Пути повышения грамотности учащихся на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глущенко Л.В.

учитель русского языка

и литературы ОШ № 5

Дзержинского городского совета

Пути повышения грамотности учащихся

на уроках русского языка

В современном языке выражение «грамотный человек» имеет значение «умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно» (словарь С.И.Ожегова).

Считается, что на сегодняшний день проблема грамотности решена. Но, к сожалению, мы не можем сказать, что нынешнее поколение, в своём большинстве, - грамотные люди. Наблюдения, анализ письменных работ по русскому языку свидетельствует о невысоком уровне подготовки по орфографии, более того, отмечается тенденция к снижению письменной грамотности учащихся. Допускается много ошибок не только в диктантах, сочинениях, изложениях, но и при списывании упражнений из учебника. Отсюда возникает необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела.

Орфограмма «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова» наряду с «Правописанием проверяемой безударной гласной в корне слова» традиционно считается одной из сложнейших орфограмм русского языка.

Основным приёмом в работе над непроверяемыми написаниями гласных в моей практике является незаслуженно забытый этимологический анализ.

В школьных условиях он проводится в таком объёме, в каком это необходимо для решения чисто практической задачи: в ходе элементарного этимологического анализа обращается внимание лишь на то опорное слово, в котором безударные гласные, а иногда и сомнительные согласные находятся в сильной позиции. Так, например, непроверяемая «о» в слове долина (удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор) проверяется славянским словом «дол» (вспомним А.С.Пушкина : «Там лес и дол видений полны..»), а непроверяемая «О» в слове «корзина» - русским глаголом «корзать» (рубить ветки)

Как же практически организовать изучение трудных слов? Словарную работу провожу обычно в самом начале урока, потому что только при этом условии можно включить новые слова во все тренировочные работы и таким образом « провести их через сознание» детей несколько раз, причём в разных формах и контекстах. Практически изучение каждого слова складывается из следующих моментов:

  1. Найти слово в орфографическом словарике (у каждого ученика есть школьный «Орфографический словарь» Д.Н.Ушакова и С.Е. Крючкова) новое трудное слово, например багровый. Ребята вчитываются в него, всматриваются, запоминают. Запоминается графический образ слова (как слово видится)

  2. Объясняется лексическое значение слова.

  3. Чётко проговаривается слово; запоминается его слуховой образ (как слово слышится);

  4. Запись слова на доске учителем, в тетрадях - учащимися. Запоминается рукодвигательный образ слова (как оно пишется, как « берёт» его рука). Отмечается ударный слог, подчёркиваются буквы, которые обозначают звуки в слабой позиции и поэтому требуют особого внимания

  5. Объяснение учителем о происхождении слова. Слово багровый связано с русским существительным багр - красная краска, красный цвет.

  6. Для закрепления подбираются и записываются однокоренные слова, проводится элементарный лексический и словообразовательный анализ.

Таким образом, в тетрадях имеем такую запись:



Слово

Опорное слово

Источник

(язык, в котором есть опорное слово)

Багровый

Багрец.

Багр -«красная краска, красный цвет»

Русск.

Запись слов сохраняется на доске в течение всего урока. При подведении итогов вновь обращаемся к новому трудному слову (Приложение 1)

В результате работы над этимологией слова возникла идея создания проекта этимологического словарика учащихся 5 - 6 классов. Школьники активно включаются в реализацию этого проекта, привлекая к творчеству своих родителей. В шестом классе, изучая раздел «Лексика», мы к этимологии слова добавили его лексическое значение и на выходе получили «Этимологический словарик учащихся 5- 6 класса» (Приложение 2)

Применение этимологического анализа (как методического приёма) направляет способность школьников к этимологизации в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок.

Следуя совету К.Д.Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету», а также для эффективного усвоения и запоминания словарных слов использую приём мнемотехники.

«Ошибкоопасное» место в слове «усиливаем», делаем его более ярким, а значит запоминаемым. Можно выделить следующие этапы работы по «усилению» орфограммы:

1. Выделение трудной орфограммы.

2. Постановка перед учащимися проблемы: как «усилить» орфограмму, чтобы запомнить именно эту букву?

3. Самостоятельный поиск способов «усиления».

4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

5. Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.

На начальных этапах предлагаю свои варианты для запоминания слов, а затем ребята и сами активно включаются в работу, создавая собственные рисунки (Приложение 3). Благодаря этому приёму урок становится живым и эмоциональным. А результаты не заставляют себя ждать.

По результатам словарных диктантов в течение года наблюдалась положительная динамика в работе учащихся:

класс

Количество

диктантов

Количество

слов

Результаты до использования

выше описанных методов и приемов

Результаты после использования

выше описанных методов и приемов

Итоговое различие

5

5

18

71%

18%

53%

6

5

23

74%

15%

59%

Как видно из таблицы, целенаправленная работа над изучением непроверяемых согласных в корне слова дала положительный результат, что свидетельствует о высокой эффективности предлагаемого метода и приёма и указывают на прочность запоминания слов учащимися.

Таким образом, систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся - учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. Это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость, а значит, повышает грамотность учащихся.








© 2010-2022