Технологическая карта урока Поэтика рассказа Бирюк

Автор (составитель): Мантурова Л.В. Категория материала Методическое обеспечение урока. Тема «Поэтика рассказа «Бирюк» (технологическая карта урока) Ключевые слова (не более 5):  художественное пространство и время эпизода, художественные детали. Краткое описание: Данный материал содержит методические рекомендации по проведению урока по теме«Поэтика рассказа «Бирюк»   в 7 классе. Определяя худ пространство, замечают, что оно сужается. Это нужно автору для того, чтобы подготовить читателя к поним...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила урок учитель русского языка и литературы ГКОУ «Краевой общеобразовательный центр» города Читы Мантурова Любовь Васильевна.

Технологическая карта урока по теме: Поэтика рассказа «Бирюк».

Предмет литература

Тип урока комбинированный

Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч. Под ред. Г.И.Беленького, М.2008г.

Цель: раскрыть мастерство И.С.Тургенева в изображении внутреннего мира героев.

Задачи:

Продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая, исследовательская деятельность);

Формировать познавательную активность, умение решать проблемные ситуации, продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом художественного произведения;

Способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности, продолжить формирование нравственных ориентиров и умения давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению, нравственных чувств личности и коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Развитие умения осуществлять смысловое чтение, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований; работать индивидуально и в группе.

Предметные:

Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.

Организационная структура урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в деятельность («хочу»)

Приветствует учащихся. Доброжелательно, с улыбкой определяет готовность учащихся к началу работы. Знакомит уч-ся с темой урока.

Приветствуют учителя. Своим подготовленным рабочим местом показывают тематические рамки учебной деятельности («могу»). Запись темы урока.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.



3. Постановка учебной задачи.

Подготовить мышление уч-ся к организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Активизирует мыслительные операции (анализ, сравнение) и познавательные процессы (внимание, память).

- перескажите близко к тексту эпизод «Гроза» (с начала эпизода до слов «…тускло светит огонек». Определите речевой строй эпизода. Найдите элементы повествования, описания, диалога.

Уч-ся (по выбору учителя) выполняют подробный пересказ эпизода рассказа, находят в нем элементы повествования, описания, отмечают присутствие диалога. Соотнесли свои действия на этом этапе с изученными способами и зафиксировали, каких знаний и умений не хватает для определения художественных достоинств рассказа И.С.Тургенева. И поэтому ставят самостоятельно цель урока: определить, с помощью каких художественных средств писателю удается так глубоко и полно показать картины природы и внутреннее состояние человека.

4.Выбор способа построения нового знания.

Оказать помощь в определении способа построения нового знания.

Предлагает задания исследовательского плана, которые уч-ся выполняют в группе.

1. Повествование.

Какова взаимосвязь героев и событий? Определите художественное пространство эпизода. Определите худож. время эпизода.

2. Описание.

Какая картина мира дана в эпизоде? Какую роль играют цветовые, звуковые образы в описании природы? Какие худ. детали передают состояние рассказчика?

3. Диалог.

Как в речи героев отразились черты их характера?

Какую роль в диалоге играют авторские ремарки?

Выполняют задания по анализу текста рассказа.

Отмечают, что существует взаимосвязь: если бы не началась гроза, рассказчик бы не попал в избу лесника. Отмечают для себя (в тетрадях) роль взаимосвязи событий и действий героев.

Определяя худ пространство, замечают, что оно сужается (дорога, лес, двор вокруг избушки лесника). Делают вывод, для чего это нужно автору. И так выполнение каждого задания приносит уч-ся новые открытия, знания.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Помочь уч-ся усвоить новый способ деятельности

Учитель предлагает уч-ся каждой группы познакомить остальных с результатами их исследовательской деятельности.

Уч-ся знакомят участников других групп со своими находками.

Участвуют в коллективном диалоге, определяя новые знания в уже созданной ими системе знаний, определяют границы применения нового знания в их дальнейшей учебной деятельности.

6. Рефлексия деятельности.

Организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности на уроке. Создать (по возможности) ситуацию успеха на каждом уроке.

Уч-ся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и отмечают степень их соответствия.

7. Домашнее задание.

Определить цели дальнейшей деятельности уч-ся. Выполнить задания из раздела учебника» Совершенствуем свою речь» (по выбору учителя). Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений в прозе (по выбору уч-ся).

Определяют задания для самоподготовки. Записывают дом. задание в тетрадь.





© 2010-2022