Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24

с углубленным изучением отдельных предметов»


Приложение к рабочей программе


Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Руководитель МО

_________Хализева И.А.

Протокол от

«___»_________20_____г. № ___


Рассмотрено на заседании ШМО учителей - предметников по горизонтали

Руководитель МО

_________ Золотых Н.В.


Протокол от

«___»_________20_____г. № ___



Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 24 с УИОП»


_______Моногарова С.Н


Рассмотрено

на заседании педагогического

совета школы



Протокол

от «__» _____20 _____ г.

№ ____


Утверждаю

Директор

МАОУ «СОШ

№ 24 с УИОП»

______ Латынина О.И.


Приказ

от «____» ___20____ г.

№ ______





Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

на 2015-2016 учебный год

5 «В» класс

Общеобразовательный уровень



Составитель:

Савина Е. В.,

учитель русского языка

и литературы




Старый Оскол

2015



Пояснительная записка

Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Рабочей программы по русскому языку 5-9 классы, общеобразовательный уровень, нормативный срок освоения - 5 лет, разработчик Зарубина О.В.

Содержание курса русского языка для 5 класса

Методическое обеспечение курса:

Савчук Л.О., «Русский язык: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Л.О. Савчук; под ред. Е.Я.Шмелёвой. - М. : Вентана-Граф, 2013;

Донскова О.В., Русский язык: 5 класс: Проектирование учебного курса: органайзер для учителя / Л.О. Савчук, О.В. Донскова. - М.: Вентана-Граф, 2014;

учебник «Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / [А.Д.Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелёва]; под ред. А.Д.Шмелёва. - М.: Вентана-Граф, 2014;

Ерёмина, О.А. Русский язык. Словарные слова без ошибок: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / О.А. Ерёмина. - М.: Вентана-Граф, 2014;

Левинзон, А.И. Русский язык. Развитие письменной речи: 5-6 классы: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / А.И. Левинзон. - М.: Вентана-Граф, 2014;

Антонова, С.В. Русский язык: 5 класс: контрольные работы тестовой формы: практикум для учащихся общеобразовательных организаций / С.В. Антонова, Т.И. Гулякова. - М.: Вентана-Граф, 2014.

Распределение часов по содержательным линиям и разделам курса русского языка для 5 класса

Содержательные линии

Разделы курса

Кол-во часов

1. Формирование коммуникативной компетенции

Язык и речь

12

Текст

17

2. Формирование языковой и лингвистической компетенции

Система языка

77

Фонетика и графика

10

Морфемика и словообразование

12

Лексика

10

Синтаксис

12

Морфология

34

Правописание

37

3. Формирование культуроведческой компетенции

Язык и культура. Культура речи

8

Повторение

17

Контрольные работы

9

Контрольные сочинения и изложения

4

Резервные уроки

2

Всего

170

Количество контрольных работ согласно инструктивно-методическому письму «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2015-2016 учебном году»:

Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ

5 класс

Базовый (А)

5

Диктант

3

Контрольное тестирование

1

Изложение

2

Сочинение

2


Таблица 3. Распределение часов по модулям (главам) и разделам учебника «Русский язык: 5 класс» под ред. А.Д.Шмелёва


Модули

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

Разделы

О языке и речи

3

2

1

2

1

1

1

1

12ч.

Система языка

8

7

11

10

11

10

7

13

77ч.

Правописание

5

4

6

2

5

7

4

4

37ч.

Текст

1

3

2

3

1

3

3

2

18ч.

Язык и культура.

Культура речи

1

1

1

1

1

1

1

1

8ч.

Повторение

3

1

3

1

3

1

1

4

15ч.

Резерв




1


1



2ч.

Итого:

21 ч.

18 ч.

24 ч.

20 ч.

22 ч.

24 ч.

17ч.

25 ч.

170ч.


Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год


№ п/п


Наименование раздела программы, тема

Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия)

Часы учебного времени


Домашнее задание

Плановые сроки прохождения

ЭОР


Примечание



Глава 1. Наш родной язык


21





1

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ


Вводный урок


1


01.09.15



2

Родной язык

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Проектная деятельность

1

П. 1. У.6

02.09.15



3

Язык и речь

Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы.

Иметь представление об основных видах речевой деятельности.

1

П 2. У. 8

03.09.15

ege-rus.ru


4

СИСТЕМА

ЯЗЫКА

(повторение изученного

в начальной школе)


Звуки и буквы

Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.

1

П.3. У. 17

04.09.15

ege-rus.ru


5

Состав слова

Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.

1

П 4. У. 27 или 28

07.09.15

uchportal.ru


6

Имя существительное

Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Анализировать морфологические признаки имени существительного.

1

П. 5. У. 35 или 36

08.09.15

ege-rus.ru


7

Имя прилагательное

Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Анализировать морфологические признаки имени прилагательного.

1

П. 6. У. 40 или 41

09.09.15



8

Местоимение

Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Анализировать морфологические признаки местоимения.

1

П. 7. У. 43

10.09.15



9

Глагол

Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Анализировать морфологические признаки глагола.

1

П. 8. У. 50 или 52

11.09.15

ege-rus.ru


10

Предложение

Осознавать различие словосочетания и предложения. Определять границы предложений. Формировать пунктуационную зоркость.

1

П. 9. У. 56 (задание 1, 2 - базовый уровень, 3 - повышенный уровень)

14.09.15

russkiyjazik.ru


11

Входной контроль. (Диктант)

Осознавать учебно-познавательной задачи. Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации. Контролировать действия. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

1


15.09.15



12

ПРАВОПИСАНИЕ


Орфограммы и орфографические

правила

Иметь представление об орфограмме и орфографическом правиле. Иметь представление об орфографии как о системе правил.

1

П. 10. У. 59 (задание 1 для всех, 2 и 3 по желанию)

16.09.15

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15992/?&onpage=20&page=2


13

Проверяемые и непроверяемые

безударные гласные в корне слова

Формировать орфографическую зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно- словообразовательный и морфологический анализ анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

1

П. 11. У. 66 или 67

17.09.15

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15992/?&onpage=20&page=2


14

Проверяемые и непроверяемые глухие и

звонкие согласные в корне слова

1

П. 12.

У. 73 (базовый уровень - задания 1, 2, 3, повышенный уровень - задание 4)

18.09.15



15

Двойные согласные в корне слова

1

П. 13. У. 77

21.09.15

russkiyjazik.ru


16

Непроизносимые согласные

1

П. 14. У. 83 - базовый уровень, 84 - повышенный уровень

22.09.15



17

ТЕКСТ

Признаки текста

Знать признаки текста.

