Статья Роль игры в подготовке к написанию итогового сочинения по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК

И.А.Григоренко

Учитель русского языка и литературы

ОГАОУ «Академия футбола «Энергомаш»

Г.Шебекино Белгородской области,

Российская Федерация

Роль игры в подготовке к написанию итогового сочинения по литературе

В своей статье я хочу затронуть проблему подготовки к написанию выпускного сочинения по литературе. Ни для кого не секрет, что в практике школьного преподавания не очень часто можно встретить работу, являющуюся творческим продуктом деятельности ученика. Почему? Да потому что урок литературы в школе превратился в простой пересказ прочитанных текстов «без всяких оснований именуемое анализом» или беседу, которая сводится к задаванию учителем вопросов и односложных ответов учеников. А мы, учителя литературы, должны учить своих детей более глубоко проникать в художественный текст. И как результат вдумчивого прочтения произведения - творческая работа ученика, где он должен писать не то, что положено, а то, что он сам чувствует и думает.

С чего же начать работу над сочинением? Если пересмотреть пособия по подготовке к написанию сочинения, то можно выделить конкретные этапы:

  1. Выбор темы (анализ, выделение ключевых понятий, определение границ);

  2. Формулировка идеи сочинения;

  3. Определение жанра сочинения;

  4. Композиция работы (составление плана, формулировка тезисов, подбор аргументов);

  5. Создание текста в черновике.

Все вышеперечисленные этапы работы над сочинением связаны с отношением к литературе как учебному предмету. Но всё-таки литература - это искусство, поэтому уроки должны носить творческий характер, и сочинения учеников должны отражать творческую сторону нашего предмета.

Чтобы написать сочинение самостоятельно, требуется систематический кропотливый труд от ученика. Учитель, со своей стороны, должен следить за методикой анализа произведения. Мы, учителя, зачастую замыкаемся в собственных представлениях о произведении, что приводит к шаблонности мышления, лишает ученика мыслить, высказывать собственное мнение. Поэтому на уроках при подборе материала учитель должен заботиться о доступности излагаемого материала, использовать различные приёмы при анализе произведения, так как сочинение - это результат анализа произведения.

Эффективен метод творческого чтения, целью которого является активизация художественного восприятия в начале изучения произведения и после его анализа. На данных уроках можно работать с иллюстрациями к произведению, над составлением планов, созданием отзывов по прочитанному тексту. Например, при изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» даётся такое задание: подобрать цитаты к иллюстрациям, размещённым на страницах учебника. После того, как пройден материал по изучению произведения М.И. Карамзина «Бедная Лиза» даётся задание: написать письмо Лизе (Эрасту), где учащиеся учатся выражать своё отношение к герою. На таком уроке можно поработать над таким жанром сочинения, как письмо.

На уроках литературы целесообразно вводить игровые приёмы, так как игра сопровождает человека на всех этапах его развития. Взаимодействие игры и литературы имеет громадное значение для формирования личности ребёнка. Из игры у человека развивается способность к художественной деятельности, поэтому восприятие произведений литературы протекает так же, как и в игре. В методике преподавания литературы достаточно накоплено определённого опыта применения игры для развития творческих способностей на уроках литературы. Приведу несколько игровых заданий для 6-7-8 классов:

  1. учитель предлагает составить цитатный план к какому-либо эпизоду произведения или дать характеристику персонажу. Например, при изучении древнерусской литературы на одном из уроков, когда изучается жанр жития, даётся ученикам такое задание: составить цитатную характеристику образа Александра Невского;

  2. ученикам предлагается серия цитат со ссылкой на авторов. Ребята определяют, в каком случае цитата не может принадлежать данному автору, доказывают своё мнение;

  3. составить киносценарий по одному из эпизодов к произведению А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»;

  4. написать сочинение «История, рассказанная бабушкой (дедушкой)» с сохранением речи рассказчика;

  5. описать воображаемый памятник герою произведения.

Все вышеперечисленные приёмы способствуют развитию творческого воображения, такие приёмы сродни игре, так как в них присутствуют и игровая роль, и правила действия. Во многом, благодаря этим приёмам в практике написания сочинений стали появляться нетрадиционные работы. Диапазон творческого изложения текста на основе таких приёмов разнообразны: рассказ о литературном герое от лица другого героя, заочная экскурсия в места, где происходят события произведения, письма очевидцев событий, дневник литературного героя и т.д.

Эти приёмы можно включить в сочинение, написанное традиционным способом. Ученик может использовать их как один из приёмов анализа, что придаст его работе своеобразие и нестандартный подход к написанию сочинения.

Несомненно, такая методика обучения должна активизировать творческую деятельность учеников и должна дать плодотворные результаты. Если работа над различными жанрами сочинений будет вестись, начиная со средних классов, то к старшим классам учитель добьётся настоящих творческих успехов учеников.















Список использованной литературы:

  1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 2009 [1, с.23].

  2. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. - М.: Просвещение, 1988. - [2, с.9].

  3. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2015. [3, с.12]

































И.А.Григоренко, 2016

© 2010-2022