Рабочая программа по адыгейской литературе. 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО "МАЙКОПСКИЙ РАЙОН"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3



"Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы"

Протокол №1

От "27" августа 2015г.

Руководитель ШМО:

__________Ивахненко О.А.

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР

___________Светлакова Г.Д.

"__" __________2015г.

"Утверждаю"

Директор школы

___________________

Чернышова О.Е.

Пр. №_____

"___"_________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету "АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"



ступень: основная

класс: 6

уровень: базовый

количество часов: 70

учитель: Ивахненко О.А.

Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 6 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 5 - 6 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.

2015- 2016 учебный год


Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс.

Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 6 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.


Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы.

Основная цель программы:

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

Задачи:

- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа для шестого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.
4. Развитие устной и письменной речи.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа состоит из следующих разделов:
I. Мифология и эпос «Нарты» .
II. Литературные сказки .
III. Адыгейская литература .


Основные линии программы:

1. Развитие творческой деятельности.

2. Развитие восприятия произведения;

3. Развитие литературоведческих понятий;

4. Развитие речевых умений;

Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Концептуальные положения курса:

1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Основные требования к уровню подготовки учащегося

В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга чтения;

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры художественной литературы (сказка, рассказ, поэма, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты ;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему ,

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

-работать со справочной литературой.

Раздел .Тема урока

кол-во час.

Содержание

Требование к уровню подготовки

Вид контроля

Дата план

Дата факт


Мифология и эпос

6


1-6

1 Понятие о мифе. Сказание «Рождение Саусырыко».

2.Сказание «Как Саусырыко добывал огонь».

3Сказание « Как погиб Саусырыко»

4.Сказание « Легенда о трёх камнях».

5.Сказание « Светлорукая Адыиф»

6.Сказание «Серп Тлепша».

Понятие о мифе.

Художественные особенности сказания.

Сюжет сказания.

Уметь выразительно читать , пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы, находить признаки мифов в нартском эпосе

Создание собственного сказания.

Характеристика героя. Сравнение

и сопоставление героев нартского эпоса с героями мифов других народов


Литературные сказки

6


7-12

1,2. И.Ш Машбаш «Сказание о быке…»

3,4.М.С.Паранук «Как лисица обед себе добыла»

5,6. Р.Р. Сочиняем сказку 2 часа

Литературные и фольклорные сказки. Гипербола. Мораль в сказке

Уметь отличать литературную сказку от фольклорной, выявлять позицию автора и черты народного идеала в сказке, давать характеристику героям, делать выводы, создавать свой оригинальный текст

Пересказ, беседа


Сочинение № 1


Адыгейская литература 52 часа


13-18


1.Тембот Керашев «Хатхе Мхамет м Анчок". Отрывок из повести .

2. Образы героев , их поступки.

3. Анчок и медведь. Образ Моса.

4. Р.Р. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести

«Песня птиц» Отрывок из повести «Месть табунщика».

5. Традиции и обычаи в повести «Месть табунщика».

6. Герои повести «месть табунщика».

6

Мотивы поступков героев. Средства создания характера

Сюжет, время, герой

Уметь пересказывать текст, выделять главное, характеризовать героев , мотивы их поступков, находить отличие повести от рассказа


Уметь рассуждать о прочитанном, знать традиции и обычаи адыгского народа, характеристика поступков героев

Знакомство с текстом, пересказ сюжета

Чтение и обсуждение отрывка.

Индивидуальная работа.

Обсуждение « О чём заставила задуматься повесть..» или «Образ героя повести..»

19,20

М.С.Паранук Стихотворение «Слышится топот коня»

2

Тема стихотворения

Уметь анализировать стихотворение, выделять яркие средства выразительности

Чтение и анализ стихотворения

21-24

1. Д.Г.Костанов « Сын двух матерей».

Образы Сагида и Амитет.

2. Война в судьбах героев.

3.Образ Марии Васильевны .

Нравственные ценности в рассказе

4. Р.Р. Сочинение по рассказу «Сын двух матерей»

4

Человечность, милосердие , дружба

Понятие нравственности, умение характеризовать поступки героев, анализировать прозаическое произведение, определять мотивы поступков героев

Рассказ с употреблением пословиц и поговорок о дружбе и мире


Сочинение №2


25,26

С.М.Яхутль Стихотворение «Если горы горят»

2

Создание художественного образа Язык стихотворения

Уметь выразительно читать, анализировать стихотворение

Анализ рассказа


27-30

1,2. К.Х.Жанэ Стихотворение «Камбулет».

3,4. Рассказ «Тайна старого дуба».

4

Сюжет Герои Поступки характер. Нравственные ценности в рассказе

Анализ рассказа. Уметь выделить нравственные ценности и дать характеристику героям

Чтение и обсуждение стихотворения Анализ рассказа

31-34

1. А.М. Гадагатль Поэма «Бегущий огонёк»

2.Время, события , образы

3.Урок мужества АЛИЯ

4. Призыв к защите Родины - тема поэмы

4

Время, события, образы Понятие о поэме

Уметь выразительно читать в лицах, видеть главное, образы, характеризовать события , поступки героев, отличать поэму от лирического стихотворения

Выразительное чтение Обсуждение

35,36

И.Ш.Машбаш Стихотворение «О языке земли родной». Отрывок из романа «Метельные годы»

2

Идея стихотворения

Описание

Характеры и образы партизан Уметь воссоздать эпоху , выделить главное, передать содержание

Выразительное чтение., беседа

37,38

Х.Я.Беретарь Стихотворение "Камень не плачет» . Ритм, особенности поэтической речи

2

Умение выразительно читать, отвечать на вопросы, словесное рисование, выделять основную идею стихотворения, приёмы создания художественного образа

Чтение , беседа

39-42

1. КОШУБАЕВ «Появление невестки..» Сюжет Герои.

2.Средства создания характеров

3. Адыгские обряды и традиции

4 .Сочинение «Мой первый рассказ»

4

Средство создания характеров

Умение характеризовать героев, определять мотивы поступков героев, находить художественную деталь и видеть её роль в выражении идейного содержания произведения

Беседа


Сочинение № 3 «Мой первый рассказ»

43,44

К.Х.Кумпилов Стихотворения

2

Особенности поэтической речи

Уметь выделять средства выразительности языка

Анализ стихотворения

45-48

Н.Ю. Куёк Стихотворения

4

Символ Приёмы создания поэтического образа

Знать приёмы создания поэтического образа

Анализ стихотворений

49,50,

51

Р.М.Нехай Стихотворение "Мой адыгский язык»

3

Символ

Чтение наизусть, ответы на вопросы

Чтение и анализ

52-54

М.И.Емиж Стихотворения

3

Образы и настроение

Уметь определять поэтический образ, средства выразительности языка

Чтение и анализ

55-64

Вн. чт. Журналы «Литературная Адыгея»

10

Содержание произведений журнала «Литературная Адыгея"

Чтение, обсуждение



65-70

1,2,3.Великая Отечественная война в стихотворениях русских и адыгских поэтов

4,5,6. Вн.чт. Рассказы о животных.

6

Ритм

Чтение наизусть, рассказ об участниках ВОВ

Сочинение № 4 о родной земле, о любимом уголке природы



© 2010-2022