1

П. 15. У. 87 (задание 6 - базовый уровень, задание 7 - повышенный уровень)

23.09.15



18

ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи

Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.


1

П. 16. У. 94 (задания 1-3 - базовый уровень, задание 4 - повышенный уровень)

24.09.15

collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/


19

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала

главы 1

Проектная деятельность «Карточки для словарной работы»

1

С. 60. У. 100 (задания 1-3 - базовый уровень, задание 4 - повышенный уровень)

25.09.15



20




21

Контрольное тестирование № 1 по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах» и её анализ

Осознавать учебно-познавательной задачи. Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации. Контролировать действия. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

1




1


28.09.15



29.09.15





Глава 2. На каком языке мы говорим


18





22

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ


Общенародный русский язык

Русский литературный язык

Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка. Проектная деятельность «Употребляется ли в регионе диалект русского языка?»

1

П. 1. П. 2. У. 7

30.09.15

collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/


23

Система русского литературного языка

Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.

Проектная деятельность «Знаки и их значение»

1

П. 3. У. 12

01.10.15



24

СИСТЕМА

ЯЗЫКА


Фонетика

Звуковой состав слов и транскрипция

Овладевать основными понятиями фонетики.


1

П.4. У. 16 (задания 1, 4)

02.10.15

collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/


25

Слог и ударение

Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка.

1

П. 5. У. 21

05.10.15



26

Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные

Распознавать согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные, пары согласных по звонкости-глухости.

1

П.6. У. 26 (задания 1-3 - базовый уровень, задание 4 - повышенный уровень)

06.10.15



27

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

Распознавать согласные мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости- твёрдости

1

П. 7. У. 32 (задание 1 или 2)

07.10.15

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/


28

Гласные звуки: ударные и безударные

Распознавать гласные; ударные и безударные гласные

1

П. 8. У. 39, 40 - базовый уровень: 38 - повышенный уровень

08.10.15



29

Графика

Буквы русского алфавита.

Обозначение звука [й']

Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, энциклопедиях.

1

П. 9. У. 49 (задание 1 - базовый уровень, задание 2 - повышенный уровень).

П. 10. У. 54 или 55.

09.10.15



30

Фонетический разбор слова

Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции; отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги.

Проводить фонетический анализ слова.

Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.

1

П.11. У. 57

12.10.15



31

ПРАВОПИСАНИЕ


Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц

Формировать орфографическую зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно- словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

1

П. 12. У. 67 или 68.

13.10.15

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/


32

Правописание букв ь и ъ

1

П. 13. У. 79 или 80

14.10.15



33

Употребление прописных и строчных букв

1

П. 14. У. 89 или 90 (задания 1-2 - базовый уровень, задание 3 - повышенный уровень)

15.10.15



34

Диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

Осознавать учебно-познавательной задачи. Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации. Контролировать действия. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

1


16.10.15



35

ТЕКСТ


Тема и основная мысль текста

Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова.

1

П. 15. У. 97

19.10.15

philology.ru/default.htm


36

37

Контрольное изложение-повествование № 1

Воспринимать зрительно или на слух основную информацию текста. Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым). Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.

Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения.

1

1


20.10.15

21.10.15



38

ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Нормы русского литературного языка


Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их

в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава. Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь.

Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.

Использовать орфоэпический словарь.

1

П. 16. Стр. 132 - вопросы для самоконтроля. У. 114

22.10.15

philology.ru/default.htm


39

ПОВТОРЕНИЕ


Комплексное повторение материала главы 2. Самостоятельная работа

Проектная деятельность «Рассказ об экслибрисах»

1

У. 115

23.10.15





Глава 3.Как язык служит для общения


24





40

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Разговорная и книжная речь

Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи. Различать образцы устной и письменной речи. Иметь представление об основных видах речевой деятельности.

1

П. 1. У. 8 (задание 1 - базовый уровень, задание 2 - повышенный уровень)

02.11.15

uchportal.ru


41

СИСТЕМА

ЯЗЫКА


Морфемика

Морфемы - значимые части слова

Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка. Роль морфем в процессах формо- и словообразования.

1

П. 2. У. 18 (задания 1, 2 - базовый уровень, задание 3 - повышенный уровень)

03.11.15



42

Образование форм слов

Роль морфем в процессах формообразования

1

П. 3. У. 24

04.11.15



43

Основа слова

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.

1

П. 4. У. 34 или 35.

05.11.15

uchportal.ru


44

Корень слова и однокоренные слова

Осознавать морфему как значимую единицу языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.

1

П. 5. У. 42 или 44.

06.11.15



45

Суффиксы

Осознавать морфему как значимую единицу языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.

1

П. 6. У. 53 (задания 1, 2, 3, 4 - базовый уровень, задание 5 - повышенный уровень)

09.11.15



46

Приставки

Осознавать морфему как значимую единицу языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.

1

П. 7. У. 60 или 61

10.11.15

ege-rus.ru


47

Варианты морфем

Осознавать морфему как значимую единицу языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.

1

П. 8. У. 67

11.11.15

ege-rus.ru


48

Словообразование

Образование слов с помощью приставок

Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования.

Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары.

1

П. 9. У. 73.

12.11.15



49

Образование слов с помощью суффиксов

Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования.

Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары.

1

П. 10. У. 79 (задание 1 - базовый уровень, задание 2 - повышенный уровень)

13.11.15



50

Образование слов способом сложения

Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования.

Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары.

1

П. 11. У. 83 или 84 (повышенный уровень)

16.11.15

ege-rus.ru


51

Морфемный разбор слова

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения.

1

П. 12. У 88 (задания 1-5 - базовый уровень, задание 6 - повышенный уровень)

17.11.15



52








53

ПРАВОПИСАНИЕ


Корни с чередованием букв а и о

Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор-

Корень -лаг- /-лож

Корень -рос- / -раст- / -ращ-

Корень -скак-/-скоч-

Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Формировать орфографическую зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно- словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

1








1

П. 13. У. 94 или 95








П. 13. У. 105.

18.11.15



19.11.15



54

Беглые гласные

1

П. 14. У. 110 или 111.

20.11.15



55

Гласные и согласные в приставках

1

П. 15

23.11.15

\ window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21


56

Безударные гласные в приставках

1

П. 15. У. 117.

24.11.15



57

Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -

з/-с

1

П. 15. У. 123 или 124.

25.11.15



58

ТЕКСТ


Строение текста

Выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Находить лексические и грамматические средства связи предложений в тексте. Озаглавливать текст, аргументируя свое предложение.

