Урок по произведению Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Это урок по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Урок представлен в нестандартной форме. Это ролевая игра, где идёт суд над главным героем - Родионом Раскольниковым. Ученики вместе с писателем размышляют, что толкнуло Раскольникова на преступление. Но они размышляют  и над главными проблемами романа, играя роли,  они погружаются в текст романа, узнают о многих положительных качествах главного героя, о его поступках противоречивых и благородных. Такая форма позволяет развива...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема: Урок-суд над Родионом Раскольниковым. Заключительный урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цель урока:

  1. Проанализировать и обобщить знания обучающихся по содержанию романа, донести до сознания учеников его гуманизм, великую любовь к людям автора романа.

  2. Пробудить у учащихся «чувства добрые»: милосердие, сопереживание, сочувствие, интерес к классической литературе.

  3. Научить нестандартным приёмам мышления, социализации и самореализации.

Оборудование: Презентация, иллюстрации к уроку, выполненные учениками данного класса, костюмы и элементы костюмов 19 века.

На доске эпиграф к уроку: «Единство, - возвестил оракул наших дней, быть может спаяно железом лишь и кровью…но мы попробуем спаять его любовью, а там посмотрим, что прочней! »

Ф.Тютчев

Вступительное слово учителя:

Цель нашего сегодняшнего урока - осмыслить и обобщить всё изученное по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», поразмышлять над прочитанным. Чтобы вжиться в образы, попытаться понять главного героя, научиться сопереживать, уяснить весь ужас содеянного преступником, понять его страшное наказание - сегодня у нас на уроке ролевая игра -суд над главным героем романа.

Ф.М. Достоевский - гениальный русский писатель, который открыл и художественно исследовал бездонную глубину человеческой души, беспредельность и безмерность этой души.

Достоевский открыл двойственность души, то есть показал, что в душе человека идёт постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием, высоким и низким.

Обратимся к нашей презентации о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

(зачитываются слова Ф.И. Тютчева, обсуждаются слайды презентации, повторяются основные положения теории Раскольникова о двух группах людей и т. д.).

Двойственность природы человека , была уже понята давно, даже в древности. Слово нашим философам.

Ученики зачитывают сова Омара Хайяма:

Мы - источник веселья и скорби рудник,

Мы - вместилище скверны и чистый родник,

Человек, как в зеркале мир многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик!

Учитель: Подтверждение этих мыслей найдём и у Державина:

Я - царь,

Я - раб,

Я - червь,

Я - бог!

-У какого писателя 19 века есть ещё такие примеры?

- У М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Печорин говорит: «Во мне два человека, один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

Учитель:

Но у Достоевского мы найдём не только двойственность, но и описание внутренней борьбы человека, исследование закономерностей и законов внутреннего мира.

Докажите, что роман «Преступление и наказание» - роман о двойственности и противоречиях.

(обращаемся к слайдам презентации, размышляем)

Школьники отмечают:

  1. Название романа , смысл его;

  2. Противоречия в образе Раскольникова (доброта и гордость, отзывчивость, чуткость, стремление к одиночеству);

  3. Теория Раскольникова, чудовищность её, «безобразная мечта» о счастье для человечества, мечта принести счастье, но через кровь ,стать властелином над «муравейником» и принести счастье другим через власть и свободу своих поступков и действий;

  4. Катерина Ивановна (несправедливость и жалость);

  5. Мармеладов (сознание своей вины, но последнее крадёт у семьи);

  6. Раскольников и Соня (бунт и смирение);

  7. Преступление в начале романа и возрождение героя в эпилоге;

  8. Двойники в романе: Раскольников и Лужин, Свидригайлов, Соня и пьяная обманутая девочка;

  9. Катерина Ивановна и страшный сон Раскольникова о лошади - символе страданий;

Учитель: Какое чувство возникает при чтении Достоевского?

Десятиклассники: Боль! Почти каждая страница заставляет мучиться и страдать!

Учитель: А заметили ли вы, что чувство боли возникает при чтении любого талантливого произведения?

-Боль от социального зла (Стихи А.Н.Некрасова)

- Боль от красоты (А.Фет, Ф.Тютчев, А.Пушкин…)

А если забежим вперёд, то боль от столкновения звёздной мечты с пошлым и бессмысленным миром (А.Блок), боль за Россию (Н.Рубцов). И таких примеров можно привести великое множество!

Боль и в наказании преступника. В первой части романа раскрывается борьба Раскольникова с самим собой, шаг за шагом прослеживается его путь к преступлению. Чем завершается первая часть романа?

-Незабываемой страшной сценой убийства!

Разбираем вопросы:

  1. Почему только первая часть о преступлении, а остальные пять частей - наказание?

  2. Что главное в романе: преступление или наказание?

