- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по адыгейской литературе. 6 класс
Рабочая программа по адыгейской литературе. 6 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ивахненко О.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МО "МАЙКОПСКИЙ РАЙОН"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
"Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы"
Протокол №1
От "27" августа 2015г.
Руководитель ШМО:
__________Ивахненко О.А.
"Согласовано"
Заместитель директора по УВР
___________Светлакова Г.Д.
"__" __________2015г.
"Утверждаю"
Директор школы
___________________
Чернышова О.Е.
Пр. №_____
"___"_________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету "АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"
ступень: основная
класс: 6
уровень: базовый
количество часов: 70
учитель: Ивахненко О.А.
Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 6 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 5 - 6 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс.
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 6 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цель, задачи образовательной программы.
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи.
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Программа для шестого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.
4. Развитие устной и письменной речи.
Отличительные особенности программы
Содержание деятельности
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа состоит из следующих разделов:
I. Мифология и эпос «Нарты» .
II. Литературные сказки .
III. Адыгейская литература .
Основные линии программы:
1. Развитие творческой деятельности.
2. Развитие восприятия произведения;
3. Развитие литературоведческих понятий;
4. Развитие речевых умений;
Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Концептуальные положения курса:
1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Основные требования к уровню подготовки учащегося
В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны:
знать:
-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга чтения;
различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры художественной литературы (сказка, рассказ, поэма, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-словари и справочники;
-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
уметь:
-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты ;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему ,
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
-работать со справочной литературой.
№
Раздел .Тема урока
кол-во час.
Содержание
Требование к уровню подготовки
Вид контроля
Дата план
Дата факт
Мифология и эпос
6
1-6
1 Понятие о мифе. Сказание «Рождение Саусырыко».
2.Сказание «Как Саусырыко добывал огонь».
3Сказание « Как погиб Саусырыко»
4.Сказание « Легенда о трёх камнях».
5.Сказание « Светлорукая Адыиф»
6.Сказание «Серп Тлепша».
Понятие о мифе.
Художественные особенности сказания.
Сюжет сказания.
Уметь выразительно читать , пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы, находить признаки мифов в нартском эпосе
Создание собственного сказания.
Характеристика героя. Сравнение
и сопоставление героев нартского эпоса с героями мифов других народов
Литературные сказки
6
7-12
1,2. И.Ш Машбаш «Сказание о быке…»
3,4.М.С.Паранук «Как лисица обед себе добыла»
5,6. Р.Р. Сочиняем сказку 2 часа
Литературные и фольклорные сказки. Гипербола. Мораль в сказке
Уметь отличать литературную сказку от фольклорной, выявлять позицию автора и черты народного идеала в сказке, давать характеристику героям, делать выводы, создавать свой оригинальный текст
Пересказ, беседа
Сочинение № 1
Адыгейская литература 52 часа
13-18
1.Тембот Керашев «Хатхе Мхамет м Анчок". Отрывок из повести .
2. Образы героев , их поступки.
3. Анчок и медведь. Образ Моса.
4. Р.Р. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести
«Песня птиц» Отрывок из повести «Месть табунщика».
5. Традиции и обычаи в повести «Месть табунщика».
6. Герои повести «месть табунщика».
6
Мотивы поступков героев. Средства создания характера
Сюжет, время, герой
Уметь пересказывать текст, выделять главное, характеризовать героев , мотивы их поступков, находить отличие повести от рассказа
Уметь рассуждать о прочитанном, знать традиции и обычаи адыгского народа, характеристика поступков героев
Знакомство с текстом, пересказ сюжета
Чтение и обсуждение отрывка.
Индивидуальная работа.
Обсуждение « О чём заставила задуматься повесть..» или «Образ героя повести..»
19,20
М.С.Паранук Стихотворение «Слышится топот коня»
2
Тема стихотворения
Уметь анализировать стихотворение, выделять яркие средства выразительности
Чтение и анализ стихотворения
21-24
1. Д.Г.Костанов « Сын двух матерей».
Образы Сагида и Амитет.
2. Война в судьбах героев.
3.Образ Марии Васильевны .
Нравственные ценности в рассказе
4. Р.Р. Сочинение по рассказу «Сын двух матерей»
4
Человечность, милосердие , дружба
Понятие нравственности, умение характеризовать поступки героев, анализировать прозаическое произведение, определять мотивы поступков героев
Рассказ с употреблением пословиц и поговорок о дружбе и мире
Сочинение №2
25,26
С.М.Яхутль Стихотворение «Если горы горят»
2
Создание художественного образа Язык стихотворения
Уметь выразительно читать, анализировать стихотворение
Анализ рассказа
27-30
1,2. К.Х.Жанэ Стихотворение «Камбулет».
3,4. Рассказ «Тайна старого дуба».
4
Сюжет Герои Поступки характер. Нравственные ценности в рассказе
Анализ рассказа. Уметь выделить нравственные ценности и дать характеристику героям
Чтение и обсуждение стихотворения Анализ рассказа
31-34
1. А.М. Гадагатль Поэма «Бегущий огонёк»
2.Время, события , образы
3.Урок мужества АЛИЯ
4. Призыв к защите Родины - тема поэмы
4
Время, события, образы Понятие о поэме
Уметь выразительно читать в лицах, видеть главное, образы, характеризовать события , поступки героев, отличать поэму от лирического стихотворения
Выразительное чтение Обсуждение
35,36
И.Ш.Машбаш Стихотворение «О языке земли родной». Отрывок из романа «Метельные годы»
2
Идея стихотворения
Описание
Характеры и образы партизан Уметь воссоздать эпоху , выделить главное, передать содержание
Выразительное чтение., беседа
37,38
Х.Я.Беретарь Стихотворение "Камень не плачет» . Ритм, особенности поэтической речи
2
Умение выразительно читать, отвечать на вопросы, словесное рисование, выделять основную идею стихотворения, приёмы создания художественного образа
Чтение , беседа
39-42
1. КОШУБАЕВ «Появление невестки..» Сюжет Герои.
2.Средства создания характеров
3. Адыгские обряды и традиции
4 .Сочинение «Мой первый рассказ»
4
Средство создания характеров
Умение характеризовать героев, определять мотивы поступков героев, находить художественную деталь и видеть её роль в выражении идейного содержания произведения
Беседа
Сочинение № 3 «Мой первый рассказ»
43,44
К.Х.Кумпилов Стихотворения
2
Особенности поэтической речи
Уметь выделять средства выразительности языка
Анализ стихотворения
45-48
Н.Ю. Куёк Стихотворения
4
Символ Приёмы создания поэтического образа
Знать приёмы создания поэтического образа
Анализ стихотворений
49,50,
51
Р.М.Нехай Стихотворение "Мой адыгский язык»
3
Символ
Чтение наизусть, ответы на вопросы
Чтение и анализ
52-54
М.И.Емиж Стихотворения
3
Образы и настроение
Уметь определять поэтический образ, средства выразительности языка
Чтение и анализ
55-64
Вн. чт. Журналы «Литературная Адыгея»
10
Содержание произведений журнала «Литературная Адыгея"
Чтение, обсуждение
65-70
1,2,3.Великая Отечественная война в стихотворениях русских и адыгских поэтов
4,5,6. Вн.чт. Рассказы о животных.
6
Ритм
Чтение наизусть, рассказ об участниках ВОВ
Сочинение № 4 о родной земле, о любимом уголке природы