Методические материалы по русскому языку на тему Словарная работа -одна из форм активизации познавательной деятельности обучающихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Словарная работа на уроках русского языка как одна из форм активизации познавательной деятельности обучающихся.

Учитель МОУ «СОШ№4» г. Ржева Тверской области Баранова Т.И.

Словари - чрезвычайно важные источники активизации познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка, хотя используются они явно недостаточно, в результате чего учащиеся обращаются к ним лишь при необходимости в справке о написании, правильности произношения, ударении некоторых слов, их форм и т.п.

Знакомство со словарями начинаю с 5 класса. Особенно интересно эта работа проходит после изучения темы «Лексика».

Типы, виды заданий, предложенные мною, могут частично относиться к работе на уроке, выполняться в качестве домашнего задания, на факультативных занятиях, кружках.

  1. Задания, направленные на более глубокое знакомство со словарями.

  1. Определение типа словаря по некоторым данным.

- узнать словари по словарным статьям (словарные статьи для указанной цели даются в виде особых подборок из разных словарей).

5 класс.

Задание. Какие словари нужно использовать при объяснении значений слов?

  1. Отзывчивый, - ая, - ое.

Легко отзывающийся на чужие нужды, просьбы, всегда готовый помочь другому. Отзывчивый человек.

  1. Выносливый (способный переносить физическую усталость, лишения и трудности благодаря крепости организма), терпеливый (способный переносить лишения и трудности, благодаря внутренней выдержке, дисциплине), неутомимый (способный не уставать, оставаться деятельным, активным, энергичным), закаленный, сильный, двужильный (просторечное).

  2. Г.рбарий, пи.нино, (на)лев., г.роизм, шо..е, б.ске.бол, ст.д.он, трен.р, во.зал, рю.зак, .десь.

6 класс.

Задание. Какие словари нужно использовать при объяснении значений слов?

  1. Роскошь, - и, -ж. 1) Богатство. Роскошь обстановки. 2) Излишество в чем - либо. Жить в роскоши. 3) Изобилие природы. Роскошь кавказской природы.

  2. Колея. От «коло» - колесо. Буквально: «след от колес».

  3. Комар носу не подточит (нельзя придраться, так как сделано очень хорошо; разг.)


7 класс.

Задание. Какие словари нужно использовать при объяснении значений слов?

1.

боч - ок→боч - к - Ом

в - бок

на - бок

о - боч - ин - а

БОК→

по - бок - у

с - бок - у

по - боч - н - ый

2. Компьютер, компьютера, мн.ч. компьютеры, компьютеров [т], не рек. компью[т′]ер.

3. Вовремя, нареч. Своевременно. Явиться вовремя. Но! Во время урока (предлог с существительным).

8 класс.

Задание. Какие словари нужно использовать при объяснении значений слов?

  1. Эпилог [гр.epllogos‹epi после + logos слово, речь] 1) в древнегреческой драме - заключительное обращение к зрителям, объяснявшее намерение автора или характер постановки; 2) в литературе - заключительная часть произведения, в которой сообщается о судьбе героев после изображенных в произведении событий.

  2. Поверенный, - ого, м (книжн.) 1) лицо, официально уполномоченное действовать от чьего - то имени. Присяжный п. (в царской России - адвокат). Поверенный в делах (дипломатический представитель рангом ниже посла или посланника). Временный п. в делах. (лицо, исполняющее обязанности главы дипломатического представительства).2) Тот, кому доверено что - нибудь (например, тайна, секрет). Избрать кого - нибудь своим п.( ж. поверенная, - ой.).

  3. Веселье - грусть. Беззаботно - радостное настроение, жизнерадостность. - Настроение печали, легкого уныния. Делить веселье все готовы. Никто не хочет грусть делить.

Установить словари, которые нужны для получения определенных справок, например:

*для решения вопросов, каково ударение в слове «приняла», каково ударение у слова «заведующий» (отдела или отделом), как правильно написать слово «обаятельный», найти синонимы к фразеологизму «на скорую руку» и т.д.

*установить словарь по указанию автора (автора по указанию словаря)

Различай ударение.

5 класс.

Дремота, творог, документ, алфавит, щавель, досуг, крапива, квартал, ломота, километр, силос, ремень, цемент, созыв.

Задание:

1 группа. Поставить в словах ударение и произнести их правильно.

2 группа. Поставить в словах ударение, составить 5-6 словосочетаний, включив данные слова.

