Активизация речевого общения старших дошкольников

  Активизация речевого общения старших дошкольников. Чтобы научиться говорить, надо говорить. М.Р. Львов Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.          Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация речевого общения старших дошкольников.

Чтобы научиться говорить,

надо говорить.

М.Р. Львов

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

В исследованиях М.И.Лисиной доказано: если на просьбу ребенка, выраженную жестом, взрослый не проявляет ответной реакции, то ребенок скорее начнет делать попытки выразить просьбу словесно, т.е. будет проявлять речевую активность, несмотря на испытываемые при этом большие трудности.

В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое развитие отстает от нормы. Обычно дети, занимаясь какой-либо деятельностью, по собственной инициативе комментируют ее. Сейчас наблюдения свидетельствуют об ином: ст. дошк. не так часто прибегают к речи по своей инициативе.

Развитию речи в д.с. уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это дает положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи. Подлинного же ее развития не происходит. На занятии ребенок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи, а вне занятий речевое общение детей между собой и с окружающими взрослыми крайне скудно. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.

Компонентами речевой активности, по мнению М.Р.Львова, являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развертывания синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывания др. лиц. Он обращает внимание на условия развития речевой активности:

  1. общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;

  2. умение преодолевать скованность, застенчивость.

  3. способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Однако развитие не всех детей дошк. возраста соответствует названным условиям. Помехами речевой активности могут стать неразвитость вышеназванных качеств; речевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память и т.п. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на определенном уровне системой языка, наличие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.

Хочу рассказать о системе психологических, психотерапевтических и педагогических воздействий, направленных на развитие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Указанные воздействия могут быть реализованы в качестве и отдельного направления работы, и составной части различных занятий.

Предлагается 3 блока работы.

Первый блок.

Активизация деятельности детей.

Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников новой группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

Упражнения этого блока проводятся в качестве разминки, средства как включения в работу, так и развития. Организуя работу, педагог, и это очень важно, должен создать у детей потребность подражать действиям взрослого.(покажи,как…изобрази, как…)

Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб,… Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния(внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость). С этой целью разыгрываются несложные этюды с комментированием взрослого. Кроме того, дети учатся самостоятельно показывать основные эмоции.

Примеры некоторых упражнений:

  • Вкусные конфеты

Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.

Внимание так же нужно уделять пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, выражать свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Пантомимика повышает интерес детей к занятиям, расширяет их эмоциональный опыт , позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

  • Походка и настроение

Педагог показывает движения и предлагает изобразить их: «Попрыгаем, как воробышек(веселый клоун, кенгуру, козлик, кузнечик) походим, как мишка косолапый, как маленький ребенок, который только учиться ходить; полетаем, как синичка, как орел; подкрадемся как кошка к мышке).

Эти упражнения не только знакомят детей с мимикой, жестами, позами, походкой, отображающими основные эмоции, но и корректируют некоторые черты характера, а также самооценку детей.

Для формирования адекватной самооценки можно предложить так же следующие игры и упражнения

  • Молчок

Взрослый читает стихотворение А.Бродского «Новичок».

В детский сад пришел Молчок-

Очень робкий новичок.

Он сначала был несмел,

С нами песенок не пел,

А потом, глядим, привык:

Словно зайка - скок да скок.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

Взрослый с детьми обсуждает услышанное и выбирает Молчка, который сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается : прыгает, поет.

В работе используются игры, направленные на развитие, умения выражать эмоциональные состояния с помощью просодики( интонация, сила голоса и т.д.)

  • Ролевая гимнастика

Ребенок рассказывает стихотворение (пословицу, скороговорку) или повторяет предложение: шепотом, громко, как медленно ползущая черепаха, как пулеметная очередь.

Используются игры, цель которых развитие двигательной активности. Они помогают пробудить пассивного ребенка, учат всех детей подчиняться определенным правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции.

  • Паравозик

Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Выбирается ребенок: он паровозик и везет вагончики(остальных детей), преодолевая различные препятствия. В конце занятия эту игру можно использовать как своеобразный ритуал завершения занятия.

Представленные упражнения и этюды первого блока способствуют усилению сплоченности группы, развитию чувства общности, товарищества и установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, формирует внимательное и бережное отношение друг к другу.



Второй блок.

Активизация компонентов речевой деятельности.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых- обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр - в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

  • Кто быстрее?

Педагог произносит какое-либо слово, в ответ дети называют слово, которое первым приходит им в голову. (бабочка- красивая, дерево- сухое, стоит- столб, петь- песню, сердитый- папа, высоко- лететь). Фишку получает тот ребенок, который быстрее произнесет слово. В конце игры подсчитывается количество фишек у каждого ребенка и определяется победитель.

  • Пара к паре

Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии. Например, огурец-овощ, а ромашка- …цветок; помидор- огород, а яблоко - …сад; телефон- ухо, а телевизор -... глаз.

  • Любопытный

Дети образуют круг. Водящий называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому либо игроку и задает короткие вопросы типа: кто? Что делает? Какой? Когда? Зачем? Задача играющих отвечать как можно скорее. Звук Р. Рак, рисует, розовый, ранним утром.

  • Телефонный разговор

Ребенок или педагог говорит что-то по телефону(шепотом) одному из детей(используются только простые предложения), например «маша, принеси свою куклу». Тот кому звонили по телефону, громко повторяет то, что ему сказали. «Ваня сказал мне , чтобы я принесла свою куклу».

Третий блок.

Активизация речи в разных видах деятельности.

В качестве одного из направлений этого блока предлагается изменение социальной позиции, которое происходит за счет включения детей в разные виды деятельности и сферы общения. Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путем использования наглядности, исполнение детьми различных ролей. (это психологически настраивает детей на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации.

Взрослому необходимо обращаться к ребенку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры. необходимо побуждать детей к самостоятельным вопросам: «спроси у Кати, может быть она хочет пойти погулять?» вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому рекомендуется включать задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений.

Затем можно вводить задания, в которых детям приходится выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задаются путем словесного описания условий и участников общения, а так же постановки речевой задачи. Такие ситуации различаются по степени сложности, поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в их предъявлении. Описание ситуации или формулировка речевой задачи, содержащая лексико-грамматические элементы ожидаемого высказывания, намечает схему ответа ребенка. Пример представь, что ребята играют в интересную игру, а ты опоздал в д.с. и игра уже началась. Попроси, чтобы друзья приняли тебя в игру.

Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр драматизаций, инсценировок, сюжетно-ролевых игр, импровизаций направленных на дальнейшее осознание своего социального Я, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу. Цель игры устранение препятствий в межличностных отношениях, повышение социального статуса испытуемых. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов.
Можно использовать драматизации, разыгрывая или отдельные эпизоды, или сказки полностью.

Изобразительная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации умственного и речевого развития детей. Такие занятия дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. (можно забыть положить лист бумаги, карандаши, краски, чтобы дети были вынуждены просить их, т.е. проявлять речевую инициативу). Такие ситуации способствуют развитию речевого этикета. Хорошо заниматься коллективным изготовлением поделок, рисунков это ставит детей перед необходимостью согласовывать свои действия с действиями других, учит доброжелательному и ответственному отношению к партнеру по деятельности.

Организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение , но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком .


© 2010-2022