Конспект урока по рассказу Л. Улицкой Капустное чудо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«В жизни всегда есть место чуду»

Урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу Людмилы Улицкой «Капустное чудо».

Эпиграф: Чему бы жизнь нас не учила,

а сердце верит в чудеса!

Ф.И.Тютчев


Цель урока: творческое развитие учащихся через определение нравственной проблемы в рассказе Людмилы Улицкой «Капустное чудо».

Задачи:

1. Дать представление о личности Людмилы Улицкой и её творчестве, показать особенности раскрытия темы «Чудо в реальной жизни».

2. Продолжить формирование навыков анализа прозаического произведения.

3. Воспитывать интерес к чтению книг, продолжать духовно-нравственное воспитание.

План урока

1.Вступительное слово учителя

2. Раскрытие сюжета + чтение наизусть

3. Отгадывание кроссвордов и определение темы урока

4.Определение задачи урока

5. Выступление об авторе

6. Выступления групп

7. Определение жанра

8. Беседа по вопросам

9. Работа с рисунками

10.Сочинение-рассуждение

11. Нахождение проблем

12.Рефлексия

13.Настрой на позитивное

14. Оценивание друг друга

15. Домашняя работа


  1. Вступительное слово учителя

«Капустное чудо»… когда мы слышим это сочетание слов, то нам трудно даже представить, о чем пойдет речь в рассказе. Поэтому на первых рисунках, которые вы приготовили до ознакомления с произведением, чудо капустное было именно таким. Сейчас мы не будем анализировать эти рисунки, а вернемся к ним позже после анализа произведения и подумаем, совпали ли ваши рисунки с сюжетом рассказа, с его темой и идеей.

2. Сюжет рассказа + чтение наизусть

Пересказ сюжета «вслед за слайдами». Наизусть со слов: «Стемнело…»

3. Отгадывание кроссвордов и определение темы урока

Название произведения и его содержание мы знаем, но как вы думаете, как будет называться наш урок, и какие цели и задачи мы на нем будем решать? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним первое задание: будем отгадывать кроссворды и по главным словам кроссвордов определим, о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Кроссворд №1









1. Дуську охватил … , когда она поняла, что потеряла деньги

2. У девочек нет родителей, они …

3. Машина с капустой называется …

4. Временами шел не то дождь, не то …

5. Младшую девочку звали …


Кроссворд №2











1. Девочки встали в … очереди

2. Девочки любили сидеть около швейной машины и собирать …

3. Ипатьева на покупку капусты дала …

4. У девочек иззябли …

5. Кротова для Ипатьевой …

6. Место, где продают капусту - …

Кроссворд №3









1. Ждали … с капустой

2. Ипатьева Ольге сунула в руку …

3. Ипатьева утирала … лоскутком

4. Ипатьеву сначала называли …

5. На ногах у девочек - …

Кроссворд №4







Ключевые слова: «жизнь», «всегда», «место», «чудо».

Исходя из этих главных слов, попробуем сформулировать тему нашего урока: «В жизни всегда есть место чуду».

А эпиграфом к уроку станут слова Ф.И.Тютчева: «Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса!»

4.Определение задачи урока:

- определить, что понимается под словом чудо,

- выяснить, когда чудеса случаются

- уточнить, нужны ли какие-то усилия для совершения чуда

5. Выступление об авторе.

Учитель: Когда вы прочитали текст, вы поняли, что он совсем не похож на те произведения, которые мы до сих пор читали. И, конечно же, вам должно быть интересно, кто написал этот замечательный рассказ. Послушаем об авторе выступление …

Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации её семья. Оба её деда - Яков Самойлович Улицкий и Борис Ефимович Гинзбург - были репрессированы и находились в заключении. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ. Два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда она уволилась в 1970 году. С тех пор Улицкая никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка.

Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по её сценарию был снят фильм «Сестрички Либерти», а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору французскую премию Медичи. В 1998 году "Сонечка" стала лауреатом итальянской литературной премии имени Джузеппе Ачерби, роман "Казус Кукоцкого" стал лауреатом премии "Русский Букер". "Люди нашего царя" - сборник рассказов, стал победителем интернет-голосования премии "Большая книга". Людмила Улицкая является обладателем французских наград Кавалер Ордена Академических пальм и Кавалер Ордена искусств и литературы. Людмила Евгеньевна считает, что она всегда опаздывает, хотя она пытается шагать в ногу со временем. В 45 лет она научилась водить машину, в 50 стала писательницей, только в 55 научилась владеть компьютером.

Произведения Людмилы Улицкой переведены на тридцать языков мира. Читатели отмечают злободневные сюжеты её книг, яркие характеры главных героев, а также лёгкий слог автора. Литературоведы называют ее прозу "прозой нюансов", отмечая, что "тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим".

Рассказ «Капустное чудо» входит в цикл рассказов «Детство-49».

6. Выступления групп

Учитель:

Только что было сказано, что прозу Улицкой называют прозой деталей и сегодня мы в течение урока будем доказывать, что это именно так, что даже в маленьком рассказе очень много худ. деталей, которые помогают раскрытию темы и основной мысли произведения.

Домашнее задание для групп было найти такие детали по конкретным темам. Первая группа должна была найти слова, указывающие на время действия.

Группа №1

Текст

Значение

Девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью, у Ипатьевой девочки жили уже почти год.

1946 год - страна только оживала и отстраивалась после Великой Отечественной войны

Позднее ноябрьское утро. Тяжелые темно-красные флаги, не убранные после праздника

После годовщины Великой Октябрьской революции - 7 ноября

В кармане лежала картинка с желтым зубастым японцем, замахнувшимся кривым ножом на кусок географической карты

После войны с немцами была война с японцами. (09.08.45-02.09.45)

Выводы: Вопросы: Почему автор пишет: «и в этой хмурости радовали только тяжелые, темно-красные флаги»?

Группа №2

Записать слова, передающие душевное состояние и особенности поведения героев.

Ипатьева

Дуся и Ольга

Старуха по прозвищу Слониха

Дуся - 6 лет, Ольга - младше

Самая близкая родственница

Сироты, внучки ее недавно умершей сестры

Оставила их у себя, но без большой радости. Бормотала - привезли на мою голову.

Испуганно жались друг к дружке, исподлобья смотрели.

Не сдать ли в детдом.

Молчали, только шуршали.

Повела в баню, уложила спать на свою кровать.

Заговорили сначала между собой, а потом и со старухой

Господь с ними, пусть живут.

Стали звать бабой Таней

Таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили.

Всю домашнюю работу они делают сами - легко и непринужденно

Вывод: обретение слова и обретение имени «старухой» становится важным шагом в установлении гармонии внутри вновь созданной семьи.

Группа №3

Вы должны были найти в тексте пейзажные зарисовки, отдельные цвета, используемые автором и определить их смысловую нагрузку.

Реальный мир

Мир мечты

Темнота

Холод

«беспросветно-темная очередь», «было сумрачно и хмуро», «кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев...», «свет стал убывать», «стемнело».

«замерзшими пальцами», девочки «продрогли», чтобы согреться, они «тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами», «платки промокли, но пока еще грели», «ноги вконец иззябли - ботинки тепла не держали», «рыли побелевшими пальцами».

"белый снег", "бело-голубая капуста", «сверкнул бело-голубым сиянием ее груз», «от белизны снега стало чуть веселее и вроде светлее», "светло-голубые глаза", «зеленый ларёк», «зеленое окошко», «освещая фарами брусчатку»

Цвета: зеленый - символ победы весны над зимой, жизни над смертью.

Голубой - производит впечатление покоя и свежести.

Вывод: эти слова являются в данном тексте деталями-символами, помогающими раскрыть тему бесприютности человеческой жизни, а также быстрого взросления детей. А мир мечты наполнен другими эпитетами: используется прием контраста.

Мотив темноты и холода развивает тему сиротства: девочки остались сиротами после гибели отца на фронте и смерти матери.

Группа №4

Найти элементы сказочного.

- Оживает десятирублёвка: "измятая десятирублёвка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой";

- оживает "картинка из журнала с нарисованным жёлтым зубастым японцем".

