- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме Язык и его единицы (5 класс)
Урок по теме Язык и его единицы (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахметжанова О.М. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ЯЗЫК И ЕГО ЕДИНИЦЫ
Цель: дать понятие о единицах языка.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
В о п р о с ы:
- Что является средством общения людей?
- Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)
II. Беседа по вопросам.
1. Предложение - единица языка.
2. Слово - единица языка.
3. Звук - единица языка.
III. Диктант с заданием.
Пусть живет
Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.
Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.
· Задание.
1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.
2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?
Укажите: что понравилось, о чем бы вам хотелось узнать более подробно, какие предложения вы бы изменили, почему?
Домашнее задание: составить и записать рассказ (4-5 предложений) «Смешной случай летом».
Р/Р СТИЛИ РЕЧИ
Цель: формировать умение различать стили речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарно-орфографическая работа.
Грамота - grammata - 'чтение и письмо' (греч.)
- В каком значении употреблено слово грамота?
Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А. С. Пушкин).
После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту. Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А. П. Чехов).
Царский манифест… оказался филькиной грамотойФ (А. Степанов).
III. Сообщение учителя.
Стилистика - это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
Стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество.
СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Сферы общения
Стиль
Общение людей в быту
Разговорный
Общение граждан в учреждении
Официально-деловой
Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)
Публицистический
Научная деятельность (научные статьи, работы)
Научный
Словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы)
Художественный
Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
IV. Наблюдение (с. 9 учебника).
- О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному?
Учащиеся соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом (с. 9, упр. 12, 13).
V. Сообщение учителя.
- В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего.
VI. Распознавание стилей речи.
Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль.
Работа может быть проведена с использованием карточек.
1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)
2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря - научный.)
3. Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого- то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить? (Художественный.)
И. Токмакова «Ива»
Домашнее задание: упражнение 14.