1

П. 16. У. 128 (задание 4 - по желанию)

26.11.15

uchportal.ru


59

План текста

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения. Делить текст на смысловые части. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Делить текст на смысловые части; объяснять порядок частей текста.

1

П. 17. У. 132 (задание 6 - по желанию)

27.11.15

uchportal.ru


60

ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Речевой этикет

Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений; уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах.

1

П. 18. Стр. 214 - вопросы для самоконтроля.

30.11.15



61

ПОВТОРЕНИЕ


Комплексное повторение материала

главы 3

Проектная деятельность «Сделать рисунки, иллюстрирующие значения морфем»

1

У. 154

01.12.15




62


63

Диктант по теме «Чередование гласных в корне» и её анализ

Осознавать учебно-познавательной задачи. Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации. Контролировать действия. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

1


1


02.12.15

03.12.15





Глава 4. В чём заключается богатство языка


19


04.12.15



64

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ


Разновидности русского языка

Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка.

1

П. 1. У. 3

07.12.15

uroki.ru


65

Стили литературного языка (общее понятие)

Различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.

1

П. 2. У. 4

08.12.15

uroki.ru


66

СИСТЕМА

ЯЗЫКА


Лексикология

Слово - основная единица

лексикологии

Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон. Понимать различие лексического и грамматического значений слова.

1

П. 3. У. 8 (задания 1-2 - базовый уровень, задание 3 - повышенный уровень)

09.12.15

uroki.ru


67

Способы толкования слова

Понимать различие лексического и грамматического значений слова.

1

П. 4. У. 15.

10.12.15



68

Однозначные и многозначные слова

Различать однозначные и многозначные слова. Использовать в собственной речи многозначные слова.

1

П. 15. У. 22 или 23

11.12.15



69

Прямое и переносное значения слова

Различать прямое и переносное значения слова. Осознавать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Опознавать основные виды тропов. Сопоставлять прямое и переносное значения слова. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи. Понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения

и метафоры.

1

П. 16. У. 31.

14.12.15



70

Тематические группы слов

Использовать в собственной речи слова одной тематической группы. Группировать слова по тематическим группам.

1

П. 7. У 40 или 41 (повышенный уровень)

15.12.15

collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/


71

Омонимы

Опознавать омонимы. Сопоставлять пары омонимов. Использовать в собственной речи омонимы.

1

П. 8. У 50 - базовый уровень. У. 51 - повышенный уровень.

16.12.15



72

Синонимы

Опознавать синонимы. Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов.

Сопоставлять синонимы в синонимических цепочках. Наблюдать за использованием синонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы.

1

П. 9. У. 60.

17.12.15



73

Антонимы

Опознавать антонимы.

Сопоставлять пары антонимов. Наблюдать за использованием антонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи антонимы.

1

П. 10. У. 69 или 70

18.12.15

collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/


74

Фразеология

Фразеологизмы

Опознавать фразеологические обороты.

Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

1

П. 11. У. 76 (задания 1 и 2 или задание 3)

21.12.15



75

Словари русского языка

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности.

1

П. 12. У. 83

22.12.15



76

ПРАВОПИСАНИЕ


Буквы о и ё после шипящих в корне

Формировать орфографическую зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно- словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

1

П. 13. У. 90 или 91

23.12.15

collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/


77

Буквы и и ы в корне после приставок

1

П. 14. У. 104 (задания 1-6 или 7)

24.12.15



78

ТЕКСТ


Типы речи

Знать особенности содержания и построения основных видов текста (типы речи).

1

П. 15. У. 110, задание 5

25.12.15



79

80

Контрольное сочинение № 1

Создавать устные и письменные

монологические и диалогические высказывания на бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Отбирать материал на определенную тему. Осуществлять поиск информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.

1

1


28.12.15

29.12.15



81

ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Лексическое богатство русского языка и культура речи

Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

Проектная деятельность «Подготовить материалы для викторины на тему: «Слова разных тематических групп (растения, животные, цвета), которые в русском языке могут играть роль символов»

1

П. 16. У. 122

13.01.16

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/


82

ПОВТОРЕНИЕ


Комплексное повторение материала главы 4.

Самостоятельная работа

Проектная деятельность «Опрос одноклассников на тему: «Как пользуются словарями одноклассники»

1

У. 134

14.01.16



83

Резервный урок / Итоговый диктант.


1


15.01.16





Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей


22





84

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ


Диалогическая и монологическая речь

Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Различать образцы диалогической и монологической речи.

Выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации общения.

Проектная деятельность «Интервью с родственниками о Великой Отечественной войне»

1

П. 1. У. 8

18.01.15

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/


85

СИСТЕМА

ЯЗЫКА


Синтаксис

Словосочетание и предложение

Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения.

1

П. 2. У. 13

19.01.15

infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./


86

Синтаксический разбор словосочетания

Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам.

1

П. 3. У. 21 (задания 1,2, по желанию - 4,5)

20.01.15



87

Виды предложений

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; употреблять их

в речевой практике.

1

П. 4. У. 24

21.01.15

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/


88

Распространённые и

нераспространённые предложения

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.

Разграничивать предложения распространенные и нераспространенные.

1

П. 5. У. 28

22.01.15



89

Главные члены предложения

Находить грамматическую основу предложения. Распознавать главные члены предложения

1

П. 6. У. 34 или 35

25.01.15

infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./


90

Второстепенные члены предложения

Распознавать второстепенные члены предложения.

1

П. 7. У. 46 (задания 1-4; по желанию - задание 5)

26.01.15



91

Предложения с однородными членами

Опознавать предложения с однородными членами, правильно интонировать их, употреблять в устной и письменной речи.

1

П. 8. У. 50, или 51, или 52

27.01.15



92

Предложения с вводными словами и обращениями

Понимать основные функции обращения.

Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями. Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Распознавать вводные конструкции в речи.

Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями.

1

П. 9. У. 59

28.01.15

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/


93

Синтаксический разбор простого предложения

По алгоритму выполнять синтаксический разбор предложения.

1

П. 10. У. 61 (задания 1-5; по желанию - задание 6)

29.01.15



94

Сложное предложение

Находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные.

1

П. 11. У. 67 (задания 1-2, 4 - базовый уровень, задание 3 - повышенный уровень)

01.02.15

uroki.net/docrus.htm/


95

Способы передачи чужой речи

Опознавать предложения с прямой и косвенной речью. Строить предложения с прямой и косвенной речью по образцу. Употреблять данные предложения в своей письменной речи.

