• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Разработка урока по русской литературе М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России

Разработка урока по русской литературе М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Есіл ауданының білім бөлімі

«Чириковка орта мектебі» КММ

Есильский районный отдел образования

КГУ «Чириковская средняя школа»











М.Ю.Лермонтов. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России











Цель: раскрытие своеобразия произведения, истоки которого уходят к истокам народной поэзии

Задачи:

- познакомить учащихся с содержанием произведения, главными героями;

- развивать речевую компетенцию учащихся;

- воспитывать интерес к далекому прошлому.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы изложения: словесные, наглядные, исследовательские

Оборудование: слайдовая презентация

План

1 Вводно-мотивационный этап.

2 Этап подготовки учащихся к восприятию поэмы.

Вступительное слово учителя о поэте.(слайд №1-3. Портрет поэта, даты жизни, тема, эпиграф).

-Какие биографические факты из жизни М.Ю.Лермонтова вы помните?

-Какие произведения поэта на исторические темы вам известны? Прочитайте запомнившиеся вам лермонтовские строчки.( слайд№3-4 «Бородино»)

- Заче же поэт XIX века обращается к столь далеким событиям, какую мысль хотел донести до читателей?

- Об этом пойдет сегодня речь. Поэма показывает нам картины быта XVI века, когда на Руси царствовал Иоанн IV, прозванный в народе Грозным.(слайд №5)

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом семья? Составьте кластер .

-Как вы понимаете смысл словосочетания «семейный долг»?

- А знаете ли вы, какие устои были в старину, в эпоху Ивана Грозного?

-Что вы знаете об Иване Грозном?

- Почему Лермонтова волновала эпоха Ивана Грозного, а не Петра I ?

Индивидуальное задание. Сообщение учащихся о России в эпоху Ивана Грозного, опричнине, «Домострое», о личности царя ( слайды№6-9 -старая Москва, картины И. Репина, В. Васнецова, пир у царя, торговые ряды в Московском Зарядье).

3. Этап знакомства с произведением.

Чтение поэмы учителем.

-Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы?

- Какой герой вам понравился больше всего и почему? Словарная работа.

4. Этап сотворчества.

Беседа.

- В какое время происходит действие поэмы?

- С какого события начинается поэма?

-Составьте визитную карточку главных героев поэмы, определите реально исторических и вымышленных героев.

Работа в группах (слайд№10-12 вопросы для групп)

- Определите в поэме элементы сюжетной композиции. Найдите фольклорные элементы.

- Как характеризуется в поэме Иван Васильевич? (Почему не Иван Грозный?). Совпадает ли ваше представление о царе с исторической справкой и с образом , показанным в поэме?

- Найдите в тексте параллельные сравнения из мира природы с образом царя и царской власти. Какой дополнительный смысл изображаемым событиям придает это сравнение?

- Если бы вы были художниками, и вам надо было бы иллюстрировать « Песню», в какой бы цвет вы окрасили каждую главу?

5.Обобщение. (возврат к слайду№ 5-6)

- Зачем же поэт обращается к столь далеким событиям, какую мысль хотел донести до читателей?

- Что, на ваш взгляд, позволило русскому критику В.Г.Белинскому сказать так о Лермонтове: « Поэт …перенесся в…историческое прошлое России, послушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа… усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов…?»

6.Домашнее задание ( по группам)

-подготовить рассказ о семейной драме Калашникова.

-Составить визитную карточку Кирибеевича с использованием цитат и иллюстративного материала (презентация)

-Найти описания природы, как они согласуются с событиями 1-2 глав( подобрать иллюстрации, презентация)

7. Рефлексия.

Самоанализ урока

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России

Цель: раскрытие своеобразия произведения, истоки которого уходят к истокам народной поэзии

Задачи:

- познакомить учащихся с содержанием произведения, главными героями;

- развивать речевую компетенцию учащихся;

- воспитывать интерес к далекому прошлому.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы изложения: словесные, наглядные, исследовательские

Оборудование: слайдовая презентация

В 7 классе работаю 3 года. По уровню способностей класс - средний.В классе обучается 5 человек. По уровню литературного развития выделяется тр мини-группы: высокий-2 , средний- 2, низкий-1 человек. По аналитико- творческим способностям выделяются следующие группы: художники-1, хорошие актерские способности- 2, аудинальный-1, пассивный-1.

Данный урок входит в систему уроков по изучению поэмы в соответствии с программой по предмету. Так как урок объяснения нового материала, следовательно, включает этапы:

1.Вводно-мотивационный этап.Психологическмй настрой.

Цель: снять напряжение.

2.Этап подготовки учащихся к восприятию поэмы

Организуя этот этап урока, учитель помогает учащимся понять, почему поэта волновало время царствование Ивана Грозного. Индивидуальное сообщение и презентация подготовило учащихся к восприятию произведения и уяснению его основной идеи.На данном этапе используется прием ассоциаций.

3 Этап знакомства с произведением.

Задача: помочь учащимся перенестись в историческое прошлое России.Чтение произведения создает необходимый эмонациональный настрой учащихся на дальнейшую работу.

4.Этап сотворчество.

На данном этапе учитель обращает внимание на композицию. сюжет, стилистические особенности произведения, считая, что это позволит привести учащихся к пониманию художественной идеи, авторской позиции.Для этого используются аналитические и творческие задания, что позволяет развивать логическое и образное мышление учащихся, которые работают по группам.

6 Обобщение.

Задача: подведение итогов работы, самооценка и оценка труда товарища.

Домашняя работа предполагает выполнение дифференцированного задания

творческого характера.



© 2010-2022