  3. А какое наказание? Приговор? Или нравственное?

  4. В чём его наказание? (бессмысленность содеянного, сознание своей ничтожности, неспособности стать «властелином» , отъединение от людей, особенно близких)

Учитель обобщает: Всё ранит Раскольникова: и соприкосновение с циником Свидригайловым, и общение с добрым Разумихиным, и встречи с близкими , матерью и сестрой. Раскольников судит себя сам, терзается, его судит и общество, и сам писатель. Попробуем и мы. Мы будем судить его за преступление. А что такое преступление?

Выступление лингвистов. Преступление - это общественно опасное деяние, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

Учитель: Каковы были жизненные истоки написания романа?

(слайды презентации об истории создания романа)

Ролевая игра «Суд над Раскольниковым»

Секретарь: Встать! Суд идёт!

Судья: Сегодня слушается уголовное дело Раскольникова Р.Р. . Подсудимый, расскажите о себе!

Раскольников рассказывает о себе, кто он, чем занимается, почему перестал учиться.

Судья: Господин Раскольников! Признаёте ли вы свою вину?

Раскольников: Признаю!

Судья: Почему вы совершили убийство? Что толкнуло вас на преступление?

(Раскольников рассказывает о себе)

Судья: Подсудимый, расскажите, что побудило вас явиться с повинной?

(Раскольников рассказывает о муках совести, о леденящем душу страхе, о болезни…)

Судья: Вызываются свидетели: Разумихин Дмитрий Прокофьевич, Зарницына Прасковья, Мармеладова Софья Семёновна, Раскольникова Евдокия Романовна, Лужин Пётр Петрович.

Судья: Слово предоставляется обвинению, прокурору

(Выступление прокурора)

Судья: Слово предоставляется защите, адвокату

Судья: Последнее слово подсудимому.

(Выступление Раскольникова)

Судья: Судебное следствие закончено. Суд удаляется на совещание.

Учитель: Пока суд совещается, давайте попытаемся обобщить, насколько приближен к жизни роман. Наши социологи и историки исследовали, какова же была обстановка, в которой создавался роман?

Выступления обучающихся: С удивительной точностью воспроизведена в романе реальная атмосфера жизни Петербурга начала 60-х годов. В основу романа о преступлении Раскольникова легли факты, извлечённые из уголовной хроники. Осенью 1865 года во многих русских газетах были помещены отчёты о суде над купеческим сыном Герасимом Чистовым, убившим топом двух женщин и похитившим имущества и денег на сумму 11260 рублей. А 12 января 1866 года студент Московского университета Данилов убил ростовщика и его служанку. Ряд характеров и деталей романа восходит к реальным бытовым прототипам или биографии самого Достоевского.

Учитель говорит о том, что и в настоящее время, к сожалению, преступность продолжает расти, подчёркивает актуальность романа и значение классики для сегодняшних дней.

Учитель: У нас есть ещё время для повторения произведений Достоевского и других писателей 19 века в нестандартной форме. Вам знакомы такие формы повторения, они развивают нестандартный подход к учебному материалу, угадайте название произведений, назовите их героев.

Викторина «Перевёртыши»:

  1. «Рисунки из живого двора» («Записки из мёртвого дома»);

  2. «Возвеличенные и расхваленные» («Униженные и оскорблённые»);

  3. «Доброе дело и поощрение» («Преступление и наказание»)

  4. «Иван , сын штатского» (»Арина, мать солдатская», А.Н. Некрасов)

  5. «В частичном упадке отдых городской» («В полном разгаре страда деревенская», Н.А.Некрасов)

Секретарь: Встать! Суд идёт!

Судья читает приговор:

Рассмотрев материалы судебного заседания, суд выносит решение: признать Раскольникова Р.Р. виновным в совершении умышленного убийства коллежской секретарши Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы и приговорить к 8 годам каторжных работ 2 разряда.

Обобщение учителя:

Итак, суд закончен. Преступник идёт на каторгу, чтобы через страдание и покаяние воскреснуть к жизни.

Где же выход? Проблема, над которой бился герой, осталась нерешённой. Бездонное море страданий и смирения с несправедливостью, нищетой, болью. Достоевский пытается найти выход в религиозном смирении и нравственном самосовершенствовании. Главный литературный приём - антитеза. И мы видим, что индивидуализму Раскольникова противопоставляется самоотверженность Сони, она исповедует идеал смирения, всепрощения. Соня не судит Раскольникова, она призывает его пострадать , искупить свою вину перед Богом и перед людьми. И ложные теории , презрение к человеческому муравейнику рассыпались перед величием истинной любви и «лелеющей душу гуманностью» писателя. Какова же главная идея романа, о какой заповеди говорит нам писатель?

-НЕ УБИЙ!



© 2010-2022