Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок-размышление В поисках гармонии земного бытия (по рассказу И. Бунина Солнечный удар (11 класс)Урок- размышление

(Литература, 11 класс) (3 часа)

«В поисках гармонии земного бытия» (по рассказу И. А. Бунина «Солнечный удар»).



Материалы к уроку:

  • ксерокопии рассказа «Солнечный удар»

  • ксерокопии стихотворения «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Оборудование к уроку:

  • репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

  • произведение А. Вивальди «Времена года» («Лето»)

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

  • Как правило, в нашем сознании надолго и прочно некоторые писатели остаются литературными парами: Пушкин - Лермонтов, Тютчев - Фет, Бунин - Куприн. Они в программном изучении стоят рядом, дышат одним воздухом, отражают одну и ту же действительность, в общем, порой даже и малоотличимы для некоторых читателей.

  • Более того, сравнивая произведения Бунина и Куприна, многие предпочтение отдают последнему автору: там больше движения, событий, ярких и сильных характеров, а творчество Бунина воспринимается как бледное отражение, нежизнеспособное. Иногда многие даже недоумевают: а за что Бунину Нобелевскую премию дали, когда рядом такой замечательный Куприн был?

  • Бунинские рассказы сложны для изучения, в них не столь важен сюжет (с развитием телевидения читатель превратился в поглотителя сюжета), как важен мир Божий и внутренний мир человека.

( на протяжении всех уроков будут поставлены вопросы, на которые не всегда есть однозначные ответы; они могут и должны оставаться открытыми, потому, что сама жизнь не готовит нам простых решений, мы находим их в отголосках бытовых ситуаций (своих и чужих), в неотчётливых и смутных репликах, в литературных произведениях, если мы научимся читать их не примитивно, улавливая лишь перипетии сюжета)

  1. Актуализация знаний.

  • Чтение стихотворения И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», тихо звучит музыка А. Вивальди

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленьям припав.

Вопросы и задания:

  • Понравилось ли стихотворение?

  • Сформулируйте вопросы, которые возникли при чтении, выразите согласие или несогласие с лирическим героем, Что заставляет задуматься? (Почему, например, вопреки русской традиции Бог не спрашивает, как жил, сколько грешил, а «Был ли счастлив»?)

  • С какими музыкальными, живописными произведениями ассоциируется это стихотворение?

Удачно ли выбрана музыка А. Вивальди или должна была звучать другая мелодия? Какая мелодия?

  • Работа с репродукцией картины Рембрандта:

-В чём сходство?

-лирического героя автор называет «блудным сыном»;

- схожи и позы героев: «И от сладостных слёз не успею ответить, к милосердным коленям припав». В стихотворении Бунина эта поза рисуется почти застывшей и напоминает живописное полотно.

-сопоставимы и образы тех, к чьим коленям припадает герой: и в стихотворении, и на полотне Рембрандта мы видим отеческое отношение к герою - Бог не судья, а отец. И отец милосердный, сотворивший мир и всё в нём. Всё понимающий и всё заранее простивший.

  • Сюжетно ли стихотворение? Что является доминантой: движение сюжета или переживание? А если переживание, то какое? (Счастья, гармонии? Попытайтесь дать определение понятия.) В чём для вас заключается счастье? Как вы понимаете гармонию? Как ответили бы на вопрос, поставленный в стихотворении?

(гармония в спокойствии, умиротворении, единение с природой)

  • Почему именно летний пейзаж, пронизанный солнечным светом, рисует И. Бунин как воплощение гармонии?

(солнце - символ жизни, энергии, силы).

  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока учащимися.

Слово учителя:

Стихотворение было написано И Буниным, когда автору было уже 48 лет. Многое осмыслено, пережито, выстрадано… Есть у Бунина рассказ, созданный чуть позже, в 1925 году, и он тоже насыщенный солнечным светом.

- Кто догадался, о каком рассказе идёт речь? Почему так решили? Давайте проверим.

(чтение рассказа «Солнечный удар» на уроке)(5-7 минут)

-Ваши первые впечатления?

-Определите тему произведения. (рассказ о любви)

Пожалуй, не было в мировой литературе писателя, который ничего не сказал бы о любви, не попытался дать определение этому понятию.

-А что такое любовь? ( учащиеся высказывают своё мнение, читают записанные на листочках высказывания писателей, понравившееся высказывание записывают в тетради)

  • Любовь - игра, в которой всегда плутуют.

О. Бальзак

  • Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобна стреле, вонзающейся в сердце человека.

Будда

  • Ангелы зовут это небесной отрадой, черти адской мукой, люди - любовью.

Г. Гейне

  • Женщины в любви подобны смерти: они являются незваными и не приходят, когда их зовут.

Р Кампоамор

  • Любовь делает рабство более сладостным, чем свобода.

Неизвестный

  • Любовь - история в жизни женщины и эпизод в жизни мужчины.

Ж.-П. Рихтер

  • Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И. Тургенев

  • От любви лекарств много, но верного средства - нет ни одного.