1

П. 12. У. 70

02.02.15

infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./


96

ПРАВОПИСАНИЕ


Тире между подлежащим и сказуемым

Формировать пунктуационную зоркость.

Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.

Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания

в предложении.

Использовать словари и справочники для решения пунктуационных проблем

1

П. 13. У. 78

03.02.15

festival.1september.ru/subjects/8


97

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

П. 14. У. 87

04.02.15



98

Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

1

П. 15. У. 93 или 94.

05.02.15

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/


99

Знаки препинания в сложном предложении

1

П. 16. У. 101 (задание 1, задание 2 повышенной трудности по желанию)

08.02.15



100

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

П. 17. У. 106.

09.02.15



101

ТЕКСТ

Повествование: рассказ

Создавать собственные тексты (рассказ) с учетом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.

1

П. 18. У. 111

10.02.15

uroki.net/docrus.htm/


102

ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Формы обращения и речевой этикет


Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений; уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах.

1

П. 19. У. 117, стр. 96 - вопросы для самопроверки

11.02.15

festival.1september.ru/subjects/8


103

ПОВТОРЕНИЕ


Комплексное повторение материала главы 5

Проектная деятельность. Подготовить доклад или презентацию об одной из картин И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, В.Г. Перова и ее авторе.

1

У. 127

12.02.15

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/


104


105

Контрольный диктант № 1 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» и её анализ

Осознавать учебно-познавательной задачи. Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации. Контролировать действия. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

1


1


15.02.15





Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь


24


14.02.15



107

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

СИСТЕМА

ЯЗЫКА

Речь устная и письменная

Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи.

Различать образцы устной и письменной речи.

1

П. 1. У. 7

15.02.15

uroki.net/docrus.htm/


108

Морфология

Части речи

Овладеть основными понятиями морфологии.

Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.

Распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы.

Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.

1

П. 2. У. 11

16.02.15

infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./


109

Имя существительное

Имя существительное как часть речи

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

1

П. 3. У. 17

17.02.15

festival.1september.ru/subjects/8


110

Разряды имён существительных по значению

Распознавать разряды имен существительных по значению. Приводить соответствующие примеры

1

П. 4. У. 25 (задания 1-2, 4 - базовый уровень, задание 3 - повышенный уровень)

18.02.15

uroki.net/docrus.htm/


111

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Приводить соответствующие примеры

1

П. 5. У. 29, 30

19.02.15

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/


112

Род имён существительных

Распознавать существительные общего рода, приводить соответствующие примеры.

Определять род имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

1

П. 6. У.36, 37

22.02.15

festival.1september.ru/subjects/8


113

Род несклоняемых существительных

Распознавать несклоняемые существительные, приводить соответствующие примеры.

Определять род имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

1

П. 7. У. 46 или 47

23.02.15



114

Склонение имён существительных

Распознавать имена существительные разных типов склонения.

Определять тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

1

П. 8. У. 55 или 56

24.02.15

uroki.net/docrus.htm/


115

Число - непостоянный признак имён существительных

Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры.

Определять число имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

1

П. 9. У. 60 или 61

25.02.15



116

Падеж - непостоянный признак имён существительных

Определять падеж имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

1

П. 10. У. 70 - повышенный уровень, У. 71 - базовый уровень

26.02.16

festival.1september.ru/subjects/8


117

Морфологический разбор имени существительного

Проводить морфологический анализ имени существительного.

1

П. 11. У. 73, задание 3

29.02.16

infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./


118

ПРАВОПИСАНИЕ


Прописная буква в именах собственных

Формировать орфографическую зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно- словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

Проектное задание. Компьютерная презентация, альбом или стенная газета на тему «Достопримечательности нашего города»

1

П. 12. У. 79

01.03.16



119

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

Формировать орфографическую зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно- словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем

1

П. 13. У. 85 (задание 1 - базовый уровень, задание 2 - повышенный уровень)

02.03.16

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/


120

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Гласные в суффиксах имён

существительных -ек- и -ик-

1

П. 14. У. 97 (задания 1, 2 - базовый уровень, задание 3 - повышенный уровень).




П. 15. У. 103

03.03.16



121


122

Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

1


1

П. 16. У. 109 или 110

04.03.15

07.03.15


uroki.net/docrus.htm/


123

Правописание существительных с

суффиксами -чик- и -щик-

1

П. 17. У. 114 или 115

08.03.15

festival.1september.ru/subjects/8


124

Слитное и раздельное написание не с

существительными

1

П. 18. У. 122

09.03.15



125

Диктант по теме «Правописание существительных»

Осознавать учебно-познавательной задачи. Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации. Контролировать действия. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

1


10.03.15



126

ТЕКСТ


Тип речи: рассуждение

Создавать собственные тексты (рассуждение) с учетом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.

1

П. 19. У. 129

11.03.15

festival.1september.ru/subjects/8


127

128

Контрольное изложение - рассуждение № 2

Воспринимать зрительно или на слух основную информацию текста. Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым). Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.

Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения.

1

1


14.03.15



129

ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Что такое грамматические нормы?

Употреблять имена существительные, в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.

1

П. 20. У. 135

15.03.16

uroki.net/docrus.htm/


130

ПОВТОРЕНИЕ


Комплексное повторение материала главы 6.

Самостоятельная работа

Проектная деятельность. Легенды нашего края

1

У. 151.

16.03.16





Глава 7. Что такое современный язык


17





131

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ


Современный русский литературный язык

Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.

1

П. 1. У. 5

28.03.16

festival.1september.ru/subjects/8


132

СИСТЕМА

ЯЗЫКА

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в изучаемых текстах.

1

П. 2. У. 11 или 12.

29.03.16

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/


133

Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные

Анализировать и характеризовать морфологические признаки имени прилагательного.

Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.

1

П. 3. У. 23 или 25

30.03.16

uroki.net/docrus.htm/


134

Полная и краткая форма качественных прилагательных

Анализировать и характеризовать морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.

Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.

1

П. 4. У. 32.

31.03.16

festival.1september.ru/subjects/8


135

Формы степеней сравнения

качественных прилагательных

Анализировать и характеризовать морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.

Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.

1

П. 5. У. 36 или 37

01.04.16



136

Склонение качественных и

относительных прилагательных

Анализировать и характеризовать морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.

Правильно употреблять имена прилагательные с существительными

1

П. 6. У. 46

04.04.16

infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./


137

Склонение притяжательных имён прилагательных

Анализировать и характеризовать морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.

