Конспект урока литературы Мцыри М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. (8 класс)

Тема: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Цели: Познакомить учащихся с понятием романтизм, историей создания поэмы, понятием «свобода» и «несвобода». Развитие мыслительной деятельности через установление логических связей между    реальными событиями и событиями, описанными в поэме. Развитие речи через словарную работу, ответы на вопросы.                      Воспитание интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, выход в Интернет. Дидактический материал к учебному занятию: иллюстрации, словари, справочники, раздаточный материал.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ивченко Н.В.,

учитель русского языка и литературы


Тема: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.

Цели:

Познакомить учащихся с понятием романтизм, историей создания поэмы, понятием «свобода» и «несвобода».

Развитие мыслительной деятельности через установление логических связей между реальными событиями и событиями, описанными в поэме. Развитие речи через словарную работу, ответы на вопросы.

Воспитание интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, выход в Интернет.

Дидактический материал к учебному занятию: иллюстрации, словари, справочники, раздаточный материал.

Ход урока

I. Орг. Момент

- Я хочу вам пожелать

  • Активности;

  • Усидчивости;

  • Удачи;

  • Самостоятельности;

  • Хороших успехов.

II. Постановка проблемного вопроса.

К поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов в качестве эпиграфа взял библейское изречение «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Под мёдом поэт подразумевает сладость свободы.

Как вы понимаете, что такое «свобода» и «несвобода»? (ответы учащихся).

III. Вступительное слово учителя.

  1. Эту проблему свободы личности мы рассмотрим с вами при изучении произведения Лермонтова «Мцыри». Дайте определение поэмы.

Тема - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней.
Идея - лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма. Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся)

  1. Сегодня мы будем работать в группах.

Задания группам:

Первая группа

Произведение Лермонтова «Мцыри» - это романтическая поэма. Первая группа обозначит основные черты романтизма (работа в Интернете, со словарями и справочниками)

Вторая группа подготовит краткий рассказ о поэте (работа с источниками)

Третья группа

История создания (работа с источниками)

Четвёртая группа попробует определить понятия, работа со сносками учебника (Мцыри, кадильница, обет, алтарь, чадра, терновник) (в это время играет Симфоническая поэма Мцыри Тактакишвили Омара Васильевича)

Пятая группа

Работа с текстом. Найти цитаты о свободе

IV. Выступление групп

V. Слово учителя. Беседа по вопросам.

Где происходит действие поэмы? (На Кавказе)

Как Мцыри попал в монастырь?

Какова цель побега?

Что значит для Мцыри быть свободным?(ответы детей)

Вывод: Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным - для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

VI. Тест.

1. К какому литературному направлению можно отнести поэму?

А) сентиментализм В) романтизм

Б) реализм Г) классицизм

2. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

А) былин

В) древнерусских летописей

Б) Библии

Г) стихотворения Горация

3. В чём заключается смысл эпиграфа?

А) восстание против судьбы, против Бога

Б) раскаяние, бесконечное смирение

В) защита прав человека на свободу

4. Определите жанр произведения.

А) баллада В) поэма-исповедь

Б) элегия Г) притча

5. В чём заключается основная идея произведения?

а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

б) тоска по воле;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.


6. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

А) проявляется любовь автора к Кавказу

Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя

В) связь с историей России

А теперь вы можете сами себя проверить и оценить свою работу на уроке. Лист, на котором находится тест нужно вставить в файл, и вы увидите правильные ответы. Если вы набрали 6 баллов, то получаете оценку «5», если баллов 4-5 - ваша оценка «4», но если - ниже 4 баллов, вам следует повторить материал.

Домашнее задание: дать характеристику Мцыри.

VII. Оценка урока учащимися.

Ребята, сейчас вы с помощью цвета должны будете дать оценку уроку. Если вам на уроке было комфортно, понятен изученный материал, вам не было скучно, вы достанете из конверта и поднимите цветок синего цвета, если же что-то осталось непонятно, возникли вопросы, ваш цветочек будет жёлтого цвета. Ну, а если вам было скучно, некомфортно, вы не поняли материал, об этом будет сигнализировать красный цветок.

Литература

pyalos-olga.narod.ru/mtsiri/

© 2010-2022