Рабочая программа по русскому языку ФГОС 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

  • формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

  • Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- формирование научно-лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

  • Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

- формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

Формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета

Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.

Материал расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Содержание работы по повторению спланировано конкретно в рабочей программе.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, орфографического, морфологического, синтаксического и пунктуационного разбора.

Важное направление в работе - формирование навыков грамотного письма. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков обеспечивается при изучении всех разделов и тем русского языка.

Развитие речи учащихся способствует развитию логического мышления . Развитие речи предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения. аудирования (слушания), чтения и письма и осуществляется в трех направлениях.

  1. Овладение нормами литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений. Предполагает устранение из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

  2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя языка путем систематической словарной работы, синонимией словосочетаний и предложений.

  3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса:

диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты; тесты, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, изложения (выборочное, сжатое).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе - 4 часа в неделю (136 часов за год).








ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Личностные результаты освоения русского языка:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Метапредметные результаты освоения русского языка:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне(на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского языка:

  • представление об основных функциях языка;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики:

  • язык и речь,

  • жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • текст, типы текста;

  • основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка основными нормами русского литературного языка; основными нормами русского литературного языка; нормами речевого этикета

  • проведение различных видов анализа слова

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Содержание

Кол-во часов

Из них на Р/Р

Из них контр. дикт

Из них тесты

Введение

1




Повторение изученного в 5-6 классах

8



1


Морфология и орфография. Культура речи (72 ч)



Тексты и стили

5

2



Причастие

25

4

1


Деепричастие

12

2

1


Наречие

26

8

1


Учебно - научная речь

2




Категория состояния

5

2




Служебные части речи ( 52 ч)



Самостоятельные части речи

1




Предлог

11

2

1


Союз

13

2

1


Частица

13

4



Междометие

2




Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

12

1

1

1


ИТОГО:


136













Содержание тем учебного курса


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русский язык как развивающееся явление

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ (8 ч)

ТЕКСТЫ И СТИЛИ (3 ч +2 ч)

Причастие (21 ч + 4 ч)

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Уметь правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причсастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

Деепричастие (10 ч + 2 ч)

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

Уметь правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

Наречие (18 ч + 8 ч)

IНаречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

Уметь правильно ставить ударение в наречиях, использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Учебно -нучная речь (2 ч)

Категория состояния (3 ч + 2ч)

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. (1 ч)

Предлог (9 ч +2 ч)

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Уметь правильно употреблять предлоги в и на, с и из, правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Союз (11 ч + 2ч)

I Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

Уметь: пользоваться в речи союзами-синонимами.

Частица (9 ч + 4 ч)

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Уметь выразительно читать предложения с модальными частицами.

Междометие. (2 ч)

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Уметь выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

(11 ч +1 ч)




























ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1). Учебник, соответствующий Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2013-2014 учебном году. «Русский язык, 7 класс», базовый уровень. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Издательство «Просвещение», Москва, 2015 год

2). Контрольно - измерительные материалы. Русский язык. 7 класс/ Н.В.Егорова, М.: ВАКО, 2010 год. Дополнительная литература. 1) Орфографический словарь русского языка./ Степанова М.И., Санкт-Петербург, «Виктория», 2013 год. 2) Словарь синонимов и антонимов русского языка./ Т.Ю.Уша , Санкт-Петербург, «Виктория», 2011 год.

3) Фразеологический словарь русского языка./ М.И.Степанова, Санкт-Петербург, «Виктория», 2012 год.

4) Школьный словообразовательный словарь русского языка./ В.И.Круковер, Санкт-Петербург, «Виктория», 2012 год.

5) Толковый словарь русского языка./ Михайлова О.В., Санкт-Петербург, «Виктория», 2012 год.

6) Этимологический словарь русского языка./ Г.А.Крылов, Санкт-Петербург, «Виктория», 2011 год. Методическая литература. 1.Русский язык, 5-11 классы. Правила, таблицы, схемы. Автор - составитель Г.Ф. Хлебинская. Издательство «Оникс», Москва, 2012 год. 2.Русский язык. Весь школьный курс в таблицах и схемах/ Л.А.Петкевич, Минск. Современная школа», 2012 год. 3.Русский язык в таблицах (5-9 классы). Наглядный теоретический материал./ Составители: Василенко М.В., Денисова М.А., Лагутина Е.В., Москва «Школа 21 века», 2012 год. 4.Русский язык в таблицах и схемах/ Е.В.Амелина, Ростов -на-Дону, «Феникс», 2011 год. 5.Подготовка к ГИА-2013. Русский язык./ Л.С.Степанова, М.: Астрель, 2013. 6.Русский язык. ГИА 2013. Успешная подготовка, разбор заданий, алгоритмы, тесты./ С.В.Драбкина, Д.И.Субботин, М.: Интеллект - центр, 2013 год.

Электронное сопровождение.

1. Компьютерный диск «Курс русского языка» (базовый). Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности, 2012 год.

2. Компьютерные диски «Видеоуроки русского языка в 5 - 9 классах», ИНФОУРОК, 2013 год.

3. Интернет-ресурс. ГИА по русскому языку 2014. Gia-po-russkomu

4. Интернет-ресурс. ЕГЭ 2014 по русскому языку. Он-лайн тесты. ege.yandex.ru. Русский язык

5. Интернет-ресурс. Пособие «Диагностические работы ЕГЭ 2014 по русскому языку» egeigia.ru Средства обучения. 1). Таблицы и плакаты по фонетике, лексике, лексикологии, орфоэпии, этимологии, морфемике, морфологии, фразеологии, синтаксису, пунктуации, орфографии, грамматике. 2). Лингвистические словари: толковый, орфоэпический, орфографический, этимологический, словарь синонимов и антонимов, словообразовательный, фразеологический; лингвистические справочники. 3). Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся. Карточки на печатной основе с индивидуальными заданиями для 7 класса. 4).Тестовые задания по всем разделам программы для 7 класса по русскому языку. 5). Библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы. 6).Стенды по русскому языку для постоянных и временных экспозиций. 7).Технические и информационно-коммуникативные средства обучения (компьютер, мультипроектор, обучающие программы, выход в Интернет).



















© 2010-2022