Открытый урок на тему: 21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок на тему:21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка).Открытый урок на тему:21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка).Открытый урок на тему:21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка).Открытый урок на тему:21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка).Открытый урок на тему:21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка).Открытый урок на тему:21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка).Открытый урок на тему:21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка).Открытый урок на тему:21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка).Открытый урок на тему:21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка).21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка).

Цели:формировать позиции учащихся по отношению к проблемам толерантности, закреплять умение вести дискуссии, писать рецензии, расширять языковую картину мира через осознание концепта "Толерантность". Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать чувство толерантности.

Ход урока:

1) Добрый день. Сегодняшнюю нашу встречу я хотела бы начать со строк моего любимого поэта Ф.И. Тютчева:

Блажен, кто посетил сей мир в минуты роковые.

Его призвали всеблагие, как собеседника на пир.

Или, если говорить не стихами, а житейской прозой, сбылось над всеми нами старинное проклятие:"Чтоб жить в интересное время". Действительно, век нам выпал очень интересный: динамичный, изменчивый, богатый событиями и проблемами. По одной из существующих проблем мы должны сегодня высказать свой решительный голос, ибо речь пойдёт о несправедливости , а, как сказал Марк Тулий Цицерон:

" Несправедливость бывает двух видов: одна со стороны тех, кто её совершает, другая-со стороны тех, кто, хотя и может, не отводит противозаконие от тех, кто вынужден его терпеть".

Тема сегодняшнего урока "21 век: толерантность, а не конфликтность. (Проблемы современного мира в публицистических текстах на уроках русского языка)".

2)Определить проблему, по которой должна развернуться наша сегодняшняя дискуссия, нам поможет видеоролик.

-Какая проблема в центре внимания авторов этого видеоролика?

(Авторы поднимают проблему массовой и национальной нетерпимости).

-Верно. Решать эту проблему нужно безотлагательно, иначе мы не сможем жить в стабильном, толерантном обществе.

-Прочитав отрывок из "Декларации принципов толерантности" , которая была принята 16 ноября 1996 года на Генеральной конференции Юнеско, выясним лексическое значение слова толерантность.

(Терпимость к различиям между людьми)

-Какой эквивалент слова толерантность присутствует в тексте?

(Терпимость)

-Подчеркните в предложенном списке слова бесспорно толерантные.

(Веротерпимость, миролюбие, гуманизм, взаимопонимание, уважение прав других, великодушие, милосердие.)

-Чем эти понятия являются для вас? Что они олицетворяют?

(покой, любовь, счастье, мир, жизнь).

-Остались интолерантные слова. Что означают эти понятия?

Ксенофобия- нетерпимость ко всему чуждому.

Расизм-теория о разделении человечества на высшие и нижние расы, полноценные и неполноценные.

Дискриминация-ограничение или лишение прав определённой категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признакам пола, религии и политическим убеждениям.

Шовинизм-крайний национализм. Политика, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленной на разжигание национальной вражды и ненависти.

Что лежит в основе всех этих слов?

Зло, которое выливается в распри, убийства и войны, которое несёт горе, беды и смерти.

-К сожалению, не все люди это понимают. Публицистический текст Леонида Ароновича Жуховицкого, служит тому подтверждением. Поработаем с ним и заполним рабочим материалом таблицу для написания рецензии.

Почитаем текст и докажем, что автора волнует проблема национальной нетерпимости.

2. Формулировка проблемы.

Автора волнует проблема межнациональной розни.

3. Позиция автора

Автор осуждает людей, которые не могут никак примириться с тем, что Россия-великая держава, а Москва-мировая столица, что у всех ста восьмидесяти этносов населяющих нашу огромную державу, правам на Россию и на её столицу не гостевые, а хозяйские. Публициста радует, что сюда "понаехали" Арам Хачатурян, Святослав Рихтер, Вахтанг чабукнани, Махмуд эсамбов.

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу: "Единственный реальный выход-признать, что все мы равноправные россияне, понаехавшие из России в Россию. И чем глубже мы это поймем, тем быстрее и бескровней оформится и за твердеет монолитная российская нация."

-так толерантные или интолерантные человеком предстаёт перед нами автор текста?

(Толерантным)

-поговорим о вашей точки зрения.

Собственная позиция

Невозможно не согласиться с позицией автора. Я тоже убеждён в том, что...(расовая нетерпимость-это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете).

1 аргумент

Попустительство шовинизму и ксенофобии, национальный эгоизм привёл к катастрофическим последствиям. Об этом говорят примеры из истории.

Какие примеры вы можете привести?

а) Трагедия "Хрустальной ночи" 1938 г.

б) 27 января 1945г.- освобождение нацистского лагеря смерти Освенцима-Биркенау.

в) Уроки Холокоста.

2 аргумент

бессмысленно говорить о возможности процветания государства, пока в нём существует расовая нетерпимость, а значит отсутствует взаимопонимание между людьми, гуманизм, милосердие.

