Конспект урока по литературе по теме Один в гуще толпы. .. (по рассказу А. П. Чехова Ионыч)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Добрянская основная общеобразовательная школа № 1»





Мотуз Ирина Львовна, учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория,

9 класс

Тема урока: «Один в гуще толпы…»

Тип урока: комбинированный







Данный урок входит в систему уроков по литературе в 9 классе по Программе по литературе для5-9 классов, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Урок продолжает тему русской литературы 19 века: одиночество, маленький человек в большом городе.

На уроке использованы технологии объяснительно-иллюстративного обучения (информирование учащихся), личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.

Данный урок можно назвать уроком открытых мыслей.

Формы и методы работы: групповая, диалог, индивидуальная, размышления вслух.

Урок литературы в 9 классе по рассказу А.П. Чехова «Тоска»

Тема: «Один в гуще толпы…»

Цель урока:

раскрытие понятия нравственной категории «равнодушие» с опорой на произведение русской литературы и реальную жизнь учащихся в социуме.

Задачи:

  1. Создать условия для восприятия учащимися литературного произведения;

  2. Формировать умения анализировать художественное произведение в практической деятельности;

  3. Формировать универсальные учебные действия:

    • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),

    • личностные (умение анализировать, умение соблюдать установленные правила),

    • регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему),

    • познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:

  • ПК, проекционное оборудование,

  • презентация к уроку.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Этап мотивирования к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Прочитать эпиграф к уроку:

Бывает, человек глубоко

одинок даже в гуще толпы…

Веселин Георгиев,

писатель, поэт, драматург

Раскрывает ли данный эпиграф содержание рассказа А.П, Чехова «Тоска»?

Как можно сформулировать тему урока, исходя из эпиграфа, при условии, что речь пойдет о главном герое рассказа «Тоска»?



- Один в гуще толпы.



Умение формулировать тему.

Чехов вошел в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальном объеме текста вместить такое глубокое содержание. Отдельные эпизоды освещаются в рассказе так, что нам становится ясной вся жизнь действующих лиц.

- Отличается ли рассказ «Тоска» от тех, которые вы уже изучили? «Хамелеон», «Злоумышленник»? Чем?



- Это не юмористический рассказ.

«Тоска» - более поздний рассказ. Чехова с первых дней литературной деятельности все больше привлекает заурядный поток жизни.

- Каков сюжет рассказа?

- У извозчика Ионы Потапова на этой неделе умер единственный сын. Грудь его распирает тоска. Желает поделиться своим горем. Не найдя никого, рассказывает все лошадёнке.

Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащихся в системе личностных смыслов;

- умения анализировать текст

- Рассказ создает грустное настроение, чувство горя и одиночества. Какие приемы использует автор, чтобы передать душевное состояние героя?

- Городской пейзаж. (Цитата) Это пейзаж - настроения. Для чего он дается автором?

- Видим ли мы в рассказе портрет героя?

- Что подчеркивает душевное состояние героя?

- Попытки рассказать о своем горе? Кому? Недаром автором дан образ толпы, который снует туда-сюда, и ей нет дела до человеческого горя.

Пейзаж, внутренний портрет, речь.

-На его фоне раскрываются душевные переживания героя.

- Нет, описано внутренне состояние - это важно.

- Речь, поведение.

- Одни и те же слова обращает к разным людям, его горе оставляет их равнодушными.

Групповая работа по заданной теме

1 группа -Встреча Ионы Потапова с городом

2 группа- Встреча Ионы Потапова с военным

3 группа- Встреча Ионы Потапова с горбачом

4 группа- Встреча Ионы Потапова с дворником

5 группа- Встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком

6 группа- Встреча Ионы Потапова с лошадёнкой

Каждая группа работает с текстом рассказа «Тоска».

Учащиеся отмечают эпизоды встречи Ионы Потапова с различными персонажами рассказа.

Какие чувства проявляют люди, встретившиеся на пути Ионы, к его горю?

Делают вывод, проанализировав эпизоды текста.

Указывают, кто проявил понимание к горю Ионы Потапова.

Формирование действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе

Выступление представителей групп с результатами проделанного анализа текста, соответственно заданной теме.

В ком Иона Потапов видит родственную душу?

В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе - это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло.

Строить речевые высказывания, делать выводы.

Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

А.П.Чехов

Как вы понимаете данные слова А.П.Чехова?

Размышления учащихся.

Эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения. Соотнесение и сопоставление их позиций. Взглядов. Мнений.

Есть ли равнодушие в наше время?

Да.

Беседа : учитель -учащиеся

«Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. - Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство» - сказал польский писатель Бруно Ясенской.