Правильно употреблять имена прилагательные с существительными

1

П. 7. У. 51 или 52

05.04.16

festival.1september.ru/subjects/8е


138

Морфологический разбор имени прилагательного

Производить морфологический анализ имени прилагательного

1

П. 8. У. 55

06.04.16

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/


139

ПРАВОПИСАНИЕ


Слитное и раздельное написание не с прилагательными

Формировать орфографическую зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно- словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем

1

П. 9. У. 63 или 64.

07.04.16



140

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных

1

П. 10. У. 71

08.04.16



141

Правописание н и нн в прилагательных

Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных

1

П. 11. У. 81



П. 12. У. 88

11.04.16

uroki.net/docrus.htm/


142

Контрольный диктант № 2 по теме «Правописание прилагательных»

Осознавать учебно-познавательной задачи. Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации. Контролировать действия. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

1


12.04.16



144


Резервный урок


1


13.04.16



143


Типы речи: описание предмета

Создавать собственные тексты (описание предмета) с учетом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.

1

П. 13. У. 92

14.04.16

festival.1september.ru/subjects/8


144




ТЕКСТ


Контрольное сочинение-описание по картине № 2

Создавать устные и письменные

монологические и диалогические высказывания на бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Отбирать материал на определенную тему. Осуществлять поиск информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.

1



1


15.04.16


18.04.16



145

ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употребление имени прилагательного в речи


Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.

Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в изучаемых текстах. Употреблять имена прилагательные в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.

1

П. 14. У. 97, задание 2

19.04.16

festival.1september.ru/subjects/8


146

ПОВТОРЕНИЕ


Комплексное повторение материала главы 7.

Самостоятельная работа

Проектная деятельность. Составить свою книгу рекордов. Провести викторину в классе

1

У. 107

20.04.16





Глава 8. Как язык объединяет людей


25


21.04.16



147

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ


Русский язык - государственный язык

Российской Федерации

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

1

П. 1. У. 5

22.04.16

uroki.net/docrus.htm/


148

СИСТЕМА

ЯЗЫКА

Глагол

Глагол как часть речи

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.

1

П. 2. У. 9

25.04.16



149

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Соотносить личные формы глагола с инфинитивом.

1

П. 3. У. 14 или 15

26.04.16

festival.1september.ru/subjects/8


150

Виды глагола

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.

1

П. 4. У.

27.04.16



151

Переходные и непереходные глаголы

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.

1

П. 5. У. 25

28.04.16

infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./


152

Возвратные и невозвратные глаголы

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

Употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.

1

П. 6. У. 30

29.04.16



153

Определение типов спряжения глаголов

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Определять тип спряжения глаголов.

1

П. 7. У. 34

02.05.16

festival.1september.ru/subjects/8


154

Изменение глаголов по наклонениям

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

1

П. 8. У. 41

03.05.16



155

Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

1

П. 9. У. 44 или 45

04.05.16

uroki.net/docrus.htm/


156

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.

1

П. 10. У. 52

05.05.16

festival.1september.ru/subjects/8


157

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

1

П. 11. У. 59 или 60

06.05.16

festival.1september.ru/subjects/8


158

Условное наклонение

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

1

П. 12. У. 64 или 65

09.05.16

infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./


159

Повелительное наклонение

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

1

П. 13. У. 70

10.05.46



160

Безличные глаголы

Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

1

П. 14. У. 76 или 77

11.05.16

uroki.net/docrus.htm/


161

Морфологический разбор глагола

Производить морфологический анализ глагола

1

П. 15. У. 79, задание 2.

12.05.16



162

ПРАВОПИСАНИЕ

Не с глаголами

Формировать орфографическую зоркость.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно- словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем

1

П. 16. У. 85

13.05.16

festival.1september.ru/subjects/8


163

Гласные е и и в корнях с чередованием

1

П. 17. У. 92 или 94

16.05.16



164

Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-)

1

П. 18. У. 98 или 101

17.05.16



165

Буква ь после шипящих в глаголах

1

П. 19. У. 105 или 106

18.05.16

uroki.net/docrus.htm/


166

ТЕКСТ


Типы речи: описание состояния

Создавать собственные тексты (описание состояния) с учетом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.

1

П. 20. У. 111 или 112

19.05.16



167

ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употребление глаголов в речи


Употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.

1

П. 21 У. 120 или 121

20.05.16

infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./


168



ПОВТОРЕНИЕ


Диктант (правописание глаголов) и его анализ

Осознавать учебно-познавательной задачи. Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации. Контролировать действия. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

1




23.05.16



169

Комплексное повторение и

систематизация изученного в 5 классе

Осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления, совершенствовать редактировать собственные тексты.

1

С. 312. У. 132, или 133, или 134.

24.05.16



170

Контрольный диктант № 3

Осознавать учебно-познавательной задачи. Осуществлять для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации. Контролировать действия. Осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

1


25.05.15



Формы и средства контроля

Перечень рекомендуемых контрольных работ в 5 классе (Донскова О.В., Русский язык: 5 класс: Проектирование учебного курса: органайзер для учителя / Л.О. Савчук, О.В. Донскова. - М. : Вентана-Граф, 2014).

№ п.п.

Глава. Тема

Кодификатор

Форма контроля

Глава 1. Наш родной язык

Урок 11. Входной контроль на начало учебного года

Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях

Диктант

Урок 20. Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах»

Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи

Тест

Глава 2. На каком языке мы говорим

Урок 34. Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными.

Знать алгоритм выполнения фонетического разбора

Диктант с грамматическим заданием

Уроки 36-37.Контрольное изложение-повествование

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею

Изложение

Глава 3. Как язык служит для общения

Урок 62. Контрольная работа по теме: «Чередование гласных в корне»

Объяснять орфограммы с чередованием букв а и о в

корнях -гар-/ -гор-; -зар-/ -зор-; -лаг-/ -лож; -рос-/ -раст-/ -ращ-; -скак-/-скоч-

Диктант/ тест

Глава 4. В чём заключается богатство языка

Уроки 79-80. Обучение сочинению

Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом

Сочинение

Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей

Урок 104. Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения

Диктант

Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь

Урок 125. Контрольная работа по теме: «Правописание существительных»

Знать морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи

Диктант

Уроки 127-128. Контрольное сочинение-рассуждение

Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод

Сочинение

Глава 7. Что такое современный язык

Урок 143. Контрольная работа по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными»

Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях

Диктант

Уроки 146-147. Сочинение по картине

Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.

Сочинение

Глава 8. Как язык объединяет людей

Урок 171. Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов»

Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике.