В каком литературном произведении дружба двух людей разных национальностей является вызовом тем, кто разжигает межнациональную вражду?

В повести А. Приставкина "н.т.з." показана дружба двух мальчиков, Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями- это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду.

Итак, люди не должны ненавидеть друг друга только потому, что они относятся к разным национальностям. Об этом говорил и Антуан де Сент Экзюпери:"Если я чем-то на тебя не похож, я не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю".- Такой вполне может быть заключительная часть вашей рецензии. А может быть и другой.

5. Прочитайте черновик рецензии

6. Д|з-написать рецензию

7. Сегодняшний урок я хотела бы закончить словами Юрия Лермонтова:"Надо научиться ценить в другом человеке другого человека и надо обеспечить ему это право-быть другим". На мой взгляд, это высказывание-рецепт, в котором прописано лечение от такой болезни, как расовая и национальная нетерпимость.

Справочный материал:

Говорят, что у всякой наглости есть предел. это очень хорошая пих наиболее опасными, так как они Bitocwt' «порчу» в здоровое •tCJtO нации и пьгглвпся тайно захватить власть над ней,

«Новый антисимизм или антисионизм, В конце ! 990 годов в еврейской с,рсдс появилось понятие «новый аитмссМИтизм», распространяющее опрсделснис антисемитизма на ненависть к национальным устрсмлсниям еврссв, прежде к сионизму и Государству Израиль.

Грань между антисемитизмом и крюмкоИ сионизма и ПОЛИЗ ики Израиля, как и кри гика любой идеологии и политики часто бывает трудноуловима и еще болсс трудно доказуема, что позволяет, с одной стороны, оправдывал, интиссмьтТИЗм как «крюику израильской политики», а с другой, дискредитировать любую критику Израиля как проявление антисемитизма. В этом смысле, показазејн,но мнение Анти-диффам;щионпой лиги:

Сама по себе критика политики Израиля не является антисемитской. Сувереннос государство Израиль может критиковаться также, как у любос другос госуддрство мира. Но нельзя отрицать, что есть те, кто прикрывает антисемитизм крюикой Израиля или «сионизма»[ 10].

Оригинальный текст (англ.) [показать]

В полемической публицистике возникают также новые формы антисемитизма и различных постхристианских субкультурах («рок-аитнссмитизм»), в левых и правых (пе только неонацистских) политических кругах, в новых двиЖсИИяХ.

Популярно также понятие «бытовой антисемитизм», что, как явспзуег из самого понятия, не является идеологией, но представляет собой бытоврс неприязис сврссв, связаннос с распространёнными представлениями об их образе жизни и отношении к нссврсям.

Известный российский историк и этнолог Виктор Шнирельман полш асг, что кромс этнического и религиозного антисемитизма существует также атгиссмитизм как реакция на социальную модернизацию, носителями которой СЧИОКУГ сврссв. [осителями такой

формы антисемитизма могут быть в частности комму:шсты или консерваторы.[ 1 1

Ксенофобия («г греч, 305, «чужой» и (p6f30G. «страх») нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а потому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Также может (редко) трактоват»ся буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смыслс[источник нс указан З 1 дней]

В природе ксенофобии лежит естественный смрах перед неизвестным, зачастую, в условиях взаимной информационной изоляции сообществ СРСДИ не знающих чужих обычаев людей. Так возникает мнение о варварских нррвах «чужих», иногда искусственно распространяются недостоверные с

оговорка, даже мудрая. но, к

сожиению, не жизненная.

Практикой не подтверждается. Любой россиянин знает, что у наглости предела нет.

Вот недавний конкретный пример.

Не где-нибудь в дремучем захолустье, а прямо в столице нашей родины, средь бела дня, в пяти шагах от выхода из метро два молодых здоровых боевика избили Героя России. Швырнули на землю, вывштяли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину. Герой России, человек далеко не молодой и не слишком здоровый, еле спасся. А из людей, стоящих вокруг, на помощь ему не пришел никто.

Правда, у этих равнодушных граждан есть маленькое оправдание: дело в том, что боевики были одеты в милицейскую форму, да еще с сержантскими погонами. Мало того, они и были сержантами милиции. Чеченцы, что ли? Да нег, светловолосые и светлоглазые, абсолютно наши люди. Просто боевые ребята, всегда готовые врезать кому надо и не надо, чтобы каждый знал свое место.

Герой России пожаловался милицейскому начальству.

Оно вникло в происшествие и ответило, что боевые ребята, даже если малость погорячились, по существу правы, потерпевший сам виноват; зачем сопротивлялся, когда били и волокли в машину? В конце концов, они власть, а он кто? С учетом, что он Герой России, преследовать его по закону не стали, но впредь пусть учтет.

