Открытый урок по русскому языку в 6 классе Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 6 а

Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

  1. Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении количественных и порядковых имен числительных, способствовать формированию представления об особенностях разрядов числительных.

  2. Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

  3. Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных и эстетических качеств личности.

Задачи урока: 1) дать понятие о количественных и порядковых именах числительных и особенностях их склонения; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать количественные и порядковые имена числительные. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. 2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать воспитанию патриотизма, прививать интерес к истории своей страны и малой Родине. Способствовать развитию умения применять полученные сведения на практике.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

2.Актуализация знаний

Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала




-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы с вами поговорим о важной теме для каждого из нас, для каждого человека нашей большой многонациональной страны.




Ребята, сегодня мы совершим путешествие. Но путешествие будет необычным.






Личностные УУД

Осуществляемые действия: эмоциональный настрой наурок

Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений

Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые: слушание собеседника

Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний

Личностные УУД

Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему

Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

3.Постановка учебной задачи

Цель этапа:

Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

Слайд 1. (1941-1945)

- С каким знаменательным событием связаны эти даты?

- Прочитайте эти числительные, правильно выговаривая их окончания

- На какой вопрос отвечают эти числительные? (какой?) Какие это числительные? (порядковые)

Слайд 2. (22 июня 1941 года фашисты вероломно напали на СССР)

- Какие числительные встретились вам здесь? На какой вопрос отвечают эти числительные? (сколько?) Какие это числительные? (количественные)

- Какая тема нашего урока? (Количественные и порядковые числительные) Слайд 3

- А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока?

Слайд 4. (Стихотворение «Мужество» А. Ахматовой).

Задание: 2 учащихся работают у доски. Написать количество учеников в классе. Написать так, как просит учитель физкультуры рассчитаться по порядку, а потом рядом написать, как эти числительные отвечают на вопрос сколько?

-Правильно ли ребята выполнили задание? Какие ошибки они могли допустить? Почему ребята допустили ошибки?

Сейчас вы самостоятельно изучите параграфы 70, 71 на стр. 49, 51.

-О чем мы сегодня будем с вами говорить? Что мы должны сегодня сделать на уроке? Что вы хотите сегодня узнать?

Слайд 5.

Цели урока:

  1. Знать разряды порядковых и количественных числительных, об изменениях порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложных прилагательных, в состав которых (первая основа) входит числительное.

  2. Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи. Уметь находить их в тексте, определять разряд, синтаксическую роль в предложении

- Слайд 6. (смайлики). В конце урока вы должны сами себе поставить оценку, а оценками вам будут служить смайлики: веселый - я отлично понял тему, прищуренный - я хорошо понял тему, грустный - я не до конца понял тему.

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия: самостоятельное определение цели урока

Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД



Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

Формирование уменияучитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем

Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности

4.Проблемное изложение нового знания

Цель этапа:

Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения

Слайд 7, 8

Прочитать тексты, правильно выговаривая окончания числительных. Поставьте к ним вопросы и определите падеж числительных. К какому разряду относятся эти числительные? (количественные)

Работа по учебнику. Стр. 50. Упр. 406.

(материал для ознакомления)

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов

Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах, группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию

5.Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

Зафиксировать алгоритм определения падежа количественных и порядковых числительных; организовать усвоение учащимися нового материала ( фронтально и в группах)


Прочитайте тексты, правильно выговаривая окончания числительных. Запишите числительные прописью и выделите окончания.

(Тува помогала своему великому соседу всем, чем могла. Тувинский народ собирал подарки для солдат Красной Армии. По всей Туве араты работали не жалея сил, под лозунгом «Все для фронта». Всюду кипела работа. В распоряжение советского правительства был передан весь золотой запас республики около 30 миллионов рублей, а также добыча тувинского золота на сумму порядка 5 миллионов рублей. С июня 1941 по октябрь 1944 года Тува отправила на фронт 5 эшелонов подарков, поставила для нужд действующей армии 50 тысяч боевых коней, более 700 тысяч голов скота, из которых почти 650 тысяч - безвозмездно. От 10 до 100 голов своего скота поставила почти каждая тувинская семья (в семьях тогдашних тувинцев, как и монголов, в среднем количество голов скота в личном пользовании насчитывало как минимум 130 голов). Одной только весной 1944 года освобождённой Украине было подарено 27,5 тысяч тувинских коров. За годы войны Тува поставила на нужды Советской армии 52 тысячи пар лыж, 12 тысяч полушубков, 19 тысяч пар рукавиц, 16 тысяч пар валенок, 70 тонн шерсти, 400 тонн мяса, ржаной, ячменной муки и топлёного масла, а также десятки тонн мёда, плодово-ягодных консервов и концентратов, рыбных изделий, тонны перевязочных бинтов, лекарств традиционной медицины, воска и смолы

Личностные УУД

Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок




Согласно статистике 1998 года, общие безвозвратные потери Советской Армии составили 11 944 100 человек, в том числе погибло 6 885 000 человек, пропало без вести, пленено 4 559 000. В общей сложности Советский Союз потерял 26 600 000 граждан. По другим сведениям, общие потери могут составлять 29 592 749 человек

Всего в боевых действиях в годы войны участвовало 34 476 700 советских военнослужащих. В Армию и на Флот было призвано 490 тысяч женщин.

За годы войны в СССР было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов и 2890 МТС - общая стоимость этих разрушений 128 миллиардов долларов. Для сравнения, ущерб Второй мировой войны для Франции составил 21 миллиард, Польши - 20 миллиардов.

За время Второй Мировой Войны в СССР было произведено около 870 тысяч единиц боевой техники: из них 120 тысяч самолетов, 90 тысяч танков, 360 и 300 тысяч пушек и минометов.

Каждый пятый воевавший в Великой Отечественной войне отмечен наградой. Всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы

Личностные УУД

Осуществляемые действия: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала

Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД



Осуществляемые действия: самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений

7.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра. Найти и записать сочинения-миниатюры, используя числительные на темы: 1) Героизм советских солдат в годы ВОВ; 2) Скольким героям было присвоено звание Героя Советского Союза во время ВОВ? 3) Показать начало ВОВ в цифрах. 4) Сколько тувинских добровольцев ушло воевать в годы ВОВ

Познавательные УУД


Осуществляемые действия: отработка алгоритма по изученной теме, творческая переработка изученной информации, поиск в словарях, в сети Интернет

Формируемые способы действия:

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, применение методов информационного поиска

8. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

- Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса.

- А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.

- На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Урок окончен, до свидания!




Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли

10


© 2010-2022