине, к людям. Главное в нём  – открыть ум учащегося, работа... Для реализации целей урока предлагается проблемное обучение. Занятие базируется на ранее изученном материале. Учащиеся сопоставляют знакомые литературные жанры, делают самостоятельные выводы. Урок построен так, чтобы учитель являлся координатором обучения, а ученики сами осваивали материал, проявляли самостоятельность в изучении темы. Формы и методы, использованные на уроке, не только усиливают мотивацию, но и повышают эффективность образования, способствуют формированию основных компетенций. Основным девизом при разработке данного урока были слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тютина О.И.

учитель русского языка и литературы МКОУ

Аннинская СОШ №3


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«И.С. ТУРГЕНЕВ «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ»


ЦЕЛЬ урока: обеспечить в процессе изучения нового литературного жанра не только обучение, но и воспитание школьников.

ЗАДАЧИ урока: познакомить с новым литературным жанром - стихотворение в прозе, развивать умение аргументированно отвечать на вопросы, находить средства образной выразительности; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к языку, Родине, людям, чувство гордости за своё культурное прошлое.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет И.С. Тургенева, словарь-минимум, листы с текстами стихотворений в прозе, средства мультимедиа, презентация, сопровождающая этапы урока.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя:

Великая Отечественная война. Оккупированный Орёл. Фашисты грабят, громят, убивают. Ворвались и в музей. Холёный немецкий офицер победно вошёл и увидел перед собой на стене высеченное крупными буквами:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев

Офицер задумался на минуту… и приказал солдатам-захватчикам покинуть здание. Так музей был спасён! [М.А. Милованова. Взято из лекций преподавателей Павловского педагогического училища]

Ребята, как вы думаете, почему офицер, пришедший завоёвывать нашу землю, отступил, не посмел прикоснуться к музею? Что могло на него так подействовать? Подпись? Слова? О чём они? Может фашист устал? (Возможно, офицера испугало то, что слова, написанные в 19 веке, так актуальны были для века 20. Тургенев смотрел через время. Солдат понял, что у русского человека есть самое важное - вера в свободу и великое будущее. Такой народ непобедим).

  1. Работа с текстом.

Ребята давайте ещё раз обратимся к этим словам. У вас на столах лежат материалы к уроку. Найдите этот текст. Сколько в нём предложений? (3) А теперь попробуйте выделить в каждом предложении ключевые слова. Проверьте правильность по экрану. Ещё раз их прочитаем.

Какими словами И.С. Тургенев, не говоря о конкретных событиях времени, передаёт свои чувства? Как вы понимаете смысл последнего предложения? (В нём заключена вера в великое будущее русского народа). Какими эпитетами-определениями характеризует И.С.Тургенев русский язык? Что значит свободный язык?

Ребята, перед нами законченное произведение. Называется оно «Русский язык». Это стихи или проза? А чем стихи отличаются от прозы. (В стихотворении есть ритм, рифма. Главное - выразить чувства. А в прозе главное - сообщение о каких-либо событиях). А у нас что? (В основе данного произведения не сообщение о конкретных событиях и фактах, а мысли и чувства лирического героя. Однако форма прозаическая.) Так что же это? Можем ли мы определить жанр? Нет! Перед нами новый вид творчества, не существовавший до И.С. Тургенева. И нам необходимо познакомиться с этим жанром.

IV. Сообщение темы урока. Итак, тема сегодняшнего урока: « И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе». Что же это за жанр? Сегодня значение непонятных для нас слов будет разъяснять Ольга Б. (У неё на столе мини-словарь).

«Стихотворения в прозе» - это последние произведения Тургенева. Писатель много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под этим названием. Они не имеют рифмы, не записываются как стихи, но доносят до нас мысли и чувства автора.

Так что же было перед нами: стихи или проза? Назовите этот жанр.

Мы с вами познакомились только с одним стихотворением, а всего при жизни И.С.Тургенев опубликовал 51 миниатюру. И все они особенные, разнообразные. В стихотворении «Русский язык» звучит вера в великое будущее русского народа. Здесь затронута тема русского языка и русского народа. А какие ещё темы могли волновать И.С.Тургенева как писателя 18 века? А нас какие темы волнуют?

На мой взгляд, тема нравственного подвига не может оставить равнодушным ни одного человека. Волновала она и Тургенева. Она отчётливо звучит в стихотворении «Два богача». Послушайте, пожалуйста.

V. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

VI. Работа по тексту.

Что вы узнали о Ротшильде? Это просто богач? Обратимся за консультацией к Ольге. (Ученица зачитывает материал из мини-словаря) Чем отличается финансовый магнат от богача? Как вы относитесь к его поступку? Восхищаетесь? А почему стихотворение называется «Два богача»? А разве мужик богат? У него «разорённый домишко, видно, и соль не всегда бывает. А чей поступок заслуживает большего уважения? Почему автор пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика»? ( Далее анализируем лексику).

Итак, в этом стихотворении автор утверждает силу и нравственное превосходство простого человека, верит в торжество света, добра и нравственной красоты. Именно чувства выделяют человека из мира природы. Горе человеку, если он забудет о жизненных ценностях.

Какая общая тема прослеживается в этих двух миниатюрах? (Тема любви к Родине, к языку, к людям, к ближнему своему). А сейчас эта тема актуальна? Почему? Мы обязаны сохранить свой язык чистым, как родниковая вода, таким, каким он был у И.С. Тургенева.

VII. ИТОГИ урока. Подходит к концу наш урок. Мы познакомились с новым литературным жанром, который продолжили русские писатели 20 века: А.И. Солженицын, В.А. Солоухин. Давайте ещё раз повторим определение жанра. Большое вам спасибо за продуктивную работу. В память о нашем уроке я хотела бы вам оставить свои стихотворения в прозе, в них выражены мои пожелания вам. Я, конечно, не Тургенев, но, надеюсь, каждому достанутся нужные слова. Подумайте о них. И, конечно же, возьмите сборник И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе» и почитайте эти трогательные миниатюры.

Приложение.

1)Мини-словарь.

Эпитет - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Стихотворение в прозе - это небольшое прозаическое произведение лирического характера, в котором большое значение имеет эмоциональная окраска речи.

Ротшильд - один из представителей династий финансовых магнатов, начавших своё восхождение в середине 18в.

Призреть- дать кому-нибудь приют и пропитание.

Умиление - нежное чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным.

2) Некоторые стихотворения в прозе для учащихся.

1. Не думай, что покой - это счастье, блаженство. Покой - благо ложное. Борьба, движение - это твоя стихия.

2. Пусть честность будет твоим капиталом. Научись прощать. И мир станет светлее и чище.

3. Воспользуйся жизнью, не проспи её. Вкуси её дары. Добивайся поставленной цели.

4. Верь в торжество добра и справедливости. Старайся видеть в жизни только хорошее. И мир предстанет пред тобой в новом свете.

5. Говори всегда правду, работай усиленно, с любовью.

Ты обязательно получишь справедливую оценку.

6. Будь богат и щедр душой, человек. Состояние такое никогда не истощится.

Литература.

  1. lib.rus.ec/b/95402/read#t52

  2. turgenev.org.ru/e-book/russki_yazyk.htm

© 2010-2022