Надо сказать, потерпевший действительно был виноват, и даже дважды. Нет, не в том, что упирался, когда волокли, тут его понять можно: уж если на людях бьют, то что сделают в закрытой машине, не предскажет никто. Виноват он был в том, что, во-первых, по имени Магомет, а, во-вторых, по фамилии Толбоев. То есть ярко выраженное лицо кавказской национальности. И боевые ребята просто хотели проверить. А иным методам проверки их, судя по всему, не обучили. За что же их наказывать- они же старались!

Наверное, тем бы все и кончилось, но абсолютно рядовое происшествие раздули журналисты. Дали информацию в газеты, сделали коротенький сюжет на телевидении. И более высокое начальство решило проявить вежливость: перед Героем России, испытателем самолетов и космических аппаратов, извинился сам лично глава московской милиции. Словом, инцидент можно считать вполне исчерпанным. Но меня гложет вот какое сомнение.

А если бы потерпевшим оказался не знаменитый человек? Тогда что? Стала бы эта история событием? Подхватили бы ее журналисты?

Не знаю. Честно скажу- не знаю. Подозреваю даже, что не подавляющая, но достаточно значительная часть граждан даже одобрила бы их привентивные действия. А почему? А потому!

Потому что- «понаехали тут всякие»! Куда ни ткнешься, везде они. Чего едут? Что им тут, медом намазано? Нам самим тесно, а тут еще они!

Все это я не придумал. Ну не можем мы никак примириться с тем, что Россия- великая держава, а Москва- мировая столица.

Не можем примириться, что у всех ста восьмидесяти этносов, населяющих нашу огромную державу, права и на Россию, и на ее столицу не гостевые а хозяйские. Любой квадрат общей земли принадлежит любому россиянину. Где хочет, там и живет. Его страна!

И это для нас не беда, а большая удача. Ведь как повезло Москве, что сюда «понаехали» Арам Хачатурян, Святослав Рихтер, Вахтанг Чабукнани, Махмуд Эсамбаев! Насколько бедней была бы сегодняшняя столица без Николая Цискаридзе, Михаила Жванецкого или Армена Джигарханяна!

Если разобраться, вся Россия состоит из «понаехавших»: москвичи понаехали на Байкал, а сибиряки- на Волгу, русские- на Кавказ, а кавказцы- в Воронеж и Астрахань. Причем «охота к перемене мест»- очень давняя российская традиция.

Тысячу лет назад в нынешнее Нечерноземье с Севера понаехали варяги, с Юга- греки, с

Запада- поляки и немцы, с Востока- татары. Но и сами русские не зевали: Ермак «понаехал» в Зауралье, Хабаров- на Амур, а Пржевальский- вообще в пустыню Гоби. И поди теперь разбери, кто где коренной, а кто «понаехавший». Так что единственный реальный выход из создавшейся мешанины- признать, что все мы равноправные россияне, понаехавшие из России в Россию. И чем глубже мы это поймем, тем быстрей и бескровней оформится и затвердеет монолитная российская нация, которую никому не удастся раздробить на куски или разодрать в лохмотья.

Леонцд Аронович Жуховнцкнй (род. 5 мая 1932, Киев) русский писалель, публицист, педагог.Содержанне Ьбрать] Биотрафня

Родился в семье инженеров в Киеве. В Москве закончил среднюю школу и Литературный институт.

Член Союза писателей СССР (с 1963 года).

Член секретариата Союза писатлей Москвы[1], автор более 30 книг и 15 пьес.

Переводился на 40 иностранных языков. Лауреат нескольких российских международных литературных премий[21.

В прозе самым известным считается роман «Остановиться, оглянуться.. А лучшей своей работой сам Леонид Жуховнцкий считает пьесу «Последняя женщина сеньора Хуана». Самой успешной книгой сам автор считает книгу «О любви», которая вышла только в Швеции тиражом в 185 тысяч экземпляров. Сочинения

Адрес на обложке. М., 1961;

Я сын твой, Москва. Повесть. М., 1963;

Иду за журавлем. М., 1966;

Остановиться, оглянуться. Роман. М.. 1969;

Легенда о Ричарде Тишкове. Рассказы и повесть. М.. 1972;

Может, редко встречаемся? М., 1974;

Кослер по четвергам. М., 1976;

Банан за чуткость. М., 1977;

Ключ от города. М., 1980;

Любовь на третьей полосе. М., 1981 ; Только две недели. Повести. М.. 1982;

Витязь на распутье. М., 1983;

Избранное. М., 1983 (предисл С.Чупринина);

Докажите ценность любви. М., 1987;

Попытка пророчества. М., 1987;

О любви. мн 1989;

Открытое письмо читателю. М., 1989;

Помоги своей судьбе. М., Политиздат, 1989; Все, в чем вы нуждаетесь... М., Политиздат, 1990; Девочка на две недели. М., 1991.