Диктант

Урок 174. Итоговая контрольная работа

Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Диктант / тест

Количество контрольных работ согласно инструктивно-методическому письму «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году»:

Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ

5 класс

Базовый (А)

5

Диктант

3

Контрольное тестирование

1

Изложение

2

Сочинение

2









Согласно инструктивно-методическому письму «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2015-2016 учебном году» количество контрольных работ в 5 «Б» классе скорректировано.

№ п.п.

Глава. Тема

Кодификатор

Форма контроля

Глава 1. Наш родной язык

Урок 11. Входной контроль на начало учебного года

Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях

Диктант

Урок 20. Контрольное тестирование по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах»

Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи

КТ № 1.

Тест

Глава 2. На каком языке мы говорим

Урок 34. Диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными.

Знать алгоритм выполнения фонетического разбора

Диктант с грамматическим заданием

Уроки 36-37.Контрольное изложение-повествование № 1

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею

КИ № 1

Изложение

Глава 3. Как язык служит для общения

Урок 62. Диктант по теме «Чередование гласных в корне»

Объяснять орфограммы с чередованием букв а и о в

корнях -гар-/ -гор-; -зар-/ -зор-; -лаг-/ -лож; -рос-/ -раст-/ -ращ-; -скак-/-скоч-

Диктант/ тест

Глава 4. В чём заключается богатство языка

Уроки 79-80. Контрольное сочинение № 1

Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом

КС № 1

Сочинение

Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей

Урок 104. Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения

КД № 1

Диктант

Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь

Урок 125. Диктант по теме «Правописание существительных»

Знать морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи

Диктант

Уроки 127-128. Контрольное изложение № 2

Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод

КИ № 2

Изложение

Глава 7. Что такое современный язык

Урок 143. Контрольный диктант по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными»

Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях

КД № 2

Диктант

Уроки 146-147. Контрольное сочинение № 2. Сочинение по картине

Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.

КС № 2

Сочинение

Глава 8. Как язык объединяет людей

Урок 171. Диктант по теме «Правописание глаголов»

Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике.

Диктант

Урок 174. Контрольный диктант № 3

Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

КД № 3

Диктант / тест



Примерные материалы к контрольным работам

Глава 1. Входной контроль. Диктант. Урок 11.

Диктант

Пожаловала хлопотливая осень. Сдула она с деревьев зеленый наряд. Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. Как будто на рассвете приходят невидимые лесные существа и начинают по всей поляне расстилать свои белые холсты. Первые же лучи осеннего солнца убирают холсты, и остаётся на белом зелёное место. На голубом небе между золотыми деревьями носит ветер листья. Ветер - заботливый хозяин. За лето везде побывает.

А вот осень пришла! Заботливый хозяин убирает урожай. Листья падают, шепчутся, прощаются навек… (77 слов) (М.М.Пришвин)

Развитие речи. Обучение изложению.

Можно использовать тексты упр. 67, 73, 100.

Контрольное тестирование № 1. Урок 20.

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) земля

Б) уголь

В) вьюга

Г) язык

2. В каком слове пишется сочетание ЧА?

А) прич…сать

Б) ч…рнила

В) нач…нать

Г) сч…стливый

3. В какой паре слова являются однокоренными?

А) водить - водовоз

Б) далеко - долина

В) пароход - приходить

Г) перо - перила

4. В каком случае в обоих словах пропущена одна и та же буква?

А) в син…й тетрад…

Б) (он) расскаж…т о цирк…

В) в запах… полын…

Г) увид…шь на ветк…

5. Какое слово является проверочным для слова СКР…ПЕТЬ?

А) крепкий

Б) скрип

В) укрепить

Г) заскрипеть

6. В каком слове пишется сочетание ЖИ?

А) ж…лтеть

Б) ж…смин

В) ж…вотное

Г) ж…ребёнок

7. В каком ряду есть третье лишнее слово?

А) дом, домовой, домашний

Б) кот, кошачий, котофей

В) земля, земляной, заземлить

Г) преемник, приёмник, приём

8. Найдите соответствие схеме: ¬∩^□.

А) прабабушка

Б) беговая

В) сорока

Г) замыслы

9. Найдите пару слов, которые являются формами одного и того же слова.

А) сон - сонный

Б) песня - песенный

В) ремень - ремни

Г) вожу - возница

10. Какие слова являются грамматической основой в предложении: Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы?

А) берёзки улыбнулись

Б) косы растрепали

В) улыбнулись берёзки, растрепали косы

Г) берёзки улыбнулись, растрепали

Глава 2.

Диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» Урок 34.

Диктант

Тропинка шла вдоль высокого обрыва. Море иногда мелькало между деревьями. Оно подымалось спокойно могучей стеной, и цвет его был ещё синее, ещё гуще. В траве, в кустах дикого шиповника, на деревьях заливались цикады. Воздух дрожал от их звенящего крика. День выдался знойный, и земля жгла подошвы ног.

Сергей шёл впереди дедушки. Он остановился и ждал, пока старик не поравнялся с ним. Тот на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер рукавом вспотевшее лицо. Тропинка спустилась вниз. Горы соединились с широкой и твёрдой дорогой. (86 слов)

(По И.А.Куприну «Белый пудель»)

Контрольное изложение-повествование № 1. Уроки 36-37

Судьба поэта Ф.И.Тютчева очень интересна и необычна. Сам он не считал себя поэтом. «Я дипломат, а не поэт», - говорил о себе Тютчев.

И действительно, почти всю свою жизнь он посвятил себя дипломатической деятельности, хотя писать начал очень рано, ещё в детстве. Заговорили о нём как о поэте, когда Тютчеву было уже под сорок. Первые его стихи были напечатаны в журнале «Современник» в 1836 году. Они очень понравились читателям и привлекли внимание литературных критиков.

Тютчеву-поэту удалось создать свою лирику. Его стихи наполнены философским смыслом, любовью к окружающему миру, великой радостью человеческих чувств. Когда читаем Тютчева, то перед нами встают картины родной русской природы, исторические сюжеты Родины. Поэт заставляет нас размышлять над важными жизненными вопросами, восхищаться любовью, открывать тайны и загадки собственной души.

Поэтический язык поэта бывает плавным и мелодичным, энергичным и торжественным. Звуковые повороты его речи значимы, раскрывают дополнительный смысл и учат читать между строк. Звукопись помогает не только представить образ, но и «услышать» его.

Сегодня мы далеки от тех лет, когда жил и творил Ф.И.Тютчев, но с нами его поэзия, чистая, красивая, светлая. (176 слов)

Самостоятельная работа. Работа с текстом.

Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коим находилось несколько шалашей и землянок.

