Рабочая программа по литературе (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 5 кл.

Подготовила: Баранова Мария Ильинична

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 5 кл. составлена на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. В ней так же учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы ина учебник В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2014 г.).

Содержание программы направлено на формирование читательской культуры учащихся, развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи.

Цели изучения литературы в школе:

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подходк созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма

Общая характеристика учебного предмета


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).


Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МКОУ «Болотниковская ООШ» на 2015-2016 учебный год и рассчитана на 102 часа (из расчета 3 часа в неделю).


Результаты освоения курса


Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправление и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль в процессе достижения результата;

- умение правильно оценивать выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество в совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства, выражать свои чувства, мысли и потребности; владеть устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

Предметные результатывыпускников основной школы состоят в следующем:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.




Тематическое планирование


№ п/п

Тема

Количество часов

Из них

Развитие речи

Контрольная работа

Внеклассное чтение

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

10

1

1

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из русской литературы XVIII века

2

5

Из русской литературы XIX века

16

2

1

2

6

Русская литературная сказка

24

3

1

2

7

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

4

1

2

8

Из русской литературы XX века

20

1

9

Поэты о Великой Отечественной войне

2

10

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

3

11

Писатели улыбаются

2

12

Из зарубежной литературы

14

1

1

5

ИТОГО

102

8

5

11




Содержание учебного предмета


ВВЕДЕНИЕ

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной».

А.Н. Плещеев «Весна».

И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне».

А.Н. Майков «Ласточки»;

И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание - основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»

Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…».

Д.Кедрин «Аленушка».

А.Прокофьев «Аленушка».

Н.Рубцов «Родная деревня».

Дон-Аминадо «Города и годы».

Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.









Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Наименование

разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

План.

Факт.

Введение 1ч.

1

Книга в жизни человека.

Выявление уровня литературного

развития учащихся

Вводный урок

1

Работа с текстом

Устное народное творчество 10ч.

2

Устное народное творчество.

Малые жанры фольклора.

Детский фольклор: загадки, частушки,

приговорки, скороговорки, колыбельные песни.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа со словарем

3

Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни

Урок рефлексии

1

Работа с текстом

Творческая работа

4

Сказкакак вид народной прозы.

Виды сказок. «Царевна-лягушка».

Высокий нравственный

облик волшебницы Василисы Премудрой.

Урок открытия нового знания

1

Работа с текстом

5

Художественный мир сказки

«Царевна-лягушка».

Иван царевич, его помощники

и противники.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

6

Народная мораль в сказке.

Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы.

Фантастика.

Урок-лекция

1

Работа с текстом

7

«Иван - крестьянский сын

и чудо-юдо» -

волшебная сказка героического

содержания.

Система образов сказки.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

8

Образ главного героя.

Особенности сюжета сказки.

Герои сказки в оценке народа.

Урок-беседа

1

Работа с текстом

9

Сказки о животных

«Журавль и цапля».

Народное представление

о справедливости.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

10

Бытовая сказка «Солдатская шинель».

Народное представление

о добре и зле в бытовых сказках.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

11

РР «Мои любимые народные сказки».

Обучение домашнему сочинению.

«Мой любимый герой русской

народной сказки», «Почему я люблю

читать народные сказки»,

«Добро и зло в народных сказках»

Развитие речи

1

Творческая работа

Древнерусская литература 2ч.

12

Возникновение древнерусской литературы.

Сюжеты русских летописей

«Повесть временных лет» как

литературный памятник.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

13

«Подвиг отрока-киевлянина и

хитрость воеводы Претича».

Герои летописного сказания.

Фольклор и летописи.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа со словарем

Из русской литературы 18 века 2ч.

14

М.В.Ломоносов «Случились

вместе два Астронома

в пиру…» как юмористическое

нравоучение.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

15

Роды и жанры литературы

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа со словарем

Из русской литературы 19 века 16ч.

16

Вн. чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18в)

Внеклассное чтение

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

17

Аллегорическое отражение

исторических событий в баснях.

«Волк на псарне» как басня о

войне 1812 г. Понятие об

эзоповом языке. Обучение

выразительному чтению басни.

Урок-лекция

1

Работа с текстом

Работа со словарем

18

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» Понятие об аллегории и морали.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа со словарем

19

Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок».