В Москве на Болотной площади установлен шемякинский ансамбль скульптур «Детям - жертвам порокам взрослых». Само ее название действительно подходит к ощущению увиденного. Как будто из болота, грязи, вязкой тины обыденной жизни эти уроды вылезли, тянут свои скрюченные руки к зрителю, пытаются уволочь на дно… Здесь - Наркомания, Проституция, Пьянство, Садизм. Налево от центра - 6 статуй, направо - 6 других. А что в центре? Посмотрите на эту фигуру, смотрящую одновременно в две стороны и заткнувшую в нежелании слушать и слышать уши. Стоящую надо всеми остальными. Это самый страшный из пороков современности, в первую очередь из-за него в мире ежесекундно множится количество горя, страданий, смертей, катастроф. И этот грех мы плодим каждым своим шагом, нередко даже не замечая этого. Кто он? Михаил Шемякин в центр поставил самый страшный порок современности - Равнодушие. Оно слепо, оно глухо, мира вокруг него нет. «Хата с краю», «дело -сторона», «без меня разберутся», «пройти мимо», «думать о себе» - эти словосочетания сегодня регламентируют все поведение людей. «Следи за собой, будь осторожен…» Занятие, не приносящее денег, смешно… Мы, не задумываясь, говорим: «Все нормально», забывая, что синонимы «нормы» - это «никак», «обыденно», «серо», «стандартно», «безлико». Общество нормальных людей - это страшно.

Когда же человек становится равнодушным?

Тогда, когда святые понятия превращаются для него в привычный набор слов, в пустой звук.

Наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности.

И это не одна вина человека. Люди стали безразличны к маленьким трагедиям. Раньше, когда ребенок один шел по улице, прохожие непременно интересовались, не потерялся ли он, все ли в порядке. Сейчас просто проходят мимо. Болевой порог в обществе повысился. Чтобы заплакать, сегодня нам нужно увидеть что-то чудовищное.

Примеры-ситуации из жизненного опыта.

Чтение одним из учащихся стихотворения современного поэт:

Мы смотрим сквозь кривые зеркала

И видим жизнь как сгусток темноты,

Совсем не различая ни тепла,

Ни счастья, ни любви, ни красоты.

И доброта в тех зеркалах - обман,

Притворство и губительное зло…

Так почему ж мы смотрим сквозь туман

На лживое, продажное стекло?

Зачем плохое в людях замечать

И о чужих ошибках говорить?

Зачем от чёрной зависти сгорать,

На всех потоки ненависти лить?

Мы просто перестали уважать,

Ценить добро, смеяться и любить.

Мы постепенно стали забывать,

Что значит в полном смысле слова -

ЖИТЬ!

Учитель:

- Мы подчас боимся выложить копейку нищему, проявить даже малейшую заботу об униженном. Нет, нельзя бояться делать добро. От этого станет и вам радостнее и светлее. Если вы сделали что-то от чистого сердца, искренне пожалели человека и при этом его не унизили, то вспомните его благодарный взгляд. Как бы вам не было тяжело от своих внутренних переживаний, вы сумели найти в себе душевные силы, оторваться от них, помочь тому, кто страдает больше вас. Пропустив через себя боль другого, постороннего вам человека, вы излечиваетесь от собственной боли. Это есть милосердие, которое строится на уважении и чувстве сострадания, сопричастности к человеку. Милосердное отношение ко всему, что нас окружает: к человеку, к природе, к животным, птицам, рыбам, даже к насекомым, проявляется в поступках. Научитесь дарить тепло, доброту, милосердие, и оно обязательно вам вернётся сторицей. Важно найти мир и в своей душе, где не будет злобы и агрессии, равнодушия и ненависти.

- Иногда можно услышать: «Кому это всё нужно? Пустая трата времени эти митинги, демонстрации солидарности! Что толку? Голосом больше, голосом меньше…»

А ведь это и есть равнодушие. «Мелкое?» нет, равнодушие опасно всегда, в любом виде.

- Мне хочется вам рассказать об одной болезни. Она называется «госпитализм».

В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала. Несчастное «отказное» дитя, которому было три года, скончалось от этой болезни. И она не первая и, наверное, не последняя. Эта болезнь развивается оттого, что ребёнка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать на ночь. При всей любви к ней санитарок, им было не до ребёнка, когда столько забот; главное, чтобы он был накормлен и сухой. Но весь персонал был в шоке. Умереть от невнимания. Разве это не страшно? Вот от чего могут гибнуть дети.

Приведите примеры равнодушного отношения к вам других людей(или наоборот - ваше равнодушие к другим)

Учащиеся проводят жизненные примеры равнодушного отношения к людям.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами.

Учитель:

Если мы будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество - способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи. Люди, будьте добрыми друг к другу, будьте чуткими! Нравственность и доброта - великие силы, и надо правильно их понимать. Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. "Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь, названия человека", - говорил Саади. Но неужели всё так плохо?

Учащийся читает стихотворение:

Чистоту, простоту мы у древних берём.

Саги, сказки из прошлого тащим.

Потому что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем!

Итог урока:

Актуальна проблема равнодушия в наши дни?

Можем ли мы встретить на наших улицах героев рассказа А.П.Чехова «Тоска»?

Чем они будут или нет отличаться от городских жителей начала 21 века?

Что вы можете сделать, чтобы на Земле стало меньше равнодушных людей?

Ответы - рассуждения учащихся.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Завершить урок стихотворными строками:

Не для себя деревья плодоносят,

И реки чистых вод своих не пьют,

Не просят хлеба для себя колосья,

Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,

Но каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаёшь ты людям,

Тем радостней живёшь и для себя.

Спасибо за ваше внимание, отзывчивость в создании урока.

Использованные ресурсы:

it-n.ru - Сеть творческих учителей

ps.1september.ru/ - газета «Первое сентября»

ug.ru/ - «Учительская газета»

Русские писатели - Коллекция сочинений - Каталог статей.

Информация с личных цифровых носителей.

© 2010-2022