Технологическая карта урока литературы по рассказу А. П. Чехова Толстый и тонкий (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИНКВЕЙН (от фр. cinquains, англ. cinquain) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Технологическая карта урока

(источник: работаем по новым стандартам: Е.В.Чернобай «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде», М. Просвещение. 2012 год)

Общая часть


Предмет


Класс

Тема урока


Планируемые образовательные результаты


предметные

метапредметные

личностные



Решаемые учебные проблемы


Основные понятия


Вид используемых средств ИКТ


Методическое назначение средств ИКТ


Аппаратное и программное обеспечение


Образовательные интернет-ресурсы


Организационная структура урока


1 этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов


Длительность этапа


Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата


Методы обучения


Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности


Форма организации деятельности учащихся


Функции / роль учителя на данном этапе


Основные виды деятельности учителя


2 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов


Длительность этапа


Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата


Методы обучения


Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности


Форма организации деятельности учащихся


Функции / роль учителя на данном этапе


Основные виды деятельности учителя


3 этап. Практикум


Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов


Длительность этапа


Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата


Методы обучения


Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности


Форма организации деятельности учащихся


Функции / роль учителя на данном этапе


Основные виды деятельности учителя


4 этап. Проверка полученных результатов. Коррекция


Длительность этапа


Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов


Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности


Методы контроля


Способы коррекции


Форма организации деятельности учащихся


Функции / роль учителя на данном этапе


Основные виды деятельности учителя


5 этап. Подведение итогов. Домашнее задание


Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам


Домашнее задание






Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС

Дата публикации: 12.09.2012

Раздел: Обучение и воспитание

Количество просмотров: 80996

Автор: Якушина Е.В.

Источник: Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.

Количество комментариев: 6

Номер журнала: №10 (октябрь)

Автор: Е.В. Якушина, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории медиаобразования ФГНУ "Институт содержания и методов обучения" Российской академии образования



Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:


  1. Определение темы учебного материала.

  2. Определение дидактической цели темы.

  3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

  4. Продумывание структуры урока.

  5. Обеспеченность урока (таблица).

  6. Отбор содержания учебного материала.

  7. Выбор методов обучения.

  8. Выбор форм организации педагогической деятельности

  9. Оценка знаний, умений и навыков.

  10. Рефлексия урока.

Карта обеспеченности урока

Раздел (учебный элемент)

Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением)

Учитель

Ученики

Время

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям:
• соответствие ЭОР:

  • целям и задачам урока;

  • основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);

  • научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;

  • эргономическим требованиям;

• научность и достоверность предоставленной информации.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

  1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

  2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

  3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

  4. Сообщение нового материала.

  5. Решение учебной задачи.

  6. Усвоение новых знаний.

  7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

  8. Закрепление изученного материала.

  9. Обобщение и систематизация знаний.

  10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

  11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

  12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.


Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

  • цель освоения учебного содержания;

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

  • основные понятия темы;

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;

  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся УУД;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож

  • дает учителя от непродуктивной рутинной работы);

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.


Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении.

Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре.Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта -технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.


Приложение

Шаблон можно скачать из электронной системы "Образование"

ШАБЛОНЫ технологических карт урока

Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................


Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

Контроль

Рефлексия

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

* Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока. - Примеч. авт.

Технологическая карта урока

Тема урока ________________________________________________________________________________________

Цели для ученика

1.

2.

3.

Цели для учителя

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Тип урока

Форма урока

Опорные понятия, термины

Новые понятия



Формы контроля


Домашнее задание



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)


















Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС

Нормативные документы
к текущей странице»

федеральные документы

региональные документы

окружные документы

документы образовательной организации

Положение о методическом объединении классных руководителейПоложение о методических объединенихПоложение о правах и обязанностях педагогических работниковУстав

Для просмотра Устава ГБОУ СОШ № 1467 перейдите по ссылке.

Технологическая карта урока литературы по рассказу А.П.Чехова Толстый и тонкий (6 класс)

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта. Представлены четыре вида УУД:

  • личностные

  • познавательные

  • регулятивные

  • коммуникативные.

Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Программа развития УУД на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Программа должна содержать:

  • описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;

  • описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

  • перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования;

  • планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе;

  • описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе информационно-методического обеспечения, подготовки кадров;

  • методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий

Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках мира, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.

  1. Определение темы учебного материала

  2. Тип дидактической цели темы

  3. Тип дидактической цели урока

  4. Определение типа урока

  • изучения и первичного закрепления новых знаний

  • закрепления новых знаний

  • комплексного применения ЗУН

  • обобщения и систематизации знаний

  • проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

  1. Продумывание структуры урока

  2. Обеспеченность урока *

  3. Отбор содержания учебного материала

  4. Выбор методов обучения

  5. Выбор форм организации педагогической деятельности

  6. Оценка ЗУН

  7. Рефлексия урока

* Карта обеспеченности урока

№ п.п

раздел

материально-техническое
оснащение

учитель

ученики

время

учебный элемент

количество бумажных источников и компьютеров с необходимым ПО

бумажные

электронные

бумажные

электронные

Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока и в технологической карте, о которой мы поговорим позже. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:

  1. Организационный момент

  • тема,

  • цель,

  • образовательные, развивающие, воспитательные задачи

  • мотивация их принятия

  • планируемые результаты: знания, умения, навыки

  • личностноформирующая направленность урока

  1. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)

  2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока

  • постановка учебной задачи

  • актуализация знаний

  1. Сообщение нового материала

  • Решение учебной задачи

  • Усвоение новых знаний

  • Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)

  1. Закрепление изученного материала

  • Обобщение и систематизация знаний

  • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)

  1. Подведение итогов

  • диагностика результатов урока

  • рефлексия достижения цели

  1. Домашнее задание

    • инструктаж по его выполнению

Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.
Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Цель урока определяется:

    • планируемым результатом урока

    • путями реализации этого плана

Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Задача - данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов - «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.

На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности.
ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся.

Обязательным моментом является список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

  • цель освоения учебного содержания

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

  • основные понятия темы

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт.

  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  • используются эффективные методы работы с информацией;

  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт:

Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:

Тема

Цель

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

  • ЛичностныеУУД:

  • Регулятивные УУД:

  • Коммуникативные УУД:

  • Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать

  • Уметь

Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

Формы урока

фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая

Технология

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:
Основные этапы:

(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:

Изучение нового материала
Время:
Этапы:

Закрепление нового материала
Время:
Этапы:

Контроль
Время:
Этапы:

Рефлексия
Время:
Этапы:

.

.

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока
Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая
структура урока

Методическая структура урока

Признаки
решения
дидактических задач

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Организационный момент

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.

  1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

  • Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

  • Результативность решения дидактической задачи

  1. Содержание урока

  • Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

  1. Методы и средства обучения

  • Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

  • Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).

  1. Формы обучения

  • Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока

  • Целесообразность использования предложенных заданий

  1. Результативность урока

  • Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

  1. Практическая направленность урока

  • Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

  • Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента

  1. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

  • Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

  • Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

  • Взаимопомощь

  • Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности

  1. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

  • Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

  1. Формирование ИКТ-компетентности

  • Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

  1. Структура урока

  • Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

  1. Контрольно-оценочная деятельность

  • Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий

  • Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов

  • Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся

  1. Педагогический стиль

  • Соблюдение норм педагогической этики

  1. Гигиенические требования

  • Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

  • Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям

  • Соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ



© 2010-2022