Урок-беседа

1

Работа с текстом

Работа со словарем

20

Урок-конкурс инсценированной басни.

Урок - практикум

1

Творческая работа

21

В.А.Жуковский. Слово о поэте. В.А.Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа со словарем

22

Черты литературной и народной сказки.

Урок-лекция

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

23

В.А.Жуковский. «Кубок».

Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа со словарем

24

А.С.Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Урок-лекция

1

Работа с текстом

Работа со словарем

25

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа со словарем

26

Урок контроля знаний(письменные ответы или тестирование)

Повторительно-обощающий урок

1

Тест

27

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой

царевне и о семи богатырях».

Истоки рождения сюжета

сказки. Противостояние добрых и злых сил.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

28

«Сказка о мертвой царевне…» Система образов сказки

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

29

РР. Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинских сказок. Народная мораль и нравственность в сказках.

Развитие речи

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

30

РР. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей»,

«Что помогло Елисею в поисках невесты» - в « Сказке о мертвой царевне…»; «Спящая царевна»

В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне»

АС Пушкина:общность и

различие.

Развитие речи

1

Творческая работа

31

Вн. чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина.

Художественный мир пушкинских сказок.

Внеклассное чтение

1

Подготовка сообщений

Русская литературная сказка 24 ч.

32

А.Погорельский. «Черная курица…» как литературная

сказка. Нравоучительное содержание и причудливый

сюжет сказки.

Урок открытия нового знания

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

33

Сказочно-условное,

фантастическое и достоверно-реальное в сказке

«Черная курица…»

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

34

В.М.Гаршин. Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

35

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая

основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство

поэта в создании батальных

сцен.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

36

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».Особенности поэтической интонации стихотворения.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

37

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ

Диканьки», «Заколдованное

место». Поэтизация народной

жизни в повести

Урок открытия нового знания

1

Работа с текстом

38

Реальность и фантастика в повести.«Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа со словарем

39

Моя любимая повесть из

сборника «Вечера на хуторе

близ Диканьки».

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

40

Н.А.Некрасов. Слово о поэте.

«На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

Развитие понятие об эпитете.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

41

Вн. чт. «Есть женщины в

русских селеньях…» - отрывок

из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Внеклассное чтение

1

Подготовка сочинений

42

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

Урок рефлексии

1

Работа с текстом

43

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

44

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна..

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

45

Нравственный облик Герасима. Протест героя против барыни

и её челяди.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

46

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

Урок -беседа

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

47

РР.Тургенев -мастер портрета и пейзажа. Понятие о

литературном герое.

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Муму»: «Что воспевает ИС Тургенев

в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима»,«В чем вина

и беда барыни?»

Развитие речи

1

Творческая работа

48

Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя,

Некрасова, Тургенева.

Урок контроля знаний

1

Тест

49

А.А.Фет. Слово о поэте.

«Весенний дождь».

Обучение выразительному

чтению стихотворения.

Природа и человек в

стихотворении. Воплощение красоты жизни.

Урок -беседа

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

50

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как

протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

51

РР. Жилин и Костылин.

Обучение сравнительной характеристики героев.

Развитие речи

1

Заполнение таблицы

52

РР. Подготовка к домашнему сочинению «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», «Гуманистические мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник».

Развитие речи

1

Творческая работа

53

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как

юмористический рассказ.

Урок рефлексии

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

54

Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

Урок рефлексии

1

Работа с текстом

55

Вн. чт. Рассказы Антоши

Чехонте.

Внеклассное чтение

Подготовка сообщений

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе 4ч.

56

Урок -концерт. Практикум.

Русские поэты 19 века. Л

ирикаФ.И.Тютчева

Урок-практикум

1

Подготовка сообщений

57

Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

58

Урок-концерт. Лирика А.Н.Плещеева., И.С.Никитина, Майкова, И.З Сурикова.

Урок-практикум

1

Подготовка сообщений

59

РР. Обучение домашнему сочинению по анализу

лирического текста

(по русской поэзии 19 в.).

Развитие речи

1

Творческая работа

Из литературы 20 века 22ч.

60

Вн .чт. И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

Внеклассное чтение

1

Подготовка сообщений

61

В.Г.Короленко. Слово о

писателе. «В дурном обществе».Вася и его отец,

развитие их отношений.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

62

Жизнь семьи Тыбурция.

