Урок по литературе Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет

"Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. (Разработка урока).Урок в игровой форме знакомит школьников с тропами. Творческие задания позволят обучающимся находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте. Урок рассчитан на работу по УМК под редакцией В.Я.Коровиной.Цель урока:• сформировать базовые знания о языке художественной литературы, о его изобразительно-выразительных средствах;• помочь постичь тайны творческой лаборатории писателя...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное образование

«Выборгский район» Ленинградской области

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.

Урок-практикум по литературе в 5 классе

УМК В.Я.Коровиной

Подготовила Ртищева Вера Григорьевна, учитель русского языка и литературы



Цель:

  • сформировать базовые знания о языке художественной литературы, о его изобразительно-выразительных средствах; помочь постичь тайны творческой лаборатории писателя как художника слова.

Задачи:

 Образовательная: выделение сущностных признаков тропа; использование понятия как инструмента анализа при изучении художественного произведения.

 Развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе; подведение к первоначальному выводу самих обучающихся через целенаправленное наблюдение над языковыми фактами.

 Воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; побуждать обучающихся к самостоятельному литературному творчеству и вдумчивому чтению-переживанию художественных текстов.

В ходе урока обучающиеся

узнают:

  • что такое эпитет

  • какую роль эпитет играет в поэтической речи

научатся:

  • находить эпитеты в тексте

  • определять их роль в тексте

  • подбирать поэтические эпитеты к словам-образам

Опорные слова, выражения: изобразительно-выразительные средства языка, тропы, гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора.

Ход урока.

  • Вступительное слово учителя.

Художником слова писателя называют потому, что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. У этих слов есть особые названия - тропы, изобразительно-выразительные средства языка (гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора).

Вопрос: - Что они делают? Какую роль играют? (Рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили; выражают отношение; передают мысли и эмоции автора).

Учитель: мы вспомнили, как значимо каждое слово в художественном тексте. Сегодня мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу, это увлекательно и интересно. Сегодня мы изучим с вами эпитет, его маленькие секреты и отличительные особенности.

  • Изучение нового материала. Пробуждение жизненных впечатлений.

Учитель: - Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, веселый, трудолюбивый, искренний).

-Нравится вам этот человек? А теперь опишите человека, который вам совсем не нравится. (Злой, жадный, бесчестный, грубый, дерзкий, невоспитанный).

- Попробуйте угадать по названным признакам, о каком цветке идет речь. Алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом. (Роза).

- Определите время года по его свойствам (работа по вариантам: называют признаки - угадывают время года. (Например: морозная, снежная, долгожданная, любимая - зима).

- При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? (Это прилагательные, определения).

Анализ первоначального определения.

Учитель: - Прочитайте внимательно строки стихотворения А.С. Пушкина:

…яблоко, оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Вопрос: - Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? (Спелого, румяно-золотисто, свежо, душисто).

Учитель: - Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

Обобщение ответов в виде опорного конспекта.

Эпитет - художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое:

выделяет

передает

заражает

создает

свойства

отношение автора

настроением

образ

качества

впечатление

признаки


  • Практическая часть. Выполнение заданий, закрепляющих знания об отличительных особенностях эпитетов.

  • Отличие эпитетов от грамматических определений:

    Эпитет

    Грамматическое определение

    «…день чудесный

    субботний день

    золотое сердце

    золотое кольцо

    лисий характер

    лисий хвост

    «…день как бы хрустальный»

    длинный день

  • Виды эпитетов:

    Постоянные

    сложные

    метафоричные

    добрый молодец

    светло-пушистая снежинка

    снежинка смелая

    красно солнышко

    яблоко румяно-золотистое

    березка нежная

  • Роль эпитетов в тексте.

Задание: прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Снежинка», выпишите эпитеты, которые создают ее «образ» и делают его незабываемым. Прокомментируйте свой выбор.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула.

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая

Обсуждение.

- Укажите, где в стихотворении движение, полет, вихрь, а где любование, восхищение?

- Как передать эту смену при чтении?

- Почему автор использует обратный порядок слов (инверсию)?

- Что придает стихотворению музыкальную силу (поэт словно завораживает читателя видением)?

Творческая мастерская. Упражнения творческого характера.

  • Игра «Соревнование с писателем». (На доске написано (или воспроизведено на слайде) стихотворение А. Фета с пропуском эпитетов). Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором.

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,

(Полна) луна.

Свет небес (высоких),

И (блестящий) снег,

И саней (далеких)

(Одинокий) бег.

Коллективное обсуждение предлагаемых обучающимися вариантов.

  • Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…» (читает ученик).

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Устное словесное рисование к нему иллюстраций с введением в рассказ изобразительно-выразительных средств языка.

  • Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года» (январь), создание живописной акварельной иллюстрации зимнего леса и выбор названия для нее (строка из стихотворения Ф.И. Тютчева).

4.Подведение итогов урока.

Возвращение к опорному конспекту. Беседа по вопросам:

  • Назовите секреты эпитета.

  • Как увидеть эпитеты в тексте?

  • Какова их роль в художественном тексте?

  • Какой эпитет вы запомнили на уроке?

5.Домашнее задание.

  • Выучить опорный конспект, проиллюстрировать его примерами.

  • Выразительно читать наизусть, создавая в воображении картину, стихотворение Ф.И. Тютчева.

  • Подобрать поэтические эпитеты разных авторов к словам-образам: береза, тишина, лес, утро (по выбору).



Список использованных материалов

  1. Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002

  2. Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.

  3. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.

  4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984

  5. Русская поэзия XIX - начала XX в./Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. Статья, примеч. Н.Якушина. - М.: Худож лит., 1987

  6. Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.- М:ВАКО,2008

  7. Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова,Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.

  8. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/ Е.С.Симакова. М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2008

  9. Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974

  10. Краткий словарь литературоведческих терминов. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. М.: Просвещение, 1978.









Интернет-ресурсы

  • effor.ru

  • ykontarte.ru/publc24216182

  • Ru.wikipedia.org

  • russlovesnost.

  • 1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  • all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  • Русский филологический портал philology.ru/default.htm

  • ug.ru/ -«Учительская газета»

  • school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  • schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  • Дистанционная поддержка учителей-словесников ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm



© 2010-2022