3 группа. Расположить слова в алфавитном порядке, поставить ударения, составить 2-3 предложения.

4 группа. Расположить слова в алфавитном порядке, поставить ударения, подобрать синонимы к словам - алфавит, досуг, щавель. Разобрать фонетически слово - хвоя.

6 класс.

Августовский, баловать, резерв, газопровод, звонит, копировать, красивее, агрессия, кухонный (набор), интерьер, намерение, премировать, кафе, прибыла.

Задание:

Общее: поставить в словах ударение, произнести их правильно.

1 группа. Подобрать однокоренные слова к глаголу «баловать», выделить корень

2 группа. В чем особенность произнесения слов» интерьер», «кафе», дать их лексическое толкование.

3 группа. Подобрать антонимы к словам «баловать», «прибыла», с одной парой слов составить предложение.

4 группа. Составить с глаголами сложные предложения. Какие заимствованные слова встретились. Объяснить.

7 класс.

Взята, добела, искриться, мельком, начавший, по двое, прибывший, ржавея, создан, сослепу, черпая, движимый, добрались.

Задание:

Общее: Поставить в словах ударение, произнести их правильно.

1-2 группа. Обозначить части речи.

3 группа. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать этими примерами.

4 группа. Составить небольшой текст на тему «Зима пришла», используя необходимые слова.


8 класс.

Агентство, безудержный, демократия, договор, завидно, ломота, индустрия, мизерный, постамент, принудить, симметрия, формировать, ходатайствовать, эксперт.

1-2 группа. Поставить в словах ударение, правильно произнести их, разобрать по составу слова: безудержный, формировать, завидно.

3-4 группа. Объяснить лексическое значение слов: эксперт, агентство, постамент, составить сложные предложения.

9 класс.

Квартал, колосс, набело, откупорить, опериться, премировать, сосредоточение, таможня, ханжество, заиндеветь, дозвониться, драматургия, анатом, апостроф, броня, бредовый, мизерный.

Задание:

1 группа. Поставить в словах ударение. Объяснить лексическое значение слов: таможня, ханжество, анатом, апостроф.

2 группа. Задание 1 группы + 3. Составить сложные предложения, объяснить знаки препинания, составить схемы.

3-4 группа. Тест.

I.Ударение поставлено неверно.

1.

А) деспот,

Б) сантиметр

В) августовский

Г) принявший

Д) из яслей

II. Согласный перед буквой е произносится твердо в слове:

  1. интервью

  2. декорация

  3. музей

  4. тест

  5. тет - а - тет

  6. академик

  7. гротеск

  8. модерн

  9. дефект

III. Какое из перечисленных слов имеет значение:

А) «обман с целью наживы, мошенничество»?

1. атрибуция

2. хиромантия

3. афера

4. аукцион

Б) «состояние глубокого безразличия, равнодушия»?

1. пессимизм

2. флегматизм

3. апатия

4.консерватизм

В) «тот, кто нагло, бесстыдно ведет себя, относится пренебрежительно к нормам нравственности»?

1. циник

2. пессимист

3. фаталист

4. эгоист

II. Работа над структурой словарной статьи.

-1 Составить словарную статью к слову «смелый» для толкового словаря, словаря синонимов, антонимов и т.д. на основании собственных знаний признаков слова, отражаемых в соответствующем словаре.

-2 Уточнить, дополнить смысл словарной статьи.

-3 Построить словарную статью к толковому словарю, имея перед собой словари синонимов, фразеологизмов, этимологический, иностранных слов, словарь трудностей слов русского языка.

III. Сравнение словарных статей в одном или различных словарях единого типа. Например:

  1. Какую новую информацию о слове «высокий» дает «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина по сравнению со словарем С.И.Ожегова?

  2. Рассмотрите в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова статьи на стр.163. Какие из них одинаковы по структуре, какие - различны? Чем они различаются?

  3. Сравните эпитеты к словам «вьюга» и «метель» в «Словаре эпитетов русского языка» К.С.Горбачевича, Е.П.Хабло. Что общего, что различного в них? Какие из различий можно объяснить? Что вам дадут для объяснений этих различий «Толковые словари»? (смотри в них толкование слов «метель», «пурга», «вьюга», «буран»).