Общение Васи с Валеком и Марусей.

Урок рефлексии

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

63

Портрет как средство

изображения героев.

Урок-практикум

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

64

РР.Изображение города и его обитателей в повести «В дурном обществе». Понятие о

композиции литературного произведения.

Развитие речи

1

Подготовка сообщений

65

РР. Обучение домашнему сочинению по повести Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей», «Два отца: Тыбурций

и судья»,«Вася и его отец: от вражды к пониманию»,«Маруся

и Соня: два детства»

Развитие речи

1

Творческая работа

66

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение

Родины и родной природы в стихотворениях«Я покинул родимый дом…», «Низкий дом

с голубыми ставнями».

Своеобразие языка

стихотворений.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

67

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-

мастера.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

68

Образ Хозяйки Медной горы в

сказе ПП Бажова. Понятие

о сказе. Сказ и сказка.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

69

К.Г.Паустовский. Слово о

писателе . Герои и их поступки

в сказке «Теплый хлеб».

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

70

Роль пейзажа в сказке.«Теплый хлеб». Нравственные уроки

сказки.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

71

Вн. чт. К.Г.Паустовский.

Рассказ «Заячьи лапы».

Природа и человек в

произведениях Паустовского.

Внеклассное чтение

1

Работа с текстом

72

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Драма как род литературного произведения.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

73

Положительные и

отрицательные герои Пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Столкновение добра

и зла.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

74

РР. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок

в пьесе Маршака.

Развитие речи

1

Подготовка сообщений

75

РРПодготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака«Двенадцать месяцев»: «Падчерица и

королева в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»,Добро и зло в пьесе-сказке С.Я.Маршака

«Двенадцать месяцев». Пьеса С.Я.Маршака «Двенадцать

месяцев и народные сказки».

Развитие речи

1

Творческая работа

76

А.П.Платонов. Слово о

писателе. «Никита».

Быль и фантастика.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

77

Душевный мир главного героя рассказа Платонова.. «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

78

Урок контроля. Контрольная работа или тест.

Урок контроля знаний

1

Тест

79

В.П.Астафьев. Слово о

писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его

поведение в лесу.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

80

«Открытие» Васюткой нового

озера. Понятие об автобиографическом

произведении.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

81

РР. Классное сочинение. «Поэтизация русской природы в литературе 20 века» :

С.А.Есенин,П.П. Бажов,

К.Г.Паустовский, (по одному произведению). «Какие

поступки сверстников

вызывают мое восхищение?

( по произведениям

Паустовского, Платонова,

Астафьева)

Развитие речи

1

Творческая работа

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.) 2ч.

82

А.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста» -

патриотические подвиги детей

в годы Великой Отечественной войны.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

83

К.Симонов. Слово о поэте.

«Майор привез мальчишку

на лафете…» Война и дети.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе 3ч.

84

Урок-концерт. Русские поэты 20 века о Родине и родной

природе : Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира и своего

места в нем.

Урок- практикум

1

Подготовка сообщений

85

Русские поэты 20 века о Родине

и природе. Прокофьев,

Кедрин, Рубцов. Образ Родины

в стихах о природе.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

86

Урок-практикум: анализ лирического произведения.

Урок-практикум

1

Подготовка сообщений

Писатели улыбаются 2ч.

87

Саша Черный. Слово о

писателе. Образы детей в

рассказах «Кавказский

пленник», «Игорь-Робинзон».

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

88

Образы и сюжеты русской

классики в произведениях

Саши Черного. Юмор в его рассказах.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Из зарубежной литературы

89

Роберт Стивенсон. Слово о писателе.«Вересковый мед». Бережное отношение к

традициям предков. Развитие Понятия о балладе. Её драматический характер.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

90

Вн.чт. Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе

человеческого духа.

Необычайные приключения Робинзона Крузо.

Внеклассное чтение

1

Подготовка сообщений

91

Характер главного героя романа

Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Гимн неисчерпаемым

возможностям человека

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

92

Х.К.Андерсен Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

93

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота

героини.

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

94

РР. Наши любимые сказки Х.К.Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по

сказкам Андерсена.«Герда

против Снежной королевы».

