Олимпиадные задания по русской литературе (8 класс)

Олимпиадные задания по русской литературе для учащихся 8 класса. Вопросы брала по теории литературы , а так же на знание литературных произведений, изученных в 7 классе и в 8 классе(первое полугодие).Цель тестовых заданий- проверить знания учащихся по программе.Задания такого типа могут быть использованы учителем какм на уроке в качестве обобщающего контроля, так и во внеурочной деятельности, например: проведение предметных олимпиад , предметной недели в школе, викторины , КВН и т.д. Для облегче...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Олимпиадные задания

по литературе 8 класс

Задания.


  1. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Укажите название басен И.А.Крылова по приведенным строкам.

    1. «На задних лапах я хожу ».

    2. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».

    3. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

    4. «Избави, бог, и нас от этаких судей ».

    5. «Великий человек лишь громок на делах».

5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)


  1. Определите произведения и их авторов по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет.

    1. На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно - будто лебедушка;

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово - соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

2.2. «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным…»

2.3. (Он ) «был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривая свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду».

2.4. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал,

ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.

2.5. Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа)

3. С какими местами связан жизненный и творческий путь поэтов и писателей? Найдите соответствия.


  1. В.А.Жуковский. 1. Тарханы.

  2. А.С.Пушкин. 2. Спасское - Лутовиново.

  3. Н.А.Некрасов. 3. Ясная Поляна.

  4. А.А.Блок. 4. Таганрог.

  5. Н.В.Гоголь. 5. Константиново.

  6. М.Е.Салтыков- Щедрин. 6. Белев.

  7. М.Ю.Лермонтов. 7. Михайловское.

  8. И.С.Тургенев. 8. Грешнево.

  9. Л.Н.Толстой. 9. Шахматово.

  10. А.П.Чехов. 10. Васильевка.

  11. С.А.Есенин. 11. Спас - Угол.

5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

4. Назовите авторов приведенных фрагментов художественных произведений

4.1. О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной

И часто сладостью своей

Меня в стране пленяешь дальной.

4.2. А вороны?..

Да ну их к Богу!

Я ж в своем, не в чужом бору.

Пусть кричат, поднимают тревогу -

Я от карканья не умру.

  1. Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья…

Это - русская сторонка,

Это - родина моя!

4.4. Привет, Россия - родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое…

  1. Простые звуки родины моей:

Реки неугомонной бормотанье

Да гулкое лесное кукованье

Под шорох созревающих полей.

  1. Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат…


  1. баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)


  1. Прочитайте два стихотворения, посвящённых одной теме. Что их

сближает? Какие образы создают поэты в своих стихотворениях? В чём

особенность манеры каждого из поэтов? Как вы думаете, почему поэты так

часто обращаются к данной теме? Какие приёмы помогают им выразить

свою мысль острее и ярче? Ответьте на эти вопросы в виде связного

текста.

Вадим Шефнер

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СТИХАХ

Стихи - не пряник и не кнут,

И не учебное пособие;

Они не сеют и не жнут -

У них задание особое.

Они от нас не ждут даров,

Открещиваются заранее

От шумных торжищ и пиров,

От хитрого преуспевания.

Милее им в простом быту,

Почти неслышно и невидимо,

Жить, подтверждая красоту

Всего, что вроде бы обыденно.

Но в громовые времена,

Где каждый миг остёр, как лезвие,

На помощь нам идёт она -

Великодушная поэзия.

Где пули свищут у виска,

Где стены и надежды рушатся,

Припомнившаяся строка

В усталых пробуждает мужество.

...Тоска, разлука ли, болезнь -

Что ни творится, что ни деется, -

Пока стихи на свете есть,

Нам есть ещё на что надеяться.

Константин Арбенин

ПОЭЗИЯ

Поэзия - не утопия,

Не миссия, не судьба.

Поэзия - ласкостопие,

Надветренная ходьба.

Поэты хранят творения

Не в сердце, не на лице,

А в складочках оперения,

В летательной их пыльце.

Поэты хранят творения

Не в сердце, не на лице,

А в складочках оперения,

В летательной их пыльце.

Поэзия - не позиция,

Не вызов, не точка взрыва.

А утлое, неказистое

Прибежище у обрыва.