Печатает прозу, эссе и статьи в ж-лах «НМ» (1986, № 8), «ЛО» (1991, № 10; 1992, № 2), «Аврора» (1993, № 1), «Кольцо А» (№ 2, 1995), «Мы» (напр. 1995, № 6), «Огонек» (1995, № 34).

[править]

Пьесы

«Возраст расплаты» (1968),

«Орфей. Легенда о Ричарде Тишкове» (1974), «Ночлег в чужой квартире» (1976).

«Одни, без ангелов» (1976),

«Выпьем за Колумба!» (1977),

«Песенка о любви и печали» (1980),

«Серебряная труба» (1980),

«Я тоже хожу по канату» (1984)

Хрустальная ночь (Ночь разбитых витрин) (нем. kristallnacht) - первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха, произошедшая в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года.Содержание [убрать] Ход событий

Поводом к началу еврейских погромов послужило убийство 7 ноября 1938 в Париже 17летним польским евреем Гершелем Грюншпаном советника германского посольства Эрнста фон Рата. В ответ на этот акт мести в Германии была немедленно организована мощная пропагандисткая кампания, а в ночь с 9 на 10 ноября, при поддержке нацистских властей, в десятках городов Германии (включая террцторию Австрии и Судетской области) были организованы еврейские погромы. Результаты

За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью (гитлерюгенд), был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. В эту же ночь были сожжены или разгромлены 267 синагог, 7,5 тыс. торговых и коммерческих предприятий, сотни жилых домов евреев.[1] Общий ущерб составил 25 млн рейхсмарок, из которых около 5 млн пришлось на разбитые витрины (отсюда второе название «Хрустальной ночи» - «Ночь разбитых витрин»). Затраты на восстановление ущерба и разбор остатков разрушенных синигог были розложены нацисткими властями на еврейские общины.

Освенцим, Освенцим-Бжезинка (польск. 0Swiecim-Brzezinka), точнее - АушвицБиркенау (нем. Auschwitz-Birkenau) - комплекс немецких конщлагерей, располагавшийся в 1940-1945 гг. на юге Польши, около города Освенцим, в 60 км к западу от Около 1 100 000 человек, из которых 1 000 000 составляли евреи, подвергались пыткам и были умерщвлены в лагерях Освенцима[9

Первая группа узников, в составе 728 польских политических заключенных прибыла в лагерь 14 июня 1940 года. На протяжении двух лет кодичество заключенных варьировалось от 1 З до 16 тысяч, а к 1942 году достигло 20 000 заключенных. СС отбирало некоторых заключенных, преимущественно немцев, для слежки за остальными. Заключенные лагеря делились на классы, что было визуально отражено нашивками на одежде. 6 дней в неделю, кроме воскресенья, заключенные были обязаны работать.

Изматывающий график работ и скудная пища стали причиной многочисленных смертей. В лагере Аушвиц 1 существовали отдельные блоки, служившие для различных целей. В блоках 11 и 13 производились наказания для нарушителей правил лагеря. Людей по 4 человека помещали в так называемые «стоячие камеры» размером 90 см х 90 см, где им приходилось стоять всю ночь. Более жесткие меры подразумевали медленные убийства: провинившихся либо сажали в герметичную камеру, где они умирали от нехватки кислорода, либо просто морили голодом до смерти. Между блоками 10 и 11 находился пыточный двор, где заключенных в лучшем случае просто расстреливали. Стена, у которой производился расстрел, была реконструирована после окончания войны.

З сентября 1941 года по приказу заместителя коменданта лагеря оберштурмфюрера СС Карла Фрицша было проведено первое испытание травления газом Циклоном Б в блоке 11, в результате которого погибло около 600 советских военнопленных и 250 других узников, в основном больных.[11] Тест был признан успешным, и один из бункеров был переконструирован в газовую камеру и крематорийАущвиц 2

Аушвиц 2 (также известный как Биркенау, или Бжезинка) - это то, что обычно подразумевают, говоря собственно об Освенциме. В нем, в одноэтажных деревянных бараках, содержались сотни тысяч евреев, поляков, цыган и узников других национальностей. Число жертв этого лагеря составило более МИЛЛИОНа человек. Новые заключенные ежедневно прибывали на поездах в Аушриц 2 со всей оккупированной Европы. Прибывших делили на четыре группы.

Первая труппа, составлявшая примерно 3/4 всех привеэенных, отправлялась в газовые камчуы в течение нескольких часов. В эту группу входили женщины, дети, старики и все те, по не прошёл медкомиссию по полной пригодности к работе. Каждый день в лагере

могли быть убиты более 20 000 человек.

В Аушвице 2 было 4 газовые камеры и 4 крематорияСреднее число трупов сожженных за 24 чаа с учетом тухчасового перерыва в сутки для очистки печей в 30 печах первых двух крематориев равнялось 5 000, а в 16 печах чхматориев и П - З 000.

