Урок по творчеству М. Ю. Лермонтова

Урок по творчеству М.Ю.Лермонтова для учащихся 5 класса. Цель урока:вызвать интерес   к личности поэта; рассказать о любви к Родине русского человека, о желании защищать свою землю от иноземных захватчиков развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства, гордости за свою Отчизну. Расширять кругозор учащихся в области искусства; развитие навыка выразительного чтения поэтического текста, умения слушать лирические произведения. Воспитывать любовь к русской классической поэзии посред...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Стихотворение "Бородино" - художественное изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года

Цели урока:

вызвать интерес к личности поэта;

рассказать о любви к Родине русского человека, о желании защищать свою землю от иноземных захватчиков

развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства, гордости за своюОтчизну.

Расширять кругозор учащихся в области искусства; развитие навыка выразительного чтения поэтического текста,умения слушать лирические произведения.

Воспитывать любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М. Ю. Лермонтова

Межпредметная связь :исторические сведения о войне 1812г.

Оборудование. Портрет М.Ю. Лермонтова (художник П.Е. Заболотский)

Портрет Давыдова(художник О.А.Кипренский)

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений

Теория литературы: литературная баллада, крылатые выражения ,их значение

Средства выразительности фонетики :звукопись (аллитерация, ассонанс)

Средства выразительности лексики:эпитет ,гипербола ,метафора, сравнение

Средства выразительности синтаксиса: риторическое восклицание

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Тема и задачи урока.

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Знаете ли вы, что Лермонтовым написано около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. Среди его произведений каждый может найти себе стихотворение, которое затронет самые сокровенные струны души. Может у кого -то уже есть любимые строки стихотворений?( Чтение наизусть стихотворение «Парус»).

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение( только человек, которому грустно, одиноко мог написать такие строки)

Откуда же этот мотив одиночества? Перелистаем строки биографии поэта. Что вы знаете о детстве поэта?

Домашнее задание: Приложение №1 Презентация (подготовленная учеником презентация «Детство поэта»)

Слайд 1.Детство.Родился поэт 15 октября 1814 года в Москве в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери. Когда Мише было всего три года, мальчик остался на воспитании бабушки.

Слайд2 Тарханы.Лермонтов вырос в Тарханах, имении бабушки Арсеньевой Елизаветы Алексеевны, в окружении друзей и хороших гувернёров.Бабушка не жалела средств для воспитания внука. Но мальчику не хватало заботы мамы, внимания отца, с которым бабушка была с ссоре.

По дворянскому обычаю были приглашены иностранцы в качестве воспитателей.

…И вижу я себя ребёнком, кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Слайд 3.Москва. Когда Лермонтову исполнилось 14 лет он с бабушкой переехал из Тархан в Москву, т.к. надо было подумать о школьном образовании мальчика .Осенью он был принят в Московский университет благородного пансионата. В годы учения он начал сам писать стихи.

Слайд 4. Первые пробы пера.В пансионате он впервые осознал себя поэтом. Он ищет новые стихотворные формы, точные слова, новые размеры.Учился Лермонтов прекрасно, но закончить пансионат ему не удалось. Он, в знак протеста против царской реформы, подал прошение на увольнение. Спустя несколько месяцев, он поступает в университет. За годы обучения в пансионате и университете появляются замечательные ранние стихотворения. Одно из них- это стихотворение « Парус», которое звучало у нас на уроке.

Слайд 5 . Москва - любимый город. Поэт любил Москву, город своего детства, своей юности. Москве посвящено много стихотворных произведений Лермонтова.Поэта интересовала история его любимого города, история России

Кто не видел Кремль в час утра золотой,

Когда лежит над городом туман,

Когда меж храмов с гордой простотой,

Как царь, белеет башня - великан?

Поэт воспевал Москву в своих произведениях , гордился её историей. А бывает ли так, на ваш взгляд, такое событие в истории страны, которое является предметом гордости всего народа?

Несомненно, многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу, показал преданность своей родине, являются предметом гордости всего русского народа. Сейчас мы просмотрим сюжет, в котором запечатлено событие, важное для народа. Постарайтесь вспомнить, о каком именно событии идёт речь. (фрагмент фильма).

Домашнее задание Приложение № 2 .Презентация (подготовленный ученик ) Одним из таких исторических событий является сражение под Москвой, возле деревни Бородино. Бородинским сражение ,в котором русская армия благодаря своему героизму спасла независимость родины 1812 году ,мы можем гордиться. Наполеон Бонапарт, император Франции ,завоевавший почти всю Европу ,пошёл войной на Россию. Решающим был бой под Бородино. Русские войска стояли насмерть, чтобы преградить французам продвижение к Москве. Главнокомандующий русской армии Кутузов в донесении императору Александру I писал: «Баталия, 24 числа бывшая, была самая кровопролитная из всех, которые в новейшее время известны».Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек(Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч).Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь русский народ. Российская армия в боях терпела поражение. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боёв. Именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России. Сражение под Бородино(Можайский район Московской области) было решающим.Потери у французов-30 тысяч, у русских-44 тысячи человек.

Учитель: об Отечественной войне 1812 г., а именно о Бородинском сражении идёт речь в стихотворении «Бородино». Стихотворение было написано в 1837 г.Оно появилось к 25-ой годовщине Бородинского сражения 1812года. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино». Наша задача проанализировать стихотворение, рассмотреть, какие средства художественной выразительности использует автор для передачи событий, описанных в стихотворении, чувств героев стихотворения.

3. Чтение стихотворения(фонохрестоматия). Задание во время прослушивания: выписать слова, понимание лексического значения которых вызывает затруднение

4.Открытие новых знаний. Словарная работа (по учебнику в парах):

1812г.Совсем другая эпоха. И слова, используемые автором , характерны для эпохи того времени В этом стихотворении много новых и трудных слов, связанных одной темой. Вы ее назовете после прочтения лексических значений слов. Ваша задача состояла в том, чтобы найти непонятные слова. Попробуем выяснить, что они обозначают .Приложение №3 Презентация

  • Какой темой связаны данные слова? (Да, действительно это военная терминология начала 19 века.)

5.Анализ стихотворения .

Литературно - исследовательская работа

  • Как вы думаете, кто главные герои стихотворения? Возможно сам автор - М.Ю.Лермонтов встречался с реальным участником событий 1812 г.Сколько лет было М.Ю.Лермонтову, когда произошло это историческое событие?

  • Каким вы представляете главного героя стихотворения? Почему автор не дал ему имени ( обобщённый образ)

  • Что вы можете о нем рассказать? В каком возрасте он был во время битвы? Расскажите, обращаясь к тексту стихотворения.

  • А кто он, герой-рассказчик? Простой человек, офицер? Подтвердите свои выводы строками из произведения.

  • В чем особенность построения стихотворения? (Диалог и монолог).

  • Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата?

  • От чьего имени ведется рассказ?

  • Что этим достигает автор?

  • О чем говорится в стихотворении? В чем его пафос?

  • Какие картины проходят перед глазами читателя?

  • Что возмущало солдат?

  • О чем печалится солдат и чем гордится?

  • Храбрым ли воином был рассказчик?

Примерные ответы: Поскольку дядя во время своего рассказа отделяет время сражения от времени, в котором живет нынешнее поколение («Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя»), значит, он явно принадлежит старшему поколению. А во время своего участия в сражении он явно был молодым человеком, поскольку других называет стариками: «Ворчали старики…»

Герой пользуется просторечными выражениями: «У наших ушки на макушке», «Французы тут как тут», «Угощу я друга: постой- ка, брат мусью!», «Что толку в этакой безделке?», «Ну ж был денек!». Он использует простонародную лексику: Мусью, басурман. Все это говорит о том, что герой был простым человеком из народа, солдатом.

Судя по его замечаниям и комментариям он был, храбрым человеком: «Досадно было: боя ждали»;

«И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!»

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй, к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Учитель: М.Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 г. Люди этого поколения с ранних лет привыкли встречаться с участниками войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа. Навсегда запечатлелись в памяти ребенка рассказы гостей и родственников - участников Отечественной войны 1912 года. Мишель - так называли его дома - с восхищением слушал повествование о событиях недавней войны, ведь он родился в год её окончания. Например, Афанасий Столыпин - брат бабушки поэта, участник войны 1812 г., артиллерист-«бородинец». Он живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» М.Ю.Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино»

Учитель: В том, как эмоционально старый солдат вспоминает битву, постоянно чувствуется еще не забытое восхищение, энтузиазм. Для того, чтобы передать чувства русского воина - защитника Отечества, автор вводит риторическое восклицание.

  • Как вы думаете, что такое риторическое восклицание ? Если затрудняетесь ответить, попытайтесь найти восклицание в тексте.

«Ну ж был денек!» или: «Вам не видать таких сражений!» или: «Что значит русский бой удалый, / Наш рукопашный бой!». Свое поколение он считает мужественным (Могучее, лихое племя), своих однополчан - храбрецами, «богатырями», он гордится тем, что принадлежит к их числу.

Риторическое восклицание - это образное средство, с помощью которого в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, одушевлением. Служит для усиления выразительности речи.

  • Можно ли героя назвать хорошим рассказчиком? Почему?

  • Ответ: Хороший рассказчик - это человек, благодаря рассказу которого мы можем представить себе обстановку сражения; людей, которые в нем участвовали, их настроения и переживания, накал битвы, с ее зрительными и слуховыми образами, но и вкладывает чувства. Представляем ли мы участников этого сражения? Мы представляем ворчащих стариков: рассказчик пользуется прямой речью для того, чтобы передать настроение старых солдат; мы представляем себе того героя, каким рассказчик был в молодости, во время того сражения; видим, как кто-то чистит ковер, а другой точит свой штык, как раздаются возмущенные возгласы: «Пора добраться до картечи!»; представляем себе мужественного и решительного полковника, который обратился с пламенной речью к солдатам и офицерам.

  • Сражение было проиграно. Но возникает ли у вас ощущение поражения, «опущенной головы» перед врагом? Какую оценку вы можете дать исторической битве? (Лермонтов сумел показать масштабы и серьёзность сражения. Обида за гибель товарищей, ненависть к захватчикам только сильнее разжигали ярость у русских солдат. Всех героев охватывает чувство патриотизма, готовность отдать жизнь за свою Родину. Всё это можно объединить словами: несокрушимая мощь русского народа, который сумел в решающий момент истории силой задержать врага, а хитростью выгнать его с родной земли.

  • Представляем ли мы себе обстановку сражения? Стихотворение «Бородино опубликовано в 1837 г., но мы смогли почувствовать, окунуться в атмосферу Бородинского боя, при помощи каких выразительных средств автору это удалось?

6.Закрепление ранее полученных знаний

Задание: к определениям литературоведческим терминам, приведённым в левой колонке, подбери соответствующие понятия, указанные в правой колонке. Приведи примеры из текста

Значение литературных терминов

Литературные термины

1

Слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство(скрытое сравнение)

А

Эпитет

2

Изображение одного явления с помощью его сопоставления с другим

Б

Ассонанс

3

Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

В

Сравнение

4

Преувеличение

Г

Звукопись

5

В художественной речи приём звуковой выразительности: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания

Д

Гипербола

6

Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность

Е

Аллитерация

7

Повторение гласных звуков

Ж

Метафора

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

Ж

В

А

Д

Г

Е

Б

Литературные термины

Примеры

Эпитет

Спалённая Москва, схватки боевые, плохая доля и т.д.

Ассонанс

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Сравнение

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась- как наши груди

Гипербола

Земля тряслась, все (французы) побывали тут

Аллитерация

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут (ш-настороженность)

Метафора

Небо засветилось, постоим мы головою



  • К какому роду литературы можно отнести стихотворение «Бородино?» Почему? Докажите ваш вывод

Баллада- стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, переданное с острым, напряжённым сюжетом

7.Рефлексия.

  • Чем поразило вас стихотворение «Бородино?»

  • Какими чувствами оно проникнуто?

  • Сформулируйте главную мысль этого стихотворения? ( безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить свою страну от ненавистных иноземцев- вот главная мысль произведения

  • Попробуем определить тему этого стихотворения, о чём оно? Запишите в тетрадь.

(Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема - изображение Бородинской битвы)

  • С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения? Запишите в тетрадь.

(Идея стихотворения - восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри - не вы»)

Домашнее задание дифференцированное: школьники готовят рассказ о Лермонтове и выразительное чтение стихотворения «Бородино», отрывок выучить наизусть, составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата.



)





УУД

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, уважения к культурному наследию нашей Родины, овладение техникой художественного пересказа.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению; уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста; составлять характеристику героя, давать оценку его поступкам; учиться слышать ритм стихотворного текста.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное; обосновывать и доказывать свое мнение; обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока; уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста.

Предметные: научиться понимать сюжет произведения



© 2010-2022