- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока Поэтика рассказа Бирюк
Технологическая карта урока Поэтика рассказа Бирюк
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мантурова Л.В. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Подготовила урок учитель русского языка и литературы ГКОУ «Краевой общеобразовательный центр» города Читы Мантурова Любовь Васильевна.
Технологическая карта урока по теме: Поэтика рассказа «Бирюк».
Предмет литература
Тип урока комбинированный
Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. Под ред. Г.И.Беленького, М.2008г.
Цель: раскрыть мастерство И.С.Тургенева в изображении внутреннего мира героев.
Задачи:
Продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая, исследовательская деятельность);
Формировать познавательную активность, умение решать проблемные ситуации, продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом художественного произведения;
Способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности, продолжить формирование нравственных ориентиров и умения давать нравственную оценку конкретных ситуаций.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению, нравственных чувств личности и коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные:
Развитие умения осуществлять смысловое чтение, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований; работать индивидуально и в группе.
Предметные:
Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.
Организационная структура урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в деятельность («хочу»)
Приветствует учащихся. Доброжелательно, с улыбкой определяет готовность учащихся к началу работы. Знакомит уч-ся с темой урока.
Приветствуют учителя. Своим подготовленным рабочим местом показывают тематические рамки учебной деятельности («могу»). Запись темы урока.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
3. Постановка учебной задачи.
Подготовить мышление уч-ся к организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Активизирует мыслительные операции (анализ, сравнение) и познавательные процессы (внимание, память).
- перескажите близко к тексту эпизод «Гроза» (с начала эпизода до слов «…тускло светит огонек». Определите речевой строй эпизода. Найдите элементы повествования, описания, диалога.
Уч-ся (по выбору учителя) выполняют подробный пересказ эпизода рассказа, находят в нем элементы повествования, описания, отмечают присутствие диалога. Соотнесли свои действия на этом этапе с изученными способами и зафиксировали, каких знаний и умений не хватает для определения художественных достоинств рассказа И.С.Тургенева. И поэтому ставят самостоятельно цель урока: определить, с помощью каких художественных средств писателю удается так глубоко и полно показать картины природы и внутреннее состояние человека.
4.Выбор способа построения нового знания.
Оказать помощь в определении способа построения нового знания.
Предлагает задания исследовательского плана, которые уч-ся выполняют в группе.
1. Повествование.
Какова взаимосвязь героев и событий? Определите художественное пространство эпизода. Определите худож. время эпизода.
2. Описание.
Какая картина мира дана в эпизоде? Какую роль играют цветовые, звуковые образы в описании природы? Какие худ. детали передают состояние рассказчика?
3. Диалог.
Как в речи героев отразились черты их характера?
Какую роль в диалоге играют авторские ремарки?
Выполняют задания по анализу текста рассказа.
Отмечают, что существует взаимосвязь: если бы не началась гроза, рассказчик бы не попал в избу лесника. Отмечают для себя (в тетрадях) роль взаимосвязи событий и действий героев.
Определяя худ пространство, замечают, что оно сужается (дорога, лес, двор вокруг избушки лесника). Делают вывод, для чего это нужно автору. И так выполнение каждого задания приносит уч-ся новые открытия, знания.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Помочь уч-ся усвоить новый способ деятельности
Учитель предлагает уч-ся каждой группы познакомить остальных с результатами их исследовательской деятельности.
Уч-ся знакомят участников других групп со своими находками.
Участвуют в коллективном диалоге, определяя новые знания в уже созданной ими системе знаний, определяют границы применения нового знания в их дальнейшей учебной деятельности.
6. Рефлексия деятельности.
Организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности на уроке. Создать (по возможности) ситуацию успеха на каждом уроке.
Уч-ся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и отмечают степень их соответствия.
7. Домашнее задание.
Определить цели дальнейшей деятельности уч-ся. Выполнить задания из раздела учебника» Совершенствуем свою речь» (по выбору учителя). Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений в прозе (по выбору уч-ся).
Определяют задания для самоподготовки. Записывают дом. задание в тетрадь.