Ф Ларошфуко

  • При первой любви душу берут раньше тела; позже тело берут прежде души, а иногда и совсем не берут души.

В. Гюго

-Какой из афоризмов больше всего соотносится с содержанием рассказа?

-Почему, по-вашему, мнению, мы начали урок со стихотворения, а не срезу с рассказа?

(Есть некая точка отсчёта, очень важная для лирического героя стихотворения и сокрытая для героя рассказа. Можно назвать его идеалом или «гармонией земного бытия». Стихотворение является своеобразным камертоном к рассказу.)

-Сформулируйте сюжет рассказа.

(Поручик знакомится с молодой женщиной на пароходе, предлагает сойти на первой станции, наутро она уезжает, а он после отъезда неожиданно понимает, что его жизнь озарила любовь, которую он утратил навсегда.)

  1. - Какова цель нашего урока? Задачи? Что мы знаем о героях?

(Героиня не названа. Почему автор не указывает её имени? Она остаётся для поручика прекрасной незнакомкой. Кометой, внезапно осветившей его жизнь, вспыхнувшей на миг и погаснувшей… Но зато знаем, что у неё есть муж и двухлетняя дочь. Зачем автор сообщает эту деталь? (мы понимаем, что счастье её с поручиком с невозможно) Её жизнь за пределами рассказа устойчива и стабильна. Но почему тогда она изменяет мужу? И почему автор не осуждает её? Как странно звучит её ответ на просьбу поручика сойти на ближайшей станции: «Ах, делайте, что хотите»,- и её объяснение случившегося: «Мы оба получили нечто вроде солнечного удара». Любовь - это солнечный удар (ещё одно определение любви.)

- С вашей точки зрения - основа рассказа - жизненный материал? Имеет ли история лёгкой победы продолжение за рамками рассказа?

Итак, жизненный материал, взятый за основу, - довольно обычная, даже пошлая история лёгкой победы, адюльтера, курортного приключения. Как правило, такие романы не отличаются глубиной переживаний и не имеют продолжения. Героиня же по логике должна вызвать осуждение: уж слишком легко она соглашается на ночь в гостинице и так же легко уезжает. Но почему-то осуждения она не вызывает. Почему? Может потому, что мы смотрим на неё глазами поручика? Значит, основой произведения является не движение сюжета, не дорожное приключение, а нечто более сущностное, хотя и более эфемерное.

  1. Работа в группах ( 1 группа - работает над планом содержания, 2 - над план выражения).

-Попробуйте проследить, как писатель строит рассказ, как из, казалось бы, пошлого материала вырастает прозрачная, пронизанная солнцем и в то же время трагическая история.

СТРУКТУРА



Категория состояния Категория формы

Тема Материал Композиция Язык

Идея Сюжет Приём

ТЕКСТА

Представленная схема (по В. В. Одинцову) основывается на соединении двух планов: плана содержания и плана выражения. (После выступления групп оба плана размещаются на доску).

-план содержания: в центре рассказа банальная история, в которой, с морально-нравственной точки зрения, поступки героев заслуживают осуждения. Во всяком случае, не восторга, хотя и героиню, и героя можно понять. Урок для читающего, не поощряющего подобные авантюры.

-план формы: композиция и язык произведения .

Л. С. Выготский, анализируя рассказ «Лёгкое дыхание» приходит к выводу о странной закономерности в рассказах Бунина. Благодаря особенностям композиции произведения «Житейская муть», то есть бытовая, пошлая, примитивная история, переплавляется в гармоничное и стройное, лёгкое, как воплощение красоты и гармонии, дыхание. И это дыхание прозы писателя нам и предстоит почувствовать.

В центре рассказа не столько печальная любовная история, опалившая два сердца («приключение», которое вспоминают оба героя) - сколько переживание поручика, в этом движение сюжета (он не является рассказчиком, но многое видится его глазами).

  1. Работа в парах.

Задание:

  • Найдите в тексте отвлеченное авторское повествование и несобственно-прямую речь, характеризующую мироощущение героя. (Портрет героини, детали окружающей обстановки отмечены пристальным и иногда боковым зрением героя)

  • Позиция автора - позиция всеведения и наблюдателя, она часто совпадает с видением автора.

  • Составьте план композиционных элементов, определяющих переживание героев.

ОНА

  • «У меня голова кружится?..»

  • «Ах, да делайте, как хотите».

  • «Накалённый за день солнцем номер». «Никогда ничего подобного не испытывал за всю жизнь ни тот, ни другой»

  • «Мы оба получили что-то вроде солнечного удара»

  • «И уже уехала»

ОН

  • «И блаженно и страшно замерло сердце»

  • «Накалённый за день солнцем номер». «Никогда ничего подобного не испытывал за всю жизнь ни тот, ни другой»

  • «Мы оба получили что-то вроде солнечного удара»

  • «И уже уехала»

(После отъезда героини мы обнаруживаем смещение акцентов на переживания поручика, причём остроту переживаний Бунин передаёт с помощью малосущественной детали.)

