Элективный курс Развиваем речь

Элективный курс по русскому языку                                                «Развиваем речь»                    для учащихся 5 класса с казахским языком обучения                                      Пояснительная записка          Для каждого школьника хорошо развитая речь – не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. Развитие связной речи учащихся – важнейший аспект обучения русскому языку.          Основная цель курса: развит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«КЕЛІСЕМІН» «КЕЛІСЕМІН» «БЕКІТЕМІН»

«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав.секторами УВР Зам. РМК директор школы

Дукенбаева А.Р. Касенуалиева М.К. С.А. Аймагамбетов

«___»________2014 «___»__________2014 «___»________2014

___________________ _________________ ___________________

«КЕЛІСЕМІН»

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. Директора по УВР

Л.П. Почебыт

«___»__________2014

_________________

«ҚАРАСТЫРЫЛДЫ»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО гуманитарного цикла

«___»______________2014

_____________

Программа элективного курса

«Развиваем речь»

5 класс с казахским языком обучения



Составил: учитель русского языка и литературы

Темиргалиева Б.Ж.



КГУ «Ботакаринская средняя общеобразовательная школа»

2014-2015 учебный год

Элективный курс по русскому языку
«Развиваем речь»
для учащихся 5 класса с казахским языком обучения


Пояснительная записка

Для каждого школьника хорошо развитая речь - не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения русскому языку.
Основная цель курса: развитие устной и письменной речи учащихся
Основные задачи:
Развитие устной речи
1. Развитие речевого мышления.
2. Формирование коммуникативной функции речи - функции общения.
3. Развитие речевого слуха, речевой памяти и речевого внимания.
Совершенствование процесса письменной речи
1. Совершенствование графомоторных навыков.
2. Преодоление стойких ошибок в письменной речи.

Особенности курса:
 предлагаемые темы развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом.

Основу курса составляют коммуникативные умения - понимать и раскрывать тему, проводить основную мысль, собирать и систематизировать материал, строить сочинения в определенной композиционной форме, правильно и ясно выражать свои мысли.
Программа состоит из двух частей:
1 - теоретическая или ознакомительная,
2 - практическая или развивающая.
В первой части раскрывается сущность подхода как к деятельности, дается лингвистическая трактовка основных речеведческих понятий, таких как текст, типы текста, их использование в речи.
Во второй части содержится практический материал, направленный на формирование речевых умений, предполагающий составление текста на начало и конец, краткий и выборочный пересказ, написание сочинений различного характера.
В программе также представлены такие понятия как абзац, строение абзаца, «данное» и «новое» как элементы актуального членения предложения, разновидности типов речи и их строение. Выделены такие типовые фрагменты: описание места, характеристика персонажа, предмета, динамика действия, состояние (природы, среды, лица).
Данная программа рассчитана на 34 часа.

2. Содержание курса

Содержанием уроков развития речи является обучение связной, как устной, так и письменной, а так же диалогической речи. В диалогах на актуальные темы уделяется внимание не только правильному построению и чередованию предложений, но и умению вносить уточнения в сообщения собеседников, ставить вопросы, получать адекватные ответы, объяснять свою точку зрения, доказывать. Значительную часть диалогов приходится связывать непосредственно с предстоящей или выполненной письменной работой, с деятельностью учащихся на уроках и внеклассных занятиях.
В число письменных работ по развитию речи входят описания (явлений, объектов, событий, поступков), сочинения (по картине, на заданную тему). Описания и сочинения проводятся как на базе предварительного обсуждения и коллективно составленного плана, так и самостоятельно на знакомые темы.
В работе над содержанием текстов для чтения основное внимание уделяется развитию понимания главной мысли произведения и на этой основе - развитию нравственно - этических чувств и оценок событий. Примерные темы по развитию речи:
Воспоминания о летних каникулах. Осенняя погода. Зимняя природа. Из жизни животных. Весенняя погода. Увлечения. Интересное событие. Описание животного, природы, неодушевленного предмета, картины и другие.



Тематический план



1 Речевая деятельность - основа обучения связной речи

1

2-3 Лингвистика текста: а) понятие текста, темы и идеи текста;

2

4 б) членимость текста;

1

5 в) смысловая цельность и связность текста;

1

6 г) абзац как часть текста, анализ текста

1

7 Типы речи. Описание

1

8 Повествование

1

9 Рассуждение

1

10 Пересказ текста

1

11 Последовательный пересказ

1

12 Рассказы - описания

1

13 Выборочный пересказ

1

14 Творческие пересказы

1

15 Составление рассказа по данному началу

1

16 Придумай конец рассказа

1

17 Придумай начало рассказа

1

18 Устные сочинения. Составление рассказа по вопросам

1

19 Составление рассказа по картинкам

1

20 Пересказ полученного рассказа, составленного по картинкам

1

21 Рассказ по представлению

1

22 Совершенствование речевых умений. Работа над сочинениями определенной тематики

1

23 -24 Выбор темы сочинения. Составление плана

2

25Сочинения - описания. Описание предмета, места, состояния среды, состояния человека

1

2627Сочинения - рассуждения

2

28Сочинения о себе и своей жизни

1

29Сочинения о вещах и других неодушевленных предметах

1

30Сочинения о животных

1

31 Сочинения о природе

1

32 Сочинение по картине

1

33 Редактирование и переписывание сочинения

1

34 Обобщение материала

1



4. Основные требования к развитию речи учащихся
Учащиеся должны уметь:
- строить новые высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым материалом (диалог, рассказ, описание, рассуждение);
- применять усвоенные в обучающих и тренировочных упражнениях способы работы над речью в аналогичных заданиях и условиях;
- использовать в сочинениях языковой материал из прочитанных произведений в соответствии с темой и логикой продуцируемого текста;
- развернуто отвечать на вопросы, аргументировать ответы;
- описывать и сравнивать между собой предметы, явления, события;
- полно и сжато передавать содержание прочитанного;
- писать сочинения на заданную тему, используя предложенный материал и личный опыт;
- уметь начать, продолжить, закончить рассказ или изменить тему.

© 2010-2022