Вторая труппа заключенных отправлялась на рабскую работу на промышленные предприятия различных компаний. С 1940 года по 1945 годы в комплексе Освенцима были приписаны к фабрикам около 405 тысяч заключенных. Из них более 340 тысяч скончались от болезней и избиений, либо были казнены. Известен случай, когда немецкий магнат, Оскар Шиндлер, спас около 1000 евреев, выкупив их для работ на своей фабрике и увезя из Освенцима в Краков.

груплщ в основном близнецы и карлиют, отправлялись на различные медицинские экспериментьц в часгности к доктору Йозефу Менгеле, известному под прозвищем "ангел смерти"

Четвертая группа, преимущественно женщины, отбирались в группу «Канада» для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов, а также для сортировки личного имущества заключенных, прибывающих в лагерь. Название «Канада» было выбрано как издевка над польскими заключенными - в Польше слово «Канада» часто использовалось как восклицание при виде ценного подарка. Раньше польские эмшранты часто оправляли подарки на родину из Канады. (Квенцим частично обслуживался заключенными, которых периодически убивали и заменяли новыми. За всем следили около 6000 служащих СС.

К 1943 году в лагере сформировалась группа сопротивления, которая помогла некоторым заключенным бежать, а в октябре 1944 года группа разрушила один из крематориев. В связи с приближением советских войск администрация Освенцима начала эвакуацию заключенных в лагеря, расположенные на территории Германии. 25 января эсэсовцы подожгли 35 бараков-складов, которые были полны вещей, отобранных у евреев; их не успели вывезти.

Когда 27 января 1945 года советские солдаты заняли Освенцим, они нашли там около 7,5 тыс. выживших узников, а в частично уцелевших бараках-складах - 1 185 345 мужских и дамских костюмов, 43 255 пар мужской и женской обуви, 13 694 ковра, огромное количество зубных щеток и кисточек для бритья, а также другие мелкие предметы домашнего обихода. Более 58 тыс. заключенных были вывезены или убиты немцами.

Центральное руководство в Берлине выдало 16 октября 1942 года приказ о строительстве в Освенциме псарни на 250 служебных собак; запланировано это было на широкую ногу и ассигновано 81000 марок. При строительстве объекта была принята во внимание точка зрения лагерного ветеринарного врача и приняты все меры к созданию хороших санитарных условий. Не забыли отвести для собак большую территорию с газонами, построили ветеринарную больницу и специальную кухню. Факт этот заслуживает особого внимания, если представить себе, что одновременно с этой заботой о животных лагерные власти относились с полным равнодушием к санитарно-гигиеническим условиям, в которых жили тысячи узников лагеря. Из воспоминаний коменданта Рудольфа Хёсса:

Рейхсфюрер СС надеялся, что собак можно натренировать так, чтобы они всегда окружали узников, как отару овец, и таким образом побеги стали бы делом невозможным.

Но все попытки добиться этого потерпели крах, ведь люди не скот.

За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побегщ 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. Эго был весьма действенный метод препятствовать попыткам бегства. В 1996 году правительство

Германии объявило 27 января, день освобождения Осеснцима, официальным днём памяти жертв Холокоста.

1940 год, 20 мая - закладка лагеря по приказу Гиммјусра на базс казарм польской армии. 1943 год- начаты медицинские эксперименты над еврейками и цыганками под руководством гинеколога Карла Клауберм. В эксперименты входили ампутация матки и яичников, облучение, испытанис препаратов по заказам фармацсшмчсских фирм.

1944 год, весна -- третья инспекция Гиммлсра, после которой он приказал ликвидировать всех цыган в лагере, предварительно отобрав работоспособных.

1945 год, 18 января-- часть трудоспособных узников (58 тысяч чсловск) была эвакуирована вглубь немецкой территории.

1945 год, 27 января -- советские войска под командованием маршала Конева вошли в

Освенцим, в котором в тот момент находилось около 7,5 тыс. узников. Число жертв

Начиная с 1940 года из оккупированных территорий и Германии в концентрационный лагерь Освенцим ежедневно прибывало около 10 эшелонов с людьми. В эшелоне было 4050 а иногда и более вагонов. В каждом вагоне находилось от 50 до 100 человек. Около 3/4 всех привезённых отправлялись в газовые камеры в течение нескольких часов.

Функционировали мощные крематории для сжигания трупов, помимо них производилось сожжение тел также в огромных количествах на специальных кострах. По их пропускной способности : Крематорий 1 -- за 24 месяца - 21$ 000 человек; Крематорий № 2 - за 19 месяцев- 710 000 человек; Крематорий № З - за 18 месяцев существования -- 1 618 ООО человек; Крематорий № 4 - за 17 мссяцсв - 765 000 человек; Крематорий № 5 - за 18 месяцев - 810 000 человек.

Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено от 1,1 до 1,6 миллиона человек, большинство из которых составляли евреи. Эта оценка получена косвенным путём, через исследование списков на депортации и изучение данных о прибытии железнодорожных составов в Освенцим.