- снег превращается в доброго волшебника: "Он покрывал сутулые спины людей и спины домов. От белизны снега стало чуть веселей и вроде светлее".

- машина «освещала фарами бежавший перед ней раскосый кусок брусчатки», «вильнула», «рванулась, сбросив два кочана»

- кочаны «крякнули, стукнувшись о дорогу», «второй покатился, слегка подпрыгивая, прямо к ногам Ольги»

7. Определение жанра

В данном рассказе не только сказочные мотивы, но и мотивы святочного рассказа.

Традиционный святочный (рождественский) рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии, духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо это не только помощь свыше, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

-С какими святочными рассказами мы знакомились на уроках литературы?

(Ф. Достоевский - "Мальчик у Христа на ёлке", А. Куприн - "Чудесный доктор")

8. Беседа по вопросам

  1. Какое чудо произошло?

  2. Почему рассказ называется «Капустное чудо»?

Случившееся - это скорее удачное стечение обстоятельств, счастливый случай, но именно он дает возможность увидеть изменения, произошедшие с центральными героями. На внешнем уровне это проявляется в том, что в уставших и отчаявшихся девочках пробуждается энергия, и они ловко придумывают, как доставить тяжелые кочаны домой.

- Искреннее переживание за судьбу девочек сотворило с Ипатьевой маленькое чудо: она дважды «сбегала к ларьку», хотя в начале повествования упоминается, что ее «ноги еле ходили»

- Для Ипатьевой это великое чудо: ее девочки живы и невредимы.

- Более того, она осознала значение Ольги и Дуси в ее жизни.

- Самым главным чудом в то послевоенное время, о котором и написан цикл, является сама жизнь.

  1. Почему именно два кочана и почему один распался надвое?

- Три единицы, засунутые девочками в один мешок. И в этом вполне бытовом действии мерцает бытие, как это часто бывает у Л. Улицкой: целый вилок - Ипатьева, две половинки - девочки-сестренки, общий мешок - общая судьба, одна семья на троих. Капуста же оказывается емкой метафорой человеческой личности. Человек сложен, не сразу открывается его истинная суть. Нужно «сто одежек» снять, чтобы добраться до сердцевины.

9. Работа с рисунками.

Вопрос: можно ли назвать эти рисунки иллюстрациями к рассказу?

- Да. Есть фраза «в капусте нашли», объясняющей появление ребенка на свет. В каком-то смысле Ипатьева действительно нашла своих девочек, свою семью в капусте.

10.Сочинение-рассуждение.

Написать сочинение по данным фразам. Как вы понимаете эту фразу?

1 группа.

- Надо было валенки надеть, - сказала Дуся.

- На валенках кошка спит, - отозвалась Ольга.

2 группа.

- Беги домой! Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу.

Но Дуська не отходила.

3 группа.

- Что теперя с нами будет! Прогонит она нас, и куда мы пойдем!

4 группа.

- Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? - убивалась Ипатьева.

11. Нахождение проблем

В 11 классе по русскому языку пишем сочинение по какой-то проблеме. Этих проблем может быть очень много. Перед вами некоторые из них теперь посмотрите внимательно и скажите, по каким проблемам в качестве аргумента можете привести данный рассказ.

Проблема сложности взаимоотношений людей

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»

Проблема взаимоотношений родственников

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным

Проблема отношения к прошлому

Проблема смысла человеческой жизни

Проблема равнодушия

Проблема тяжелой судьбы «детей войны»

12.Рефлексия

Узнал

Я Удивился

Сделал для себя вывод


13.Настрой на позитивное

Обращение к эпиграфу: Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса!

Я верю в чудеса!
Они придут,
Когда ты их не ждёшь.
От бед спасут,
Как солнце в летний дождь!
Сквозь тучи, мрак,
Внезапный резкий шквал.
Блеснёт вдруг так,
Как будто ТЫ позвал!.. Корноушенко Ирина

14. Оценивание друг друга

15. Домашняя работа

Рассказ не закончен. Такая концовка называется открытым финалом.

Дома написать концовку рассказа

9


© 2010-2022