Работа над заданиями 1-й группы помогает осваивать и различные вопросы русского языка: составление словарной статьи для «Толкового словаря» обостряет видение комплекса признаков слова; построение словарной статьи для синонимического словаря привлекает внимание учащихся к значению слова, различным оттенкам семантического и стилистического характера, активизирует познание темы «Синонимы» в целом; работа по сравнению структуры словарных статей в школьном словообразовательном словаре способствует углублению знаний по словообразованию.

IV. Задания, связанные с использованием словарей при изучении различных языковых явлений.

  1. Особый интерес у обучающихся вызывают лингвистические задачи - игры. Словари могут эффективно использоваться как в процессе решения готовых задач, так и в творческой деятельности по созданию подобных. Задание: определить слова по указанным признакам:

а) синоним к слову «мужественный» и антоним к слову «трусливый»;

б) найдите 2 слова (прилагательные цвета), значения которых антонимичны;

в) синоним слова «нежность», омоним название хищного зверя;

г) синоним к слову «победа» и омоним к слову, обозначающему сорт клубники;

д) какой глагол в различных значениях может переносить действие на человека, поезд, весну, дорогу?

Активизируют мыслительную деятельность обучающихся задания, в которых нужно самостоятельно построить задачи приведенных выше видов, но на ином языковом материале.

  1. Работа над загадками с использованием словаря эпитетов русского языка, синонимов, антонимов.

- Что бьет без рук?

- Зубы есть, а ничего не ест?

3. Лингвистические диалоги игрового характера, кроссворды, викторины, конкурсы, рассчитанные на ответы и решения, найденные с помощью словарей.

Вопросы:

  1. Связаны ли сейчас по смыслу и происхождению следующие пары слов:

- кора - корыто, кисель - кислый, клинок - клин, копыто - копать, ветчина - ветхий.

2. Согласны ли вы с такой формулировкой значения слова «стул» (место для сидения)?

3. Какие синонимы можно привести к слову «красный» в литературном языке? (Сколько их в оптимальном перечне). Какие еще слова могут обозначать красный цвет в языке художественной литературы?

4. Сколько слов можно образовать с корнем «лов» (или с каким - либо другим корнем, который входит во многие слова).

Для ответа на 1 вопрос понадобится этимологический словарь, на 2 - толковый, на 3 - синонимов, 4 - словообразовательный.

Есть в моем арсенале нетрадиционные уроки, посвященные словарям: урок - заседание «В гостях у словарей» (5-6 класс), урок - семинар по «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля (8 класс). (См. приложение № 1.)

Активизации мыслительной деятельности учащихся способствуют

1. Различные виды словарных диктантов:

А) словарный диктант с подсказкой (называю слово, указывая, в какой значимой части слова пропущена орфограмма);

5 класс.

Задание:

- обратить внимание на орфограмму в корне слова.

Рекордная погрузка, удивительная просьба, правильный почерк, скрипят перья, скрепить листочки, ароматная ягодка, коричневый портфель, багряные листья.

6 класс.

Орфограмма в приставке слова.

Прикрыть салфеткой, приземлиться с парашютом, безжизненный взгляд, сделать сгиб ткани, превращаться в льдинку, преодолеть преграду, приобрести растение, приветствовать спортсменов, предобрый сторож, внезапно исчезнуть, приклеить марку, прибрежный камыш, чересчур громко.

7 класс.

Слитное и раздельное написание «не» с разными частями речи.

Необыкновенный аквариум, не трогал акварель, нелепая колонна, не торопливая, а медленная походка, невспаханная земля, письмо не отправлено, никем не собранные грибы, не закончив работу, сильно недомогая, жил совсем не близко.

Б) словарный диктант с грамматическим заданием;

5 класс.

Записать словосочетания, обозначить окончания и спряжения глаголов.

Борются за чистоту воздуха, заклеит конверт, веет ветер, колышешь тростник, сеем рожь, пашете в поле, осы жалят, гонишь стадо коров, рубите топором.

6 класс.

Записать словосочетания, выделить окончания «е» «и» существительных, обозначить склонение, падеж.

Соревнования по гимнастике, о юбилее известного инженера, офицеры армии, караван в пустыне, фонтан на площади, расположиться на площадке, загорать на пляже, пригорать на плитке, в тенистой аллее, на открытой террасе.

7 класс.

Записать словосочетание. Обозначить «н» и «нн» в суффиксах причастий, прилагательных и наречий.

Серебряные березки, поля, засеянные пшеницей, священный обычай, необузданно скакать, деревянная калитка, чугунная решетка, она взволнована рассказом, девушка взволнованна и сердита, кованые сапоги, безветренный день, раненный в голову солдат.