Не бешеная удача,

Не выхоленный зверёк,

А с крупной купюры сдача,

Звенящая поперёк.

Поэты - канатоходцы,

Скользящие над толпой.

И бурлаки, по солнцу

Бредущие бечевой.

И все их повадки - птичьи,

И призрачны их права.

И лишь на четверостишье

Держится голова.

Но все мы зависим в общем-то

От этих пернатых душ -

От их неземного почерка,

От их невесомых нужд.

И дышат стихом на истину,

Как греют в ладонях птах,

Серьёзные легкомысленники

Поющие в проводах.

Поэзия слов не ищет

И не приносит весть.

Поэзия - это днище

Ковчега, где все мы есть.


  1. баллов


  1. В мире существуют памятники не только выдающимся людям,

оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных

произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге -

Носу майора Ковалёва, или в Таганроге - Каштанке и учителю гимназии Беликову. Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник герою литературного произведения. Кому из литературных персонажей вы поставили бы памятник? Обоснуйте свой выбор. Опишите свой памятник. Где бы вы выбрали для него место (В какой стране? В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить?

30 баллов






Ответы по литературе 8 класс

Задание 1

  1. И.А.Крылов «Две собаки».

  2. И.А.Крылов «Кукушка и петух».

  3. И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

  4. И.А.Крылов «Осел и Соловей».

  5. И.А.Крылов «Две бочки».

По 1 баллу за каждый правильный ответ - всего 5 баллов

Задание 2

2.1. Алена Дмитриевна. Произведение М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин. Произведение Н.В.Гоголя «Шинель».

  2. Калиныч. Произведение И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

2.4. Помещик, князь Урус - Кучум - Кильдибаев. Произведение М.Е.Салтыкова - Щедрина «Дикий помещик».

2.5. Портрет А. Струйской (поэтическое «прочтение» картины художника Ф.С.Рокотова). Стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет».

Всего: 7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа).

Задание 3

1 - 6 7 - 1

2 - 7 8 - 2

3 - 8 9 - 3

4 - 9 10 - 4

5 - 10 11 - 5

6 - 11

Всего:5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).

Задание 4

4.1. Константин Николаевич Батюшков.

4.2. Александр Яковлевич Яшин.

4.3. Феодосий Петрович Савинов.

4.4. Николай Михайлович Рубцов.

4.5. Ольга Александровна Фокина.

4.6. Сергей Сергеевич Орлов.

Всего: 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).




Задание 5

Поскольку тема этих стихотворений традиционна для лирики, ученики

могут быть знакомы с другими поэтическими текстами, в которых авторы

рассуждают о предназначении поэзии и роли поэта. В этом случае очень ценны будут наблюдения над тем, в чём особенность разработки данной темы в

конкретных текстах.

Важно не сводить выполнение задания к перечислению обнаруженных

в текстах стихотворений образов и приемов, а проанализировать

содержательность формы, особенности поэтического языка каждого из поэтов. В текстах обоих стихотворений много слов и выражений, понимание которых вызывает трудности у современных школьников, поэтому без установления их значений понимание смысла стихотворений будет затруднено.

При оценке работы, безусловно, следует учитывать богатство словаря

ученика и разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте, который создаст ученик, а также то, как ученик строит высказывание (в этом выразится его понимание, что такое композиция текста).

20 баллов

Задание 6

Оценивая работы, важно учитывать следующее: при выполнении этого

задания ученикам придётся продумать, какие именно детали, характеризующие персонажа, помогут им создать не просто зрительный, но и объёмный образ, отобрать наиболее значимые из них - для этого необходимо

продемонстрировать не только детальное знание текста, но и понимание его.

Кроме этого, ученики должны показать знание исторического и

культурологического контекста (эти знания проявятся в выборе и обосновании места, где будет стоять «памятник»). Возможно, учащиеся при изложении своей концепции расскажут о том, что им известно об истории создания

произведения, о творческой биографии автора.

При оценке работы, безусловно, следует учитывать богатство словаря

ученика и разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте, который создаст ученик, а также то, как ученик строит высказывание (в этом выразится его понимание, что такое композиция текста).

30 баллов

Итого: 74 б.

6

© 2010-2022