БЕЗ НЕЁ

  • «Легко согласился», «легко и беззаботно возвратился»

  • «Боль, ужас, отчаяние»

  • «В самом деле какой-то солнечный удар»

  • «НИКОГДА»

  • «Нужно было спасаться», «…Базар…собор».

(Евангельская антиутопия базара и храма не разрешается никак: не помогает, не спасает и обращение к Богу: «Пели уже громко, весело и решительно, с сознанием исполненного долга».) Тонкое психологически обоснованное объяснение: душа поручика мечется, но исхода нет, нет исхода и в фальшивой телеграмме: «Отныне ты моя жизнь навеки, до гроба ваша, в вашей власти». Пока поручик ощутил потерю, но не выстрадал её. Затем начинается бесцельное и пустое блуждание по городу, раскалённому «жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным солнцем». И одновременно выплавляется из души героя всё наносное, пустое, бессмысленное, чем жил до этой встречи (без неё, бесцельное блуждание).

Взгляд автора обращён к второстепенным деталям:

-создаётся ощущение, что герой углублен в себя, но дышит, живёт, действует как бы по инерции;

«соседствуют» с отвлечёнными понятиями-наблюдается параллельное движение - изображению бытовой детали сопутствует внутреннее переживание героя. Чем обыденная деталь, тем пронзительнее горе поручика, осознание невозвратимости потери.

Отвлечённые понятия:

- «безмерное счастье, великая радость»;

- «сердце разрывалось на части»

Ботвинья, рюмка водки, малосольные огурцы



«соседствуют»



Мотив смерти



  • Параллельно с бунинским пониманием любви сопровождается тема смерти «умер бы завтра», «необходимее жизни».

  • На фоне портрета показано неизмеримое страдание («Сердце поражено…страшным ударом, слишком большой любовью, слишком большим счастьем»)

  1. Вывод:

Таким образом, рассказ Бунина напоминает музыкальное произведение: главная тема постоянно перебивается второстепенными, без которых невозможно и понимание главной темы, и произведения в целом.

- Почему портрет героя Бунин помещает почти в самом конце рассказа? Почему этот портрет мы видим в зеркальном отражении?

(это психологический портрет, рисующий не черты, а состояние поручика: «обычное офицерское лицо», имеющее «возбуждённое, сумасшедшее выражение», в нём было что-то юное и глубоко несчастное»).

Вопросы и задания (фронтальный опрос):

  • Каково пространство и время рассказа? Обратите внимание на образ реки и города. Проследите, в какие моменты повествования время как будто сжимается, в какие неимоверно растягивается? С чем это связано?

  • Произведение пронизано солнцем. Определите, с каким знаком и когда Бунин упоминает о солнце. Какую роль отдельных деталей и в каких случаях они имеют символическое значение? В рассказе есть антитеза, бинарные образы. Определите их функцию.

  • Рассказ начинается с «головокружения» (слова о нём в начале произведения произносит героиня) и заканчивается им («головокружение от зыбкости под ногами» ощущает поручик, вступив на палубу парохода). Какую роль играет в рассказе этот образ?

  • Какой урок извлечёте вы из этого произведения? Вы осуждаете? Вы поступили бы так же? Возможно ли такое счастье в понимании Бунина? Может быть, герой наказан за своё легкомысленное отношение к любви? Наказан безмерным счастьем, мгновенным, но питающим всю его жизнь, не давая ей обесцениться?

В русской литературе чаще изображается измена, чем верность. Героиня, осознанно отказавшаяся от любви и выбравшая верность, уважение и доброе имя, в русской литературе, пожалуй, одна. Неслучайно поступок Татьяны Лариной иногда оценивают как подвиг, хотя ничего особенного здесь нет - элементарная порядочность. Вопрос спорный. Женщин же, мучающихся от раскаяния после измены, невероятно много, начиная с Анны Карениной и Катерины и заканчивая героинями А. П. Чехова («Попрыгунья», «Дама с собачкой»). Возможно, речь идёт о «страждущих», но героиня Бунина вряд ли страдает, этого мы не видим. Скорее всего, в этом явлении сказывается призыв «не судить», ведь осуждение ближнего чуть ли не наша национальная черта? Может это урок-предупреждение? Вслушайтесь в себя, не пропустите своего счастья? И есть ли оно вообще счастье? Быть может, счастье лишь миг, «солнечный удар», а потом всю свою жизнь мучительное сожаление об утрате?

  1. Рефлексия.

Сопоставьте теперь первое своё впечатление о произведении и те выводы, к которым вы пришли сейчас. Напишите эссе, в котором будут сопоставлены первые впечатления от произведения и окончательные представления о нём.

Домашнее задание:

  • Подберите материал по теме «Жизненный и творческий путь И. Бунина».

  • Напишите эссе о рассказе «Солнечный удар» с учётом первоначальных зарисовок.

  • Прочитать рассказ «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», 2 рассказа из цикла «Тёмные аллеи»

7


© 2010-2022