8 класс.

Записать словосочетания. Доказать графически и словами написание мягкого знака после шипящих или его отсутствие.

Съешь небольшой пирожок, умножь на пять, сделаешь точь - в - точь, нарежьте немного сыра, откроешь настежь, песок сыпуч, лететь прочь, искусный ткач, мелкая дрожь, лечь отдохнуть, немало зрелищ, меж ровесниками, аккомпанемент хорош.

9 класс.

Записать словосочетания, объяснить правописание служебных частей речи.

Он тоже человек талантливый

О нем можно сказать то же самое

Преобразиться вследствие сильного землетрясения

Впоследствии принять участие в следствии

Поговорить насчет экскурсии

Иметь в виду драматический сюжет повести

Не видеться в течение года

Все были заинтересованы в продолжении декламации

Дорого, зато красиво

Пошли в поход, несмотря на непогоду

В) словарный диктант с самопроверкой; (учащиеся пишут словарные слова, учитель пишет параграф, где можно проверить их, либо справиться по словарю в учебнике «Пиши правильно!»

5 класс.

Грамотный ученик, благородный поступок, расчетливый юноша, справедливый учитель, стремиться к знаниям, беседовать с товарищем, посетить музей, недоумевать по поводу болезни, тренироваться к соревнованиям.

Общее задание: записать слова, проверить правильность написания, обозначить орфограммы.

1 группа - то же самое

2 группа - подобрать синонимы к словам «грамотный», «посетить», составить с ними словосочетания (см.словарь синонимов)

3 группа - подобрать антонимы к словам «расчетливый», «беседовать», составить с ними предложение. (см.словарь антонимов)

4 группа - составить небольшой текст на тему «Какие качества я ценю в человеке» (использовать словарные слова).

6 класс.

Багряный убор осени, бирюзовый камень, великолепный фотоаппарат, изжелта - красный наряд, поражать роскошью, присмотреться внимательно, пышная природа, приятно вдыхать запах, торопиться на встречу, затейливый орнамент.

Общее задание: записать словосочетания, проверить правильность написания по словарю.

1 группа - обозначить в словах орфограммы, подобрать однокоренные к словам «багряный», «бирюзовый» . Дать лексическое толкование этих слов.

2 группа - выполнить словообразовательный разбор слов а «присмотреться», составить 2 словосочетания, где бы это слово выступало в роли главного и зависимого и разобрать их.

3 группа - составить 5 предложений, используя данные словарные слова. Дать лексическое толкование слова «орнамент», сравнить с этимологией слова (см. «Толковый словарь русского языка» и этимологический)

4 группа - творческая работа. Составить текст на тему «Удивительное рядом», включив данные слова.

7 класс.

Классик, автор, вследствие того что, желанный, изобразить, как будто, на память, невиданный, отразить, претендовать, реальный, с тем чтобы, точь - в - точь, резиденция.

Общее задание:

Составить словосочетание, проверить правильность написания по словарю школьника.

1 группа - определить по словарю Ожегова различие в значении слов «желанный», «желаемый». Составить с ними словосочетания.

2 группа - определить по словарю Ожегова значения слов «классик», «резиденция», включить их в предложения.

3 группа - выполнить морфемный разбор слов «невиданный», «претендовать» (см. «Школьный словарь строения слов»). Выписать однокоренные к слову «претендовать», объяснить различия в их значении.

4 группа - составить сложные предложения, употребив союзы из словарного диктанта, составить схемы, указать вид.

8 класс.

Истинный, декларация, депутат, дискуссия, патриотизм, привилегия, кандидат, президиум, аудитория, искусный, большинство, дебаты, меньшинство, преследовать.

1-4 группа - составить словосочетания, проверить правильность написания словарных слов по словарю.

2 группа - найти в тексте словарного диктанта слова - антонимы, слова - синонимы.

3 группа - дать толкование слов «декларация», «аудитория» (см. «Словарь иностранных слов»). Указать приметы иноязычных слов, составить предложения.

4 группа - составить небольшой текст на общественно - политическую тему, включив словарные слова. Подобрать заголовок.

9 класс.

Прогрессивное мировоззрение, гуманный человек, колоссальный труд, оптимистическая натура, пессимистический взгляд, программа тренировки, спортивный комментатор, исследовательская лаборатория, инициативный руководитель, прибывшая комиссия, неисчерпаемая фантазия, истинный патриот.