На дв…ре множество людей, коих по разнообразию одежды и по общему вооружению можно было тотчас пр…знать за разбойников, обедало, сидя без шапок, около братского к…тла. На валу подле мал…нькой пушки с…дел к…раульный, поджав под с…бя ноги; он вст…влял заплатку в нек…торую часть св…ей одежды, вл…дея иголкою с искусством, обл…чающим опытного п…ртного, и поминутно п…сматривал во все стороны.

Хотя некоторый ковшик несколько раз переходил из рук в руки, странное молчание царствовало в сей толпе; разбойники отобедали, один после другого вставал и молился богу, некоторые разошлись по шалашам, а другие разбрелись по лесу или прилегли соснуть по русскому обыкновению.

Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во всё горло меланхолическую песню.

  1. Прочитайте отрывок из повести А.С.Пушкина «Дубровский».

  2. Вставьте пропущенные буквы во втором абзаце.

  3. Подчеркните слова, значение которых вы не знаете, попробуйте дать им толкование устно, опираясь на текст.

  4. Работа с толковым словарём. Найдите значение выделенных слов, подберите к ним синонимы

  5. Докажите, что это текст.

  6. Определите тему и основную мысль текста.

  7. Озаглавьте текст.

  8. Составьте простой план.

  9. Проведите фонетический разбор слова свою.

Глава 3.

Диктант по теме «Чередование гласных в корне» Урок 62.

Диктант

Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жизни. Местечко такое, где я мог бы сложить всё своё имущество. В полумиле от меня или немного дальше располагался холм, крутой и высокий. Догорал рассвет, растительность моего прибежища была мне незнакомой. Я решил подняться на холм, чтобы осмотреться кругом.

Взбираться на вершину холма было трудно. Когда же я вскочил на возвышающийся из земли камень на его вершине, увидел вокруг суши бескрайние морские просторы. Я был на острове! (76 слов)

(Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»)

Развитие речи. Обучение сочинению.

Коллективное написание сочинения. Работа в группах - от каждой группы по 3 предложения собираем в текст. Учитель придумывает тему, подсказывает основную мысль, композицию-план. Композицию (план) дробит на группы: вступление- 3 предложения 1 группа, основная мысль - 3 предложения 2,3,4 группы и заключение - 5 группа.

Сочинение должно быть написано за урок.

Глава 4. Контрольное сочинение № 1. Уроки 79-80.

Можно использовать упр. 101, с. 279; 104, с.280 (Глава 4).

Варианты итоговых диктантов за первое полугодие

1. Отважный пингвинёнок

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него только что выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птицы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький, голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый раз искупался в холодном зелёном море. (98 слов)

(По Г.Снегирёву)

2. Дуб

Дуб - удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнём, и всё равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живёт сыч и зимует летучая мышь. Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью подобрала жёлуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

3. Львиную долю всей площади Тихого океана занимает огромная впадина округлой формы. Границы её проходят почти повсюду по краям материков. Глубина впадины равна в среднем четырём - шести километрам.

Прежде считалось, что она однородна, не делится на отдельные части и котловины. Исследования нашего времени показали, что это не так. Впадину разделяет на две части подводный хребет. Группы подводных вулканов, зоны разломов и цепи гор расчленяют впадину на отдельные котловины.

Сегодня на карту Тихого океана нанесены десятки подводных хребтов и горных цепей. (79 слов)

(По А. Кондратьеу. «Атлантиды пяти океанов. Загадки затонувших материков»)

4. За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи дорога к городу. И у дороги стояла белоствольная и развесистая плакучая берёза. Глубокие колеи дороги зарастали травой с жёлтыми и белыми цветами. Берёза была искривлена степным ветром.

Шелковисто-зелёное, белоствольное дерево в золотых хлебах!

Осень приходила к нам светлая и тихая. Казалось, конца не будет ясным дням.

Она делала дали нежно-голубыми, небо чистым и кротким. Осень убирала и берёзу в золотой убор. А берёза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он. Очарованная осенью, она была счастливая и покорная и вся сияла. А радужные паутинки тихо летали возле неё в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье. (114 слов)

(По И. Бунину. «Эпитафия»)

5. В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба чёрные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звёзды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шёпот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждёшь рождения нового дня. (100 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Диктанты для самостоятельной работы

1. Крещенские морозы

В Ильинском старики не помнили таких суровых крещенских морозов. Словно в сказке, недвижимо стояли в палисадах и за селом белые, заиндевевшие деревья. И так же, как в сказке, дым из труб поднимался в небо ровными; будто нарисованными столбами и чуть розовел под холодными лучами солнца, еле пробивающегося сквозь морозную мглу. (50 слов)

(А. Кузнецова)

2. Буря

День был сумеречный, день был похож на вечер. Буря, сожрав солнце, продолжала неуёмно буйствовать. Иногда на короткое время она будто затихала, чтобы сейчас же разразиться ещё с большей силой. Воздух был настолько упругим, что сгибал человека в дугу и взрывал море, словно огромнейшими железными заступами. Клокоча пеной, катились водяные глыбы величиною с трёхэтажное здание. Гудела высь, клубясь тучами, похожими на кипящий клейстер, хрипло рычали, разверзаясь, пучины. (66 слов)

(А. Новиков-Прибой)


3. О хитрости

Хитрость - всё равно что мелкая монета, на которую не купишь многого. Как мелкой монетой можно прожить час, два, так хитростью можно там прикрыть что-нибудь, тут обмануть, переиначить, а её не хватит обозреть далёкий горизонт, свести начало и конец крупного, главного события. Хитрость близорука: хорошо видит только под носом, а не вдаль, и оттого часто сама попадается в ту же ловушку, которую расставила другим. (63 слова)

(И. Гончаров)

4. Синяя стрекоза

Река никогда не спит - только замирает, только притворяется спящей. Струйка бежит неустанно и морщится, задев за поплавок. Синяя стрекоза - та действительно спит, намокнув от росы; можно взять её за крылышки - она не пошевелится. К жизни её возвращает только солнце; где оно пригрело - там обсыхают и просыпаются синие стрекозы, цветочками торчащие на прибрежной травке. И сразу - стрелкой в воздух: и замрёт на месте, ни вверх, ни вниз, ни в сторону; не чета неуклюжему самолёту. (73 слова)

(М. Осоргин)

5. В каюте

Капитан открывает скрытую портьерой дверь. Мы оказываемся в какой-то каюте. Справа стоит огромный высокий стол. Посреди - колонка со штурвалом и компас под сияющим медным колпаком. Машинный телеграф. По передней стенке тянутся медные трубки. На стенах - часы, барометр, таблицы, сочетания флагов. И ещё много предметов, мне неизвестных. Я не видел их даже в морском музее. (54 слова)

(Ю. Клименченко)

Глава 5.

