Урок по теме Слепой музыкант Короленко

Тема урока:  Нравственные проблемы в повести  В.Г.Короленко  «Слепой музыкант». Цель урока: познакомить обучающихся с повестью   В.Г.Короленко  «Слепой музыкант».    Образовательная  задача:   повышение уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;    показать духовное обновление человека, обиженного   судьбой, путь к осознанию своего предназначения. Задача развития: воспитание внимательного и вдумчивого читателя; умение работать с художественным произведением,  анализироват...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 8 «Ә»

Дата: 14.01.15

Тема урока: Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Цель урока: познакомить обучающихся с повестью В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Образовательная задача: повышение уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст; показать духовное обновление человека, обиженного судьбой, путь к осознанию своего предназначения.

Задача развития: воспитание внимательного и вдумчивого читателя; умение работать с художественным произведением, анализировать прочитанное, отбирать главное; обучение грамотному анализу отдельных эпизодов; умение говорить.

Воспитательная задача: помочь учащимся услышать нравственное звучание

повести, ее житейские мудрости; воспитание терпимости, милосердия.

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

2. Формулирование темы урока

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности. И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир - слепому? Об этом сегодня на уроке пойдет разговор.

Тема урока - нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Цель нашего урока - попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?

Главный вопрос, который поставил в повести автор таков: «Для чего, собственно, создан человек?» («Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией отвечает герой рассказа: « … только счастье не всегда создано для него».)

3. Дискуссия.

Вопросам о том, что такое счастье, где его границы, в чем его смысл, способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? - автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году. Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.

Рождение слепого ребенка - это трагедия. Что с ним будет? Как сложится его жизнь? Автор шаг за шагом описывает жизненный путь, по которому идет главный герой. Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от умения протянуть руку помощи.Рассмотрим этапы становления личности, в ходе которой формируется главный герой:

1 - этап: Пути познания мира.

/1 -й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в 3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души.

Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны: (работа с текстом- 1 гл., подзагл.6: « Звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей. / 1 глава, подзаголовок 6/.

- Как происходит познание окружающего мира?( Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки, разыскивает мать, прижимается к ней. )

Вывод: мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения. Звуковые формы стали главными формами его мысли.

- Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство,страх/.

Но ему повезло. Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала - нежность и поэтичность матер и мужество старого воина - помогли Петру узнать мир.

Вывод: Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалиды: он без ног, у другого - нет зрения. Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

- Что бы стало с мальчиком без участия дяди? /Ушел бы в себя/.

Рядом с ним любящие люди. Назовите их, какова роль этих людей. О дяде уже сказали.

( Судьба подарила Петру в образе Эвелины Ангела - хранителя).

Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих

- Какой талант открылся в мальчике? (Ему дарован талант: любовь к музыке /Иохим)/.

4. Работа по группам

Казалось, что все хорошо. Но дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

1-я группа рассказывает о встрече с семьей Ставрученков, зачитывая описания из текста

2-я группа рассказывает о встрече со слепыми нищими-бандуристами, зачитывая описания из текста

Петрусь узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье. Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого?

3-я группа отвечает на вопрос: - Почему обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем? Что он почувствовал?/ Он почувствовал, что участь слепых - злость и обида. Наступил душевный кризис/. Почему?

5. Проверка полученных результатов.

6. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим»…. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!...»- бросает Максим Яценко племяннику.

-Почему дядя так с ним разговаривает? / Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями народа/.

Вывод: Этот эпизод имеет особое значение, т.к. герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность. Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.

- Что происходит с Петрусем после долгого странствования?

(После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился.

Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки.

Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.)

- Что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?

- любовь близких,

- человеческое участи,

- милосердие окружающих,

- собственная воля

7. Подведение итогов

- Так о чем же повесть ?( о сложном постижении мира, о его маленьких победах над недугом, о том, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства.)

- Чему учит нас автор своим произведением?( Автор своим произведением учит нас тому, чтобы мы были милосердными к окружающим, человечными, были терпимыми к человеческому страданию, и прожили достойную и полноценную жизнь.)

8. Домашнее задание

1. Сочинение миниатюра: « Чему учит нас повесть?»

2. Составить цитатную характеристику героев.


© 2010-2022