Французский историк Жорж Веллер в 1983 году одним из первых использовал данные о депортации, и на их основе оценил количество убитых в Освенциме в 1 613 000 человек, 440 000 из которых составляли евреи и 146 000 - подяки. В более поздней, считающейся наиболее авторитетной на сегодня работе польского историка Францишка Пипера

приводится следующая оценка:

1 100 000 евреев

140 000-150 000 поляков

100 000 русских

23 000 цыган

Из примерно 16 тысяч советских военнопленных, содержавшихся в лагере, выжило 96

человек.

Опыты над людьми

В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусстренно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операциВ на здоровых людях. Распространенным явлением была кастрация мужчин и стерилизация женщин, в особенности молодых, сопровождавшаяся изъятием яичников.

По воспоминаниям Давида Сурес из Греции: Примерно в июле 1943 года меня и со мной еще десть человек греков записали в ткой-то рписок и направили в Биркенау. Там всех нас раздели и подвергли стерилизации рентгеновскими лучами. Через один месяц

после стерилизации нас вызвали в центральное отделение лагеря, где всем

ИЗОВттНЫМ была произведена операция -- кастрация

Мемориал Яма в Минске - памятник жертвам Холокоста

Холокост в Белоруссии - преследование и уничтожение евреев[1 на территории Белоруссии в период немецкой оккупации с 22 июня 1941 года по 28 июля 1944 года, часть общей политики нацистов и их союзников по уничтожению евреев.

На оккупированных территориях действовали Нюрнбергские расовые законы, которые были призваны осуществить изоляцию евреев по расовому признаку. Учет ев;хев являлся первым шагом к их физическому уничтожению.

Массовые убийства начались практически одновременно с приходом немецких войск и продолжались до полного освобождения ;хспублики. Точная информация о количестве жертв и общей численности евреев, проживавших на белорусской территории к моменту начала Холокоста, отсутствует. Однако, по данным большинства научных источников, погибло примерно от 600 до 800 тысяч человек, то есть от 74 до 82 % еврейского населения Белорусии. Ход событий

22 июня 1941 года Германия напала на СССР, и к концу августа территория Белоруссии

была полностью захвачена немецкими войсками. В связи с тем, что продвижение немецких частей было очень быстрым, лишь немногим евреям удалось эвакуироваться тили бежать в глубь страны.

[правиПериодизация Холокоста в Белоруссии совпадаег с периодизацией Холокоста на территории СССР с тем уточнением, что Белоруссия была освобождена в июле 1944 года. Илья Альтман выделяет следующие этапы в осуществлении Холокоста на территории СССР[2ј:

22 июня 1941 года (нападение на СССР) - январь 1942 года (Ванзсйская конференция). Февраль 1942 года осень 1943 года (ликвидация гетто и рабочих лагерей в немецких зонах оккупации).

Зима 1943/1944 годов - (№ень 1944 года (перевод уцелевших eBFeB в концлагеря- В тот же период происходит полное освобождение оккупированной территории СССР[211).

Ицхак Арад рассматривает три этапа в следующих интервалах[22]:

22 июня 1941 года (нападение на СССР) - февраль 1942 года. За это время уничтожено большинство евреев Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, почтм все евреи восточной Белоруссии, восточной Украины и занятых немцами районов РСФСР.

Весна 1942 года - декабрь 1942 года. Уничтожено большинство евреев западной Украины и Белоруссии, а также южных районов РСФСР, оккупированных летом 1942

года.

Январь 1943 года - конец лега 1944 года. Уничтожение оставшихся евреев на оккупированных территориях перед отступлением немцев.

14-15 августа рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер поретил Минск, где лично наблюдал за показательным расстрелом 100 узников минского гетто

До начала зимы свыше 50 тысяч человек были убиты. В первые месяцы оккупации было истреблено также большинство евреев Витебска, Гомеля, Бобруйска и Могилева. В частности, 8 октября ликвидировано витебское гетто, убито 16 тысяч евреев[З5]. 30 октября солдаты вермахта расстреляли 4,5 тысячи евреев в несвижском гегго[З6]. 8 декабря 1941 года из 7 тысяч евреев, живших в Новогрудке, было убито 4,5 тысячи[22ј. К концу 1941 года были полностью уничтожены евреи из тридцати пяти крупных гегго[З7]. С по 31 января 1942 года в Белоруссии айнзатцкомандами расстреляно 33 210 евреев. На той части оккупированной территории, которая находилась под контролем гражданских властей Генерального округа Белоруссия, к концу января осталось в хмвых 139 тысяч евреев[З8].

Второй период

Летом и осенью 1942 года нацисты приступили к акциям по ликвидации гетто Западной Белоруссии. Были уничтожены евреи Мира, Клецка, Ляховичей, Несвижа, Коссово и многих других мест[З9]. 17 июля 1942 года были убиты все 1137 евреев гетто поселка

таких судов были открытыми, и на них публично говорилось о факјах преступлений

Против евреев

ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme, в англ. версии - джингоизм) - наиболее одиозная форма

национализма, провозглашение национальной исключительности, противопоставление интересов одного угноса (или суперэтноса) интересам всех других этносов, распространение идей национального превосходства, национальной вражды и ненависти.