Общее задание:

Записать словосочетания, сравнить написание со словарем

1 группа - объяснить значение слов «гуманный», «колоссальный», подобрав к ним синонимы

2 группа - найти слова - антонимы, объяснить их лексическое значение, подобрать однокоренные слова, разобрать их по составу.

3 группа - дать лексическое толкование слова «мировоззрение», указать морфемный состав слова, подобрать синонимы (См. словарь синонимов), сравнить словарные статьи к этим словам.

4 группа - объяснить значение слова «труд». Почему труд украшает человека? Какие чувства испытывает человек, добросовестно выполнивший работу? Как понятие «трудолюбие» связано с понятиями «ответственность», «обязательность», «точность», «пунктуальность», «аккуратность», «бережливость»? Ответить письменно на эти вопросы.

Г) словарный диктант с продолжением; (учащиеся в столбик записывают слова, проверяют, под руководством учителя, затем записывают слово с той же орфограммой).

5 класс.

Излагать мысли -

Верное предположение -

Слабый росток -

Дети выросли -

Блистать на солнце -

Расстилается в долине -

Замереть от страха -

Роскошный цветок -

6 класс.

Присесть на скамью -

Прерывать работу -

Приблизился к террасе -

Прибрежные кувшинки -

Приклеить марку -

Премилый старичок -

Бесчувственный человек -

Разгорается костер -

Здешний житель -

7 класс.

Потушенный свет -

С тяжелой ношей -

Подошел к решетке -

Измельченный горох -

Ожог руки -

Парчовая ткань -

Похожий на сучок -

Стрижем челку -

Играл блестяще -

Искусный шов -

8 класс.

Юго - западный -

Пол - арбуза -

Пол - листа -

Пол - Ржева -

Выпукло - вогнутый -

Темно - синий -

Кое - кто -

Что - либо -

Откуда - нибудь -

По - кошачьи -

Тихо - тихо -

Во - вторых -

Скажи - ка -

Жить по - новому -

9класс.

Пенящийся -

Борющийся -

Рассеянный -

Построив -

Ненавидевший -

Затеял -

Расклеенный -

Слышимый -

Заклеил -

Почуяв -

Видящий -

Стелющийся -

Д) словарный диктант на сопоставление;

5 класс.

Записать словосочетания, подобрать слова с противоположным по написанию корнем:

Посветить фонарем -

Поседел от старости -

Разрядил ружье -

Отворил дверь -

Полоскать белье -

Примирять друзей -

Скрепить документы -

Развеваться на ветру -

Местный старожил -

Умалять достоинства -

6 класс.

Поставить в словах ударение, выделить суффиксы и окончания существительных и прилагательных

Лицевой -

Кварцем -

Плюшевый -

Лучом -

Грошовый -

Чужому -

Жучок -

Собачонка -

Галчонок -

Свежего -

К большому -

7 класс.

Подобрать причастия с суффиксом «енн», «ен»:

Пристрелянное ружье -

Замешанный в историю -

Выкачанный воздух -

Увешанная игрушками елка -

Свалянное из шерсти одеяло -

Обстрелянный из ружья -

Откачанная жидкость -

8 класс.

Преобразовать причастия и отглагольный прилагательные с «нн» - в одно «н» и наоборот:

Подстриженные волосы -

Пуганая ворона -

Давно не чищенный самовар -

Мороженные в холодильнике -

Нечищеный картофель -

Бракованный товар -

Неощипанная курица -

Беленые стены -

Кованый сундук -

Раненный пулей -

9 класс.

Преобразовать слитное написание «не» с причастием в раздельное и наоборот:

Неписаный закон -

Давно не крашенный забор -

Каша не посолена -

Несоленый суп -

Не законченная, а только начатая работа -

Недогоревший костер -

Абсолютно неустроенная жизнь -

Невзлюбивший меня -

Не говорящий по - английски -

Не проверяемый ударением -

Негреющее солнце -

Е) словарный диктант с усложнением (дается текст без орфограмм:

Честен -

Грустен -

Прелестен -

Чудесен - )

Ж) выборочный словарный диктант (из 3 видов орфограмм выбрать 1: записать слова с орфограммой в корне, приставке, суффиксе:

Собачонка, расстилается, пресмешной, плюшевый, росток, сбить, и т.д.)

© 2010-2022