- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Структурная карта урока Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Структурная карта урока Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нидерер Н.В. |
Дата | 11.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Структурная карта урока
Способы подчинительной связи слов в словосочетании.
1. Теоретический материал. Рассмотреть записи, представленные в таблице, проговорить, записать в справочник, устно привести по 2-3 примера на каждый способ связи. Примеры:
Виды словосочетаний по способу связи
Воспользовавшись алгоритмом определения способов связи в словосочетании, определить способы связи в словосочетаниях распределительного диктанта (алгоритм переписать в справочник).
Алгоритм определения
способов связи в словосочетании
-
Распределительный диктант.
Пользуясь алгоритмом, определить способ связи словосочетаний
Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, у моего товарища, нежно прикасаясь, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, бегущий навстречу, роясь в вещах, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги, тетрадный лист, тюбик клея, громко звенит, очень красивый, бегущий по полю, налетел внезапно, шел насвистывая, насвистывая песенку.
-
Объяснение нового материала.
Цельные словосочетания
1) Девочка с книгой в руках сидела у окна.
2) Брат шел с сестренкой в магазин.
3) Девочка с голубыми глазами улыбнулась мне.
4) Брат с сестрой шли в магазин.
- Найдите грамматические основы 1 и 2 предложений. Назовите подчинительные словосочетания в первых двух предложениях и способ подчинительной связи в них.
Учащиеся называют, а учитель записывает на доске. В результате должна получиться следующая з а п и с ь:
- Прочитайте 3 и 4 предложения. Какая грамматическая основа в 3-м предложении? (Девочка улыбнулась.) Сколько подчинительных словосочетаний можно выделить из этого предложения?
Возможно некоторые учащиеся предложат выделить три слово сочетания, а некоторые догадаются, что здесь только два словосочетания. Сколько словосочетаний входит в группу сказуемого?
Д.
- Подумайте над следующим: девочка - подлежащее. Какой от него можно задать вопрос: с чем? или какая?
- Конечно, по смыслу подходит какая?, ведь речь идет не о наличии глаз у девочки, а о том, что она голубоглазая, значит, с голубыми глазами - это будет один компонент, то есть цельное словосочетание, оно выступает в роли определения.
Д.
Цельными называются словосочетания, которые в предложении выступают как один член предложения.
- Что является цельным словосочетанием в 4-м предложении?(Брат с сестрой.) В роли какого члена предложения выступает это словосочетание? (Подлежащего.) Назовите сказуемое. (Брат с сестрой шли.)
- Сравните грамматическую основу второго предложения с грамматической основой этого предложения. Чем отличаются сказуемые? (В 4-м предложении оно во множественном числе, тем самым подчеркивается единство компонентов подлежащего, его цельность.)
-
Тренировочные упражнения.
Заполнить таблицу следующими сочетаниями слов:
Мягкий хлеб; сто пятьдесят семь; семь богатырей; день и ночь; однообразно и уныло; тихо вздохнул; выглянул в окно; идет снег; любой из нас; два месяца; низкого роста; долго, но тщательно; нам с сестрой; гаснут над лесом; сияют звезды; музыка утра; один из нас; торжественный и волнующий; предутренний час; три сосны; громкий, но не долгий; поднимаются в небо; поют жаворонки; проносится ветер; проснувшиеся птички; тысячи хвоинок; лесная музыка.
Сочинительные СС
Подчинительные СС
Не является СС
Цельные СС
5. Домашнее задание. 1) Выучить словарные слова. 2) Выучить материал из справочника (алгоритм и схема). 3) Выполнить письменно задания в тетради для самостоятельной внеаудиторной работы Т2 В2-В3.