Термин появился во Франции. В 1831 в пьесе братьев Коньяр Трехцветная кокарда" одним из героев был агрессивно-воинствснный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразом этого персонажа была реальная личность - ветеран наполеоновских войн, воспитанный в духе преклонения перед императором. Словом ЧП.в принято обозначать разнообразные проявления националистического экстремизма

Антисемитизм - отрицательное представление о евреях, неприязнь и предубеждение к ним, основанные на религиозных либо этнических предрассудках, разновидность ксенофобии[ 11.

Терминология

Термин обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы[11. Слово «антусемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в МХ в. его памфлете

«Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы». С тех пор он обозначает именно вражду к евреям, несмотря на попытки, исходя из этимологии, распространить термин на арабов, ввиду того что они также говорят на языке семитской группы[2ј (Эдвард Саид и др.).

Иногда в качестве синонима используется термин юдофобия. Разновидности антисемитизма

Под антисемитизмом понимают несколько различных явлений, связанных с проявлением вражды к евреям:

Античный антисемитизм. Наиболее древний вид антисемитизма. Обвиняет евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п. Христианский антисемитизм, возникший ок. 11 века. Предполагает ненависть к евреям как носителям иудаизма[З], за то, что те не признают Иисуса Мессией, а также исходя из убеждения, что они были причастны к его распятию. Эго убеждение обусловлено содержанием Нового Завета и христианской доктриной. Поскольку в христианстве Иисус считается Богом, весь еврейский народ объявлялся «Богоубийцами». Для такого мировоззрения характерно разделение людей по критерию вероисповедания, а не национальности. Таким образом, в идеальном варианте, иудеи, переходя в христианство, переставали быть предметом ненависти. На практике так происходило не всегда, и зачастую такие люди и их дети, несмотря на смену религии, не признавались полноценными членами общества и назывались «выкрестами» (например, марраны). На сегодня религиозный антисемитизм не ограничивается христианством, поскольку антиеврейские настроения, основанные в том числе на религиозных мотивах широко распространены среди мусульман.

Расовый антисемитизм, возникший в XIX в. Его можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма холокост. Рассматривает евреев в качестве прирожденных носитслсй неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает их наиболее опасными, так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть над ней.

«Новый антисимизм или антисионизм. В конце 1990 годов в еврейской среде появилось понятие «новый антисемитизм», распространяющее определение антисемитизма на ненависть к национальным устремдениям евреев, прежде всего к сионизму и Государству Израиль.

Грань между антисемитизмом и критикой сионизма и политики Израиля, как и критика любой идеологии и политики - часто бывает трудноуловима и ещё более трудно доказуема, что позволяет, с одной стороны, оправдывать антисемитизм как «критику израильской политики», а с другой, дискредитировать любую критику Израиля как проявление антисемитизма. В этом смысле, показательно мнение Антидиффамационной

Сама по себе кркгика политики Израиля не ЯВЛЯСГСЯ антисемитской. Суверенное государство Израиль может критиковаться также, как и любое другое государство мира. Но нельзя отрицать, что есть те, кто прикрывает антисемитизм критикой Израиля или сионизма[10].

Оригинальный текст (англ.) [показать]

В полемической публицистике возникают также новые формы антисемитизма в различных постхристианских субкультурах («рок-антусемитизм»), в левых и правых (не только неонацистских) политических кругах, в новых движениях.

Популярно также понятие «бытовой антисемитизм», что, как явствует из самого понятия, не является идеологией, но представляет собой бытовое неприятие евреев, связанное с распространёнными представлениями об их образе жизни и отношении к неевреям.

Известный российский историк и этнолог Виктор Шнирельман полагает, что кроме этнического и религиозного антисемитизма существует также антисемитизм как реакция на социальную модернизацию, носителями которой считают евреев. Носителями такой формы аюмсемитизма могут быть в частности коммунисты или консерваторы.[11 ] Ксенофобия (от греч. ЗОБ, «чужой» и (РОБ, «страх» - нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Также может (редко) трактоваться буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смысле[источник не указан З 1 1 дней]

В природе ксенофобии лежит естественный страх перед неизвестным, зачастую, в условиях взаимной информационной изоляции сообществ среди не знающих чужих обычаев людей. Так возникает мнение о варварских нравах «чужих», иногда искусственно распространяются недостоверные с таких судов были открытыми, и на них публично гомррилось о фак-тх преступлений

ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme, в англ. версии - джингоизм) - наиболее одиозная форма национализма, провозглашение национальной исключительности, противопоставление интересов одного этноса (или суперэтноса) интересам всех других этносов, распространение идей национального превосходства, национальной вражды и ненависти. Термин "Ш." появился во Франции. В 1831 в пьесе братьев Коньяр Трехцветная кокарда" одним из героев был агрессивно-воинствснный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразом этого персонажа была реальная личность - ветеран наполеоновских войн, воспитанный в духе преклонения перед императором. Словом принято обозначать разнообразные проявления националистического экстремизма

Антисемитизм трицательное представление о евреях, неприязнь и предубеждение к ним, основанные на религиозных либо этнических предрассудках, разновидность ксенофобии[ Терминология

Термин обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы[11. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XlX в. его памфлете

«Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы». С тех пор он обозначает именно вражду к евреям, несмотря на попытки, исходя из этимологии, распространить термин на арабов, ввиду того что они также говорят на языке семитской групцы[2] (Эдвард Саид и др.).

Иногда в качестве синонима используется термин юдофобия. Разновидности антисемитизма

Под антисемитизмом понимают несколько различных явлений, связанных с проявлением вражды к евреям:

Античный антисемитизм. Наиболее древний вид антисемитизма. Обвиняет евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п. Христианский антисемитизм, возникший ок. П века. Предполагает ненависть к евреям как носителям иудаизма[З], за то, что те не признают Иисуса Мессией, а также исходя из убеждения, что они были причастны к его распятию. Эго убеждение обусловлено содержанием Нового Завета и христианской доктриной. Поскольку в христианстве Иисус считается Богом, весь еврейский народ объявлялся «Бргоубийцами». Для такого мировоззрения характерно разделение людей по критерию вероисповедания, а не национальности. Таким образом, в идеальном варианте, иудеи, переходя в христианство, переставали быть предметом ненависти. На практике так происходило не всегда, и зачастую такие люди и их дети, несмотря на смену религии, не признавались полноценными членами общества и назывались «выкрестами» (например, марраны). На сегодня религиозный антисемитизм не ограничивается христианством, поскольку антиеврейские настроения, основанные в том числе на религиозных мотивах широко распространены среди мусульман.[4][5][6][7][8]

Расовый антисемитизм, возникший в XIX в. Его можно назвать «классическим»: именно с ним связано возникновение самого понятия «антисемитизм», и именно его результатом стало крупнейшее проявление антисемитизма - холркост. Рассматривает евреев в качестве прирождённых носителей неких биологически ущербных признаков, а потому не только не признаёт за ассимилированными евреями права на существование, но и считает

их наиболее опасными, так как они Bitocwt' «порчу» в здоровое •tCJtO нации и пьгглвпся тайно захватить власть над ней,

«Новый антисимизм или антисионизм, В конце ! 990 годов в еврейской с,рсдс появилось понятие «новый аитмссМИтизм», распространяющее опрсделснис антисемитизма на ненависть к национальным устрсмлсниям еврссв, прежде к сионизму и Государству Израиль.

Грань между антисемитизмом и крюмкоИ сионизма и ПОЛИЗ ики Израиля, как и кри гика любой идеологии и политики часто бывает трудноуловима и еще болсс трудно доказуема, что позволяет, с одной стороны, оправдывал, интиссмьтТИЗм как «крюику израильской политики», а с другой, дискредитировать любую критику Израиля как проявление антисемитизма. В этом смысле, показазејн,но мнение Анти-диффам;щионпой лиги:

Сама по себе критика политики Израиля не является антисемитской. Сувереннос государство Израиль может критиковаться также, как у любос другос госуддрство мира. Но нельзя отрицать, что есть те, кто прикрывает антисемитизм крюикой Израиля или «сионизма»[ 10].

Оригинальный текст (англ.) [показать]

В полемической публицистике возникают также новые формы антисемитизма и различных постхристианских субкультурах («рок-аитнссмитизм»), в левых и правых (пе только неонацистских) политических кругах, в новых двиЖсИИяХ.

Популярно также понятие «бытовой антисемитизм», что, как явспзуег из самого понятия, не является идеологией, но представляет собой бытоврс неприязис сврссв, связаннос с распространёнными представлениями об их образе жизни и отношении к нссврсям.

Известный российский историк и этнолог Виктор Шнирельман полш асг, что кромс этнического и религиозного антисемитизма существует также атгиссмитизм как реакция на социальную модернизацию, носителями которой СЧИОКУГ сврссв. [осителями такой

формы антисемитизма могут быть в частности комму:шсты или консерваторы.[ 1 1

Ксенофобия («г греч, 305, «чужой» и (p6f30G. «страх») нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а потому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Также может (редко) трактоват»ся буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смыслс[источник нс указан З 1 дней]

В природе ксенофобии лежит естественный смрах перед неизвестным, зачастую, в условиях взаимной информационной изоляции сообществ СРСДИ не знающих чужих обычаев людей. Так возникает мнение о варварских нррвах «чужих», иногда искусственно распространяются недостоверные с



© 2010-2022