Планирование урока по русскому языку на тему. Односоставные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4 урок. Односоставные предложения

1. Вспомните пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки. Определите, из односоставных или двусоставных предложений составлены пословицы.

Мал городок, да дорог. (Мал золотник, да дорог. Двусоставное)

Цыплят считают и зимой. (Цыплят по осени считают. Односоставное)

Когда в соседях уже согласья нет. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Обе части состоят из двусоставных предложений)

Проводили по одежке. (Встречают по одежке, а провожают по уму. Обе части состоят из односоставных предложений.)

2. Дополните поговорки и пословицы. К какому типу односоставных предложений они относятся?

1. Без труда не … и рыбку из пруда.

2. Тише … - дальше … .

3. Не … «гоп», пока не … .

4. Бездонную бочку водой не … .

5. … - … и саночки возить.

(Вынешь; едешь, будешь; говори, перепрыгнешь; наполнишь; любишь кататься, люби.)

3. Перестройте предложения с двумя главными членами в безличные.

1. Повеял легкий ветерок.

2. Пахнет ель, мох, вода, немного туман и завядшие листья.

3. Сильный ветер зашатал деревья, склонил их к земле.

4. Темные тучи заволокли полнеба.

5. Трава покрыла знакомую тропинку.

6. Сильная буря сломала старые деревья в лесу.

(Повеяло легким ветерком. Пахнуло елью, мхом, водой, немного туманом и завядшими листьями. От сильного ветра зашатало деревья, склонило их к земле. Темными тучами заволокло полнеба. Травой покрыло знакомую тропинку. От сильной бури сломало старые деревья в лесу).

4. Переделайте односоставные предложения в двусоставные:

1. Зима.

2. Ночь.

3. Тревожные гудки.

4. В школе готовятся к празднику.

5. В лесу шумело.

6. Темнота. Грохот разрывов.

7. Лес. Поляна. Безлюдье.

8. В деревне убирают урожай.

9. В доме ожидают гостей. Работу выбирают по способностям.

10. В трубе свистело, гудело, ухало.

5. Найдите в этих «вредных советах» неполные предложения (в составе сложных) и поставьте тире в нужном месте.

1. Чтобы выгнать из квартиры

Разных мух и комаров,

Надо сдернуть занавеску

И крутить над головой.

Полетят со стен картины,

С подоконника цветы.

(Неполным является предложение: «С подоконника - цветы». Пропущено сказуемое полетят. Здесь можно поставить тире.)

2. Если вы по коридору

Мчитесь на велосипеде,

А навстречу вам из ванной

Вышел папа погулять,

Не сворачивайте в кухню,

В кухне твердый холодильник.

Тормозите лучше в папу.

Папа мягкий. Он простит.

(Неполным является предложение: «В кухне - твердый холодильник». Пропущено сказуемое стоит. Здесь можно поставить тире.)

5 урок. Однородные ЧП

1.Выделите в этих «вредных советах» однородные члены предложения и поставьте запятые, где это необходимо:

1) Если вас навек сплотили

Озарили и ведут,

Не пытайтесь уклониться

От движенья к торжеству.

Все равно на труд поднимет

И на подвиг вдохновит

Вас великий и могучий

И надежный наш оплот.

(Однородные сказуемые: сплотили, озарили и ведут. Между сплотили и озарили ставится запятая. Однородные сказуемые: поднимет, вдохновит - запятая не ставится Однородные определения: великий, могучий, надежный. Между словами могучий и надежный ставится запятая.)

2) Никогда не мойте руки

Шею уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки

Шея уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

(Однородные дополнения: руки, шея, уши, лицо. Запятая ставится между словами руки, шею, уши. Затем эти же слова переходят в однородные подлежащие. Расстановка запятых соответствующая.)

2. Расставьте запятые между выделенными определениями, если это необходимо.

1. На станции зажглись белые красные зеленые огоньки.

2. На небосклоне чуть заметны были бледные неяркие звезды.

3. Вдруг раздался со двора громкий мужской голос.

4. Вдали послышался слабый неясный шум поезда.

5. Желтые дубовые заросли стояли в росе.

6. За рекой поднимались дубовые пихтовые леса.

(Запятая не нужна в предложениях № 3, 5, так как определения в них не являются однородными членами).

3.Укажите, какие ошибки, приведшие к искажению смысла, допущены при расстановке знаков препинания. Расставьте знаки препинания так, чтобы предложения приобрели смысл.

1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2. В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

3. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

(1. Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах - всего двадцать.2. В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней. 3. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу.)

4. Осложните тексты однородными членами предложения, указанными в скобках, расставьте знаки препинания.

Текст №1

(Урал, Тихий океан, Северный Ледовитый океан, Казахстан) раскинулась Сибирь. Сейчас Сибирь - это край (промышленность, наука и культура.)

Текст №2

В Сибири создается много нового (заводы и электростанции, целые города и научные институты). Рядом с (заводы, фабрики) работают большие коллективы ученых (физики, математики, химики).

Текст №3

(Физика, химия, биология, геология, медицина) все эти и другие науки представлены в специальных научных институтах. В научном городке есть все (высшие учебные заведения и школы, библиотеки и кинотеатры, больница и стадион, детские сады и ясли).

3


© 2010-2022