Развитие речи

1

Творческая работа

95

«Добро и зло в сказках

Андерсена». «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?»

«Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»

Комбиниро-ванный

1

Работа с текстом

Работа в рабочей тетради

96

Вн. чт. Ж.Санд: «О чем говорят цветы». Спор героев о

прекрасном.

Внеклассное чтение

1

Подготовка сообщений

97

Вн. чт.Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья Черты характера героев.

Внеклассное чтение

1

Подготовка сообщений

98

Вн.чт. Том и Гек в романе

М.Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки.

Внутренний мир героев М.Твена.

Внеклассное чтение

1

Подготовка сообщений

99

Вн. чт. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» Нравственное взросление героя рассказа.

Внеклассное чтение

1

Подготовка сообщений

100

Становление его характера. Мастерство Лондона

в изображении жизни северного народа.

Комбиниро-ванный

1

Работа с юллюстрацией

101

Итоговый урок.

«Путешествие по стране Литературии 5 класса».

Выявление уровня

литературного развития

учащихся.

Повторительно-обобщающий урок

1

Контрольная работа

102

Задания для летнего чтения

Комбиниро-ванный

1

Итого

102




















Материально-техническое обеспечение


  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  3. Экран.

Учебно-методическое обеспечение


Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник в 2 частях.-М.: Просвещение, 2015.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5кл.-М.: Просвещение,2013.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2013.

Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2014.

Текущий и итоговый контроль по курсу «Литература. 5 класс». В 2 ч./ Корниенко Н.Г., Межуева Л.А., Филиппова Е.Н. - М.: Русское слово, 2013.

Образовательные электронные ресурсы

zavuch.info

pedsovet.su

school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

rol.ru - Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

1september.ru - Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

center.fio.ru - Мастерская «В помощь учителю. Литература








Произведения для заучивания наизусть в 5 классе

Пословицы, поговорки.

В.А. Жуковский «Спящая царевна» (отрывок)

И.А. Крылов. Басни (по выбору)

А.С. Пушкин. «У лукоморья…»

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…»

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь»

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

По теме «Великая Отечественная война»: 2-3 стихотворения по выбору учащихся (А. Твардовский, К. Симонов и др.)

Из раздела «О родине и родной природе» (стихотворения).

Произведения для самостоятельного чтения в 5 классе

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Австралийские легенды.

Сказания русского народа. Масленица. Голуби. Серый волк.

Русские народные сказки. Снегурка.

Загадки, частушки, поговорки, песни.

Сказки народов мира. «Золотая рыба»(индийская сказка). «Волшебное кольцо»(итальянская сказка).»Замухрышка»(шведская сказка). «Почему в Калифорнии не найти умных медведей» (североамериканская сказка)

Из древнерусской литературы

Домострой

Как детям почитать отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём.

Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря»

Из русской литературы 18 века

А.Д. Кантемир. «Верблюд и лисица»

М.В. Ломоносов «Лишь только дневной шум умолк…»

Басни В.Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И.Хемницера (на выбор)

Из русской литературы 19 века

И.А. Крылов. Листы и корни. Ларчик и др.

В.А. Жуковский. Светлана.

К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин.

А.А. Дельвиг. Русская песня.

Е.А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется…»

А.С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М.Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик - Кериб (сказка)

А.В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н.В. Гоголь. Страшная месть.

Н.А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д.В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А.А. Фет. «Облаком волнистым…».»Печальная береза…» и др.

И.С. Никитин. Утро. Пахарь

Я.П. Полонский. Утро.

А.Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат…»

Ф.И. Тютчев. Утро в горах.

Н.С. Лесков. Приведение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор)

А.Н. Островский. Снегурочка.

А.П. Чехов. Налим.

Из русской литературы 20 века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии»

А.И. Куприн. Чудесный доктор.

И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит». «Помню - долгий зимний вечер…»

А.А. Блок. «Встану я в утро туманное…» «На весеннем пути в теремок…»

С.А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон - Аминадо. Колыбельная.

И.С. Соколов - Микитов. Зима.

П.П. Бажов. Каменный цветок.

М.М. Пришвин. Моя родина.

С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А.Т. Твардовский. Лес осенью.

Е.И. Носов. Варька.

В.П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор)

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.




© 2010-2022