Контрольный диктант № 1. Урок 104.

Диктант

Была уже полночь. Направо видно было всё село. Длинная улица тянулась далеко, вёрст на пять. Всё погружено в тихий, глубокий сон. Нет ни движения, ни звука. Даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо. Звёзды смотрят на неё ласково и с умилением, а зла уже нет на земле, всё благополучно.

С края села начиналось поле. Оно было видно далеко до горизонта. Во всю ширь этого поля тоже ни движения, ни звука. (93 слова)

Глава 6.

Диктант по теме «Правописание существительных». Урок 125.

Диктант

Пошёл дождь. Сначала капли были крупные, редкие. Потом загрустело кругом, полилось, полилось… Васютка приметил пихту, она широко разрослась среди мелкого осинника. Залёг под неё. Не было ни желания, ни сил шевелиться, разводить костёр. Хотелось есть и спать. Он отковырнул маленький кусочек от чёрствой краюшки и не проглотил его сразу, а начал сосать. Есть захотелось ещё сильнее. Васютка выхватил остатки горбушки из мешка, вцепился зубами и съел всю.

Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качалась пихта, и скатывались с неё за воротник Васютке холодные капли воды. Они ползли по спине. Васютка скорчился, втянул голову в плечи. Веки его сами собой начали смыкаться… Было тоскливо, сделалось ещё холоднее. Васютка забылся тяжёлым сном. (111 слов)

( По В.П.Астафьеву «Васюткино озеро»)

Контрольное изложение № 2. Уроки 127-128.

Можно использовать тесты упр. 129. С. 177. (Глава 6).

Глава 7.

Контрольный диктант № 2. Урок 143

Диктант

В пути нас застал ветреный день. По склону горы идти было не так-то просто. Нас окружал чужой необычный пейзаж. Горы скалистыми уступами преграждали дорогу. Стремительная, но небольшая речонка несла свои воды в глубине ущелья. Она переливалась и искрилась в местах небольших водопадов. Мы увидели на её берегу что-то напоминающее лодку и рыбацкие снасти.

Вдруг за крутым поворотом петляющей вдоль валунов тропинки появился невзрачный на вид дом. Его стены не кирпичные, а каменные мощной преградой возникли на нашем пути. Серебряный флюгер на крыше издавал странный пронзительный скрип. К каменной стене подступал чёрной стеной лиственный лес и уходил высоко в горы. Пунцовые стены дома напоминали крепостные, очень мощные и тяжёлые. Я понял, что мы всё-таки добрались до цели. (115 слов)

Контрольное сочинение № 2. Сочинение-описание по картине. Уроки 146-147

Можно использовать упр. 150. С 188. (Глава 6). Упр.54, с. 222, гл.7

Глава 8.

Диктант (правописание глаголов). Урок 171

Диктант

Легран уверенно вёл нас вперёд, сверяясь с ориентирами, которые заприметил. Плоскогорье сплошь поросло ежевикой. Вскоре стало ясно, что без косы нам сквозь заросли не пробраться. По приказу Леграна Юпитер стал выкашивать для нас тропинку к тюльпановому дереву необыкновенной красоты. Когда мы пришли наконец к цели, Легран спросил, сможет ли он взобраться на него. Старик был сперва озадачен и ничего не ответил. Потом обошёл ствол кругом. Когда осмотр был закончен, сказал просто: «Ещё не выросло такого дерева, чтобы он не смог на него взобраться». Осторожно взявшись за самый конец шнура, он приготовился лезть на дерево. Крепко обнял огромный ствол коленями и руками, нащупал пальцами ног неровности коры для упора. Избежав падения, Юпитер добрался до первой развилины ствола. Главная опасность миновала. (119 слов)

(По Э. По «Золотой жук» в переводе А. Старцева)

Контрольное сочинение-описание.

Можно использовать упр. 111, 112, с. 307, гл. 8; упр.54, с. 222, гл.7.

Диктанты для самостоятельной работы

1. Приближение весны

С каждым днем крепнет весна, - не идёт уже, а будто льётся потоками солнца, зелени, цветов. Сбежали ручьи, зацвели фиалки, первоцвет, ландыши, в зарослях кустов вспыхнули пурпуровые цветы медуницы. Появились стрекозы, в медовом цветенье ивы зажужжали пчёлы. Над болотом затолклись комары. Вечерними и утренними зорями на опушках чернолесья тянули вальдшнепы, в сочной траве скрипели дергачи. (54 слова)

(А. Перегудов)

2. Древняя охота

Видел охоту с ловчими птицами. Нападающий сокол. Жертва - чёрная утка. Снят колпачок с головы - и сокол-в мгновение ока сбивает в воздухе утку. С добычей в лапах он пытается улететь. Но бубенец на ноге птицы подсказал охотнику направление. Добыча у сокола отнята. Он, кажется, даже с радостью обменял её на завяленный кусок мяса. Много любопытнейших тонкостей в этой древней охоте. (60 слов)

(В. Песков)

3. Последний звонок

Вся школа собралась в зале. Впереди стояли маленькие первоклассницы в белых передниках, держа в руках букетики фиалок и подснежников. Все глаза были устремлены на вошедших, и они сразу заволновались, сообразив, что школа прекратила уроки ради них. И в этот момент во всех этажах зазвенел такой знакомый, такой привычный и такой родной звонок. Это был последний звонок, И он уже никуда не звал. Звонок возвещал десятиклассникам о том, что уроки в школе окончены навсегда. (73 слова)

(Г. Матвеев)

4. Дорога к Байкалу

Дорога была пустынной. Вокруг - ни кустика, ни дерева. Только изредка встречались какие-то разрушенные дома и кирпичные печи с высокими закопчёнными трубами. Люди, которые жили здесь раньше, переселились в новые места. Поторопились они не зря. Когда плотина перегородит реку, вода разольётся по ложбинкам и оврагам, затопит тропинки и дорогу, по которой мы ехали к Байкалу. Впервые в жизни я ехал по дну моря. (62 слова)

(Н. Печерский)

Контрольный диктант № 3. Урок 174

В наши дни русский язык вступает в новый период своего исторического развития.

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы. Ведь хорошо известно, что любой знак - это не только орудие общения, но также еще и практическое сознание.

Новое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Без языковой точности и конкретности не может быть прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения.

(По Л. И. Скворцову. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи»)


© 2010-2022