Конспект урока по русскому языку Лексика и фразеология. Обобщение

Данный урок является заключительным в разделе «Лексика и фразеология», поэтому ставлю своей целью помочь учащимся целостно представить многообразие и красоту русского языка.Для этого выбрала нетрадиционную форму урока-деловая игра, что позволяет эффективно включить всех учащихся в деятельность, создав положительную мотивацию через создание проблемной ситуации, анализ, сравнение, сопоставление, через самостоятельные открытия. Класс превращается в отдел редакции газеты «Лингвистический вестник», п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г. Невинномысск

МБОУ СОШ №14

Урок-деловая игра



Предмет: русский язык

Класс: 5

Учитель: Черепенько С.Ф.

Тема: Обобщение материала по теме:

«Лексика и фразеология».







2014 Г



Урок -деловая игра 5 класс

Обобщение материала по теме: «Лексика и фразеология».

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

-обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология»

-совершенствование пунктуационных, орфографических навыков

-знакомство учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты.

2. Развивающие:

-развитие у школьников орфографической и пунктуационной зоркости

-развитие познавательной активности, умения логически мыслить

-развитие памяти, внимания, культуры речи

-развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности

-формирование чувства ответственности за результаты своего труда

-формирование норм правильной литературной речи.

3. Воспитательные:

-воспитание любви к слову и родному языку

-воспитание умения владеть собой, своим психическим состоянием, предвидеть последствия своих решений

-воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка (весь материал урока можно представить в виде презентации), проект газеты, словари.

Парты расположены так, чтобы учащиеся могли работать в группах

Ход урока

1 Организационный момент. Мотивация.

Здравствуйте, ребята. Давайте представим, что мы с вами не на уроке, а на рабочем месте в редакции газеты «Лингвистический вестник». Сегодня мы повторим изученный материал по теме «Лексика и фразеология», но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты.

Я выступаю в роли главного редактора, а вы мои помощники. Перед вами выпуск, тема которого «Многоликие слова». Готовя этот номер, учтите, что газета - вещь серьезная; она должна быть не только содержательной, интересной, но грамотно и красиво оформленной. Наша цель - сделать так, чтобы номер был выпущен в срок, а все материалы к газете должны быть внимательно прочитаны, проверены

Думаю, вы согласны потрудиться и получить от работы пользу.

2. Основная часть урока.

Итак, начинаем работать над выпуском газеты. Посмотрите на страницы, рубрики, оформление. Мне очень нужна ваша помощь, чтобы газета вышла в печать. Обратите внимание на материалы первой полосы.

Конспект урока по русскому языку Лексика и фразеология. ОбобщениеРаботая в роли помощников редактора,

- проверьте, все ли термины относятся к теме: Лексика и фразеология. Исключите лишнее.

Слайд4

- определите, какие статьи могут быть помещены в номере, а какие - нет.

У вас на эту работу 5 минут. Используйте для правки текстовыделитель.

( Дети работают в парах)

Давайте послушаем авторитетное мнение (…), какая статья и почему вычеркнута из номера?

СЛАЙД 5

Пока оставим это место, вернёмся к нему позже.

Начинаем работать над тем, чтобы в тексте не было ошибок по правописанию. Представьте себя в роли корректоров. Расставьте знаки препинания в высказываниях о значении слова.

Самопроверка с помощью демонстрации правильного ответа на экране СЛАЙД 6



Работаем над следующей страницей:

Конспект урока по русскому языку Лексика и фразеология. Обобщение

Обратите внимание на рубрику «Проба пера». Пятиклассник прислал в нашу редакцию сочинение. Прочитайте и отредактируйте. Какие ошибки допустил ученик и что бы вы ему посоветовали? Уместна ли картинка?

Слайд 7

В статье «Удивительная находка» опубликован отрывок из письма учителя своим ученикам, найденного в библиотеке. Находке более 30 лет. Не всё сохранилось. Помогите восстановить обращение.

Слайд 8

Упражнения творческого характера. Работая над газетой, мы повторяем, выразительные средства языка. Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором. Групповая работа

Слайд 9

В редакции газеты должен быть небольшой перерыв. Давайте сделаем зарядку

СЛАЙД 10 (музыкальное сопровождение). Молодцы, движемся дальше.

Перед нами 3-я страничка «Занимательный калейдоскоп». Она посвящена фразеологизмам.

Конспект урока по русскому языку Лексика и фразеология. Обобщение

Нашим читателям предлагается занимательный материал, но нам нужно не только поставить вопросы, но и ответить на них

Мои коллеги, сотрудники газеты должны быть эрудированы и остроумны. Вот сейчас для вас задания:

1 группа Посчитайте, сколько фразеологизмов в тексте . Подчеркните их текстовыделителем.
2 группа «Помогите Незнайке » - растолкуйте значения фразеологизмов.

3 группа «Кто больше» назовите фразеологизмы

Впишите ответы.

Давайте проверим, что у вас получилось. Афиширование. СЛАЙД 11-13

На 4-й странице представлены традиционно головоломки. Конспект урока по русскому языку Лексика и фразеология. Обобщение

Но давайте сначала разберём высказывание древнекитайского мыслителя Конфуция:

«Учиться и время от времени повторять изученное, разве это неприятно?» Согласны ли вы с ним? Как вы понимаете смысл этого изречения?

СЛАЙД 14

Выберите себе задание по желанию: разгадайте ребус или кроссворд.

Слайд15-16

Наш номер практически готов. Незаполненной оказалась первая страница, а это витрина газеты. Номер в любом случае должен выйти в срок, будем писать статью на ходу. Нужно написать заметку на тему: «Богатый русский язык», которая бы соответствовала названию рубрики и теме газеты. Но помните, она по объему должна соответствовать размерам колонки и написана грамотно.

Корреспондент (…), познакомьте нас со своей статьей.

4 Итог урока

Работа над редактированием номера закончена, нам осталось вписать свои имя и фамилию в выходные данные газеты внизу четвертой страницы.

Коллеги, номер, на мой взгляд, получился очень хороший, мы хорошо потрудились и уложились в заданные сроки.

Особенно хорошо поработали (выставление отметок)

5 Домашнее задание: повторить параграфы 45-51, по выбору: 1) написать заметку в газету

2) составить кроссворд.



© 2010-2022