- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Развиваем речь
Элективный курс Развиваем речь
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Темиргалиева Б.Ж. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«КЕЛІСЕМІН» «КЕЛІСЕМІН» «БЕКІТЕМІН»
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зав.секторами УВР Зам. РМК директор школы
Дукенбаева А.Р. Касенуалиева М.К. С.А. Аймагамбетов
«___»________2014 «___»__________2014 «___»________2014
___________________ _________________ ___________________
«КЕЛІСЕМІН»
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. Директора по УВР
Л.П. Почебыт
«___»__________2014
_________________
«ҚАРАСТЫРЫЛДЫ»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО гуманитарного цикла
«___»______________2014
_____________
Программа элективного курса
«Развиваем речь»
5 класс с казахским языком обучения
Составил: учитель русского языка и литературы
Темиргалиева Б.Ж.
КГУ «Ботакаринская средняя общеобразовательная школа»
2014-2015 учебный год
Элективный курс по русскому языку
«Развиваем речь»
для учащихся 5 класса с казахским языком обучения
Пояснительная записка
Для каждого школьника хорошо развитая речь - не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения русскому языку.
Основная цель курса: развитие устной и письменной речи учащихся
Основные задачи:
Развитие устной речи
1. Развитие речевого мышления.
2. Формирование коммуникативной функции речи - функции общения.
3. Развитие речевого слуха, речевой памяти и речевого внимания.
Совершенствование процесса письменной речи
1. Совершенствование графомоторных навыков.
2. Преодоление стойких ошибок в письменной речи.
Особенности курса:
предлагаемые темы развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом.
Основу курса составляют коммуникативные умения - понимать и раскрывать тему, проводить основную мысль, собирать и систематизировать материал, строить сочинения в определенной композиционной форме, правильно и ясно выражать свои мысли.
Программа состоит из двух частей:
1 - теоретическая или ознакомительная,
2 - практическая или развивающая.
В первой части раскрывается сущность подхода как к деятельности, дается лингвистическая трактовка основных речеведческих понятий, таких как текст, типы текста, их использование в речи.
Во второй части содержится практический материал, направленный на формирование речевых умений, предполагающий составление текста на начало и конец, краткий и выборочный пересказ, написание сочинений различного характера.
В программе также представлены такие понятия как абзац, строение абзаца, «данное» и «новое» как элементы актуального членения предложения, разновидности типов речи и их строение. Выделены такие типовые фрагменты: описание места, характеристика персонажа, предмета, динамика действия, состояние (природы, среды, лица).
Данная программа рассчитана на 34 часа.
2. Содержание курса
Содержанием уроков развития речи является обучение связной, как устной, так и письменной, а так же диалогической речи. В диалогах на актуальные темы уделяется внимание не только правильному построению и чередованию предложений, но и умению вносить уточнения в сообщения собеседников, ставить вопросы, получать адекватные ответы, объяснять свою точку зрения, доказывать. Значительную часть диалогов приходится связывать непосредственно с предстоящей или выполненной письменной работой, с деятельностью учащихся на уроках и внеклассных занятиях.
В число письменных работ по развитию речи входят описания (явлений, объектов, событий, поступков), сочинения (по картине, на заданную тему). Описания и сочинения проводятся как на базе предварительного обсуждения и коллективно составленного плана, так и самостоятельно на знакомые темы.
В работе над содержанием текстов для чтения основное внимание уделяется развитию понимания главной мысли произведения и на этой основе - развитию нравственно - этических чувств и оценок событий. Примерные темы по развитию речи:
Воспоминания о летних каникулах. Осенняя погода. Зимняя природа. Из жизни животных. Весенняя погода. Увлечения. Интересное событие. Описание животного, природы, неодушевленного предмета, картины и другие.
Тематический план
1 Речевая деятельность - основа обучения связной речи
1
2-3 Лингвистика текста: а) понятие текста, темы и идеи текста;
2
4 б) членимость текста;
1
5 в) смысловая цельность и связность текста;
1
6 г) абзац как часть текста, анализ текста
1
7 Типы речи. Описание
1
8 Повествование
1
9 Рассуждение
1
10 Пересказ текста
1
11 Последовательный пересказ
1
12 Рассказы - описания
1
13 Выборочный пересказ
1
14 Творческие пересказы
1
15 Составление рассказа по данному началу
1
16 Придумай конец рассказа
1
17 Придумай начало рассказа
1
18 Устные сочинения. Составление рассказа по вопросам
1
19 Составление рассказа по картинкам
1
20 Пересказ полученного рассказа, составленного по картинкам
1
21 Рассказ по представлению
1
22 Совершенствование речевых умений. Работа над сочинениями определенной тематики
1
23 -24 Выбор темы сочинения. Составление плана
2
25Сочинения - описания. Описание предмета, места, состояния среды, состояния человека
1
2627Сочинения - рассуждения
2
28Сочинения о себе и своей жизни
1
29Сочинения о вещах и других неодушевленных предметах
1
30Сочинения о животных
1
31 Сочинения о природе
1
32 Сочинение по картине
1
33 Редактирование и переписывание сочинения
1
34 Обобщение материала
1
4. Основные требования к развитию речи учащихся
Учащиеся должны уметь:
- строить новые высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым материалом (диалог, рассказ, описание, рассуждение);
- применять усвоенные в обучающих и тренировочных упражнениях способы работы над речью в аналогичных заданиях и условиях;
- использовать в сочинениях языковой материал из прочитанных произведений в соответствии с темой и логикой продуцируемого текста;
- развернуто отвечать на вопросы, аргументировать ответы;
- описывать и сравнивать между собой предметы, явления, события;
- полно и сжато передавать содержание прочитанного;
- писать сочинения на заданную тему, используя предложенный материал и личный опыт;
- уметь начать, продолжить